Эмоциональный интеллект. Зарисовки

 За годы работы учителем столько раз восхищаешься находчивости, неординарности, фантазии своих учеников. Работая в общеобразовательной школе, я эти качества относила к детям. Тридцать лет занимаясь со взрослыми, я поняла, что они не уступают в любознательности, непредсказуемости, бесшабашности, смелости, авантюризме своим детям и внукам.

Надеюсь, спорить не будете, что в социуме мы все носим маски, и люди чаще всего оценивают нас по этой маске? Мы все знаем, чего от нас ждут окружающие, и стараемся соответствовать ожиданиям, даже если это прямо противоположно нашим интересам.
  Со временем мы так вживаемся в роль, что маска прирастает, и мы забываем, какие мы, настоящие. В том, что это так, убеждаюсь с каждым новым учеником.

 Когнитивные процессы (память, внимание, скорость мышления, реакций, действий, ритм мысли, интеллект) помогают эффективно взаимодействовать с информацией, поступающей от органов чувств. Все они тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга.
Но, не приученные правильно маркировать информацию эмоцией, мы не умеем ее группировать, структурировать, классифицировать, то есть раскладывать по полочкам и, как итог, не можем ею воспользоваться в полном объеме. Поэтому на уроках я стараюсь поставить учеников в ситуацию, когда надо вспомнить эмоцию, и через нее выйти на событие.

 
Урок 1.

Задание: вспомните «дела давно минувших дней», восстановите в памяти эмоцию, которую вы испытали, когда попали в нелепую ситуацию, когда кого-то спасли, когда сделали то, на что никогда бы не отважились в здравой памяти, в здравом рассудке.
Раскрыть перед всеми душу, в чем-то признаться, чем-то погордиться, тяжело.

 М – 58 лет.

Мне 17 лет. Иду на море с братьями-шестилетками и двухлетней сестренкой. Позагорали, поплавали, пора домой собираться. Мальчишки попросили:

- Пока малую одеваешь, можно мы у берега еще поплаваем, песок смоем. Отпустила, дала 2 минуты. Поворачиваюсь… а они друг за друга цепляются, глаза как блюдца… Аленку бросила на песок, сама рванула в воду, прыгнула с пирса… Эмоций никаких не было… В голове билась одна мысль:
- Вытолкнуть, вытолкнуть из этой ямы, господи, помоги…

Когда оказались на мели, потом выбрались на берег, я начала орать. Орала на людей, которые стояли на берегу и смотрели, как тонут мальчишки. Они, оказывается, не поняли, что происходит, думали, что балуются ребята. Один мужчина спросил:
- А ты сама плавать-то умеешь?
- Нет.
- А если бы утонула?
- А если бы они утонули, как бы я домой вернулась, как родителям сказала, что проследила ребят?

Прошел 41 год, но нет-нет, да и просыпаюсь в холодном поту: а вдруг бы испугалась, не прыгнула? Никто в семье об этой истории не знает. Сейчас родителей уже нет, можно рассказать.

   
С – 34 года.

Я в жизни испугался только один раз. Я мужчина, испугался … да вы сейчас сами поймете, чего…
По работе пришел в одну фирму. Просидели почти два часа, пока все вопросы решили. Всё, все точки расставили, пора и честь знать. Раскланялся с хозяйкой кабинета, подошел к двери, взялся за ручку …
А она никак, я уж с ней и так, и этак ... Поворачиваюсь к хозяйке кабинета. Она сидит на своем месте, не шелохнувшись, с интересом смотрит на меня. Как мне такая мысль в голову пришла, черт знает … Тут уж я перепугался: она на две головы выше меня, косая сажень в плечах … Мне от нее не отбиться…
Сколько мы смотрели друг на друга, не скажу… Вдруг она откинулась на кресле и начала хохотать… Она поняла, она поняла, что, вернее, чего я испугался! Сквозь смех она сказала:
- Ты ручку-то не дергай, просто поверни вправо. И снова начала хохотать.

 А – 23 года.

Нас на призывную комиссию отправили. Велели всем раздеться. Остались в трусах, стоим, ждем. Вышел врач, посмотрел на нас и говорит:
- Раздеться – значит снять все!
Мне всегда больше всех надо, я и спросил:
- А трусы зачем снимать?
Врач ухмыльнулся и, посмотрев на меня, сказал:
- Сейчас узнаешь. Иди во второй кабинет. Остальные следом. Так по цепочке из кабинета в кабинет.

Я двинулся в указанном направлении. Открыл дверь и остолбенел: сидит молоденькая девчонка в белом халате. Не отрывая глаз от бумаг, она проговорила:
- Чего в дверях встал, заходи.
И подняла глаза на меня. Лучше бы я сквозь землю провалился: стоять нагишом перед молоденькой врачихой… Брррр…

Она начала осмотр, стала задавать какие-то вопросы. А у меня уши заложило, я вижу, что она рот открывает, а ничего не слышу … Она встала, начала меня крутить…Когда осмотр закончился, она, видимо, сказала мне идти, а я же не слышу, стою перед ней. Она развернула меня, улыбнулась и на дверь показала …

 
Л – 37 лет.

 Все подруги с ребятишками уехали в отпуск. На месяц! Мужья решили в этот же день после работы отметить радостное событие – свободу. Собрались на 4 этаже у Е. Дома сгребли еду, которую жены им заготовили впрок на несколько дней, и - пир горой! Мой тоже собрался было, я ему со смехом сказала, что праздновать ему пока нечего: я дома, дети дома. Поворчал, но согласился.

Легли спать. Проснулись среди ночи от какого-то звука за окном.

«Слушай, кто-то упал!» - я сказала, а муж молча подхватился, трико на себя  - и на улицу, я следом. На клумбе под нашим окном лежит мужчина. Выскочили из подъезда  друзья. Вызвали скорую, она прилетела буквально через несколько минут. Вышел врач. Я таких огромных людей не видала. Подошел к лежащему:
- Если ты меня слышишь, пошевели правой рукой.

Тот, видимо мысленно пытался найти именно правую. Нашел, приподнял. Мы вздохнули с облегчением: значит, жив.

- Теперь найди левую руку, пошевели ею.

Опять пауза. Все, нашел, пошевелил.

-Теперь давай найдем ноги. Сначала правую. Теперь левую. Теперь попробуй повернуть голову вправо, сейчас влево.

Врач повернулся к санитарам, которые стояли в сторонке с носилками и велел аккуратно переложить летуна (это его слово) на носилки.

Машина уехала. Мы приступили с допросом к ребятам. То, что узнали, выходило за рамки нашего представления о наших разумных друзьях.

- Для начала поднабрались, затем стали спорить, кто пьянее (ну, не было видно других тем). Е. сказал, что он, как стеклышко, и может пройтись в доказательство по перилам балкона. Парни сдуру начали его подначивать. И даже когда он полез на перила, не остановили его, уверенные в том, что он этого не сделает, шутит, мол.

 Е. выписали из больницы на следующий день. Клумба его спасла или Бог, правда, благоволит к детям и пьяным? С тех пор его все стали называть, с легкой руки врача, летуном.

 


Рецензии
Я не боялся очень крупных женщин, они мне очень нравятся!
Пьянок избегал. Один раз спас утопающего брата, но меня всё равно ругали.

Григорий Аванесов   15.08.2021 21:29     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.