Шарапова Охота загадки и истории

 Уважаемый читатель! Мне очень важно знать ваше впечатление от данного текста (скучно, интересно, полезно и т.д.). Интересует ли вас вообще исторический материал? Если вы не зарегистрированы здесь,напишите на ergoproekt@rambler.ru. Буду благодарен. 
               
               

Краеведческое  исследование.   август    2019 г.

Содержание

Вступление
Легенда и Интернет
При каком населённом пункте возникла железнодорожная станция?
Был ли здесь помещик Шарапов?
Может, не помещик, а лесник?
Жизнь пришла по железной дороге. /Развитие станции. Кирпичный завод «близ самой станции». Трактир и чайные. Посёлок Петровский/.
Административно-территориальные преобразования. Посёлок Шарапова Охота.
О статусе посёлка.
Школьная история с географией.
Предприятия Шараповой Охоты. /"Пуговка", или артель «Металлотруд». ОПЛО «Русский лес»/.
«Всё течёт, всё изменяется» (Посёлок сегодня).
               
 В ссылках на источники указаны 7 литературных и 36 архивных документов, на которых строится содержание очерка-исследования




 
ВСТУПЛЕНИЕ 

«Станця «Чехов». Следующая станция «Шарапова Охота»»
(Объявление в электричке)
Как-то я стоял на платформе, а около меня томилась в ожидании поезда стайка школьников лет десяти-двенадцати. Автобус, развозящий детей из школы, почему-то не пришёл, и ребята самостоятельно возвращались домой. Ну, не могут дети стоять спокойно: один бегал вокруг девчонок, занятых разговорами, а другой его догонял, третий толкал четвёртого, а тот должен был обязательно отомстить. Ужас охватывал меня, когда их кроссовки оказывались на самом краешке платформы. Ещё секунда и… Понимая, что призывом к порядку их не урезонишь, я решил схитрить и занять шалунов каким-то рассказом. Но ничего путного не приходило на память, и я стал импровизировать, на ходу складывая сюжет.
- Ребята, вы с какой стороны ждёте поезда
- Из Чехова, - откликнулся хор голосов.
- А вы знаете, что город Чехов был утверждён только в 1954 году, а до этого был посёлок Лопасня?
Компания притихла, удивлённая то ли неизвестным фактом, то ли обращением к ним незнакомого человека.
- Вы знаете о писателе Чехове? Так вот он со своими родителями поселился в марте 1892 года недалеко от Лопасни, в Мелихове. Там он закончил книгу о поездке на Сахалин, написал пьесы «Три сестры», «Вишнёвый сад», «Чайка» и другие произведения, строил сельские школы. В Серпухове он служил земским врачом, боролся с холерой. Серпухов с окрестностями дали пищу для нескольких его рассказов. Нынешнего Симферопольского шоссе тогда не было, поэтому в своих письмах Антон Павлович жаловался на лесные дороги, которыми ему приходилось ездить: «Дорога ужасная, тарантас подпрыгивает от мучительной боли и на каждом шагу теряет колёса. Когда я в последний раз ехал со станции, у меня от тряской езды оторвалось сердце. Так что я теперь уже неспособен любить…» [1].   А недалеко от Лопасни, к Северо-западу и Северо-востоку, издавна были две деревни с одинаковым названием – Шарапово… Интересно, почему название нашей станции Шарапова Охота так созвучно названиям этих достаточно отдалённых деревень? Или здесь был населенный пункт именно с таким названием? А знаете ли вы, как возник посёлок Шарапова Охота?
Господи, интересно ли им это? Я оглядел компанию. Никто не пихался, и внимательные глаза смотрели на меня, ожидая продолжения. А вдруг и вам, дорогой читатель, это будет интересно? Тогда слушайте.
 

Много лет я приезжаю в это тихое подмосковное местечко и всегда удивляюсь его необычному названию – Шарапова Охота. Какова история этого посёлка и с чем связано такое оригинальное название? Попытки что-то узнать у местных жителей и не вызывающие доверия сведения в Интернете позволили понять только одно: загадок здесь больше, чем убедительных ответов. Наконец, появилось свободное время, и я решил всё выяснить. Завтра начну с местной библиотеки: там наверняка найдутся книги, которые всё расскажут. А пока…
А пока окрестности накрыла тяжёлая чёрная туча. Свет во всех домах погас, и посёлок только на мгновения освещался роскошной молнией, разрезающей то одну, то другую часть неба. Здесь всегда так: как дождь с грозой, так отключается свет. Ни почитать, ни посмотреть телевизор, ни посидеть с компьютером. Остаётся пораньше лечь спать…
Всю ночь дождь шелестел в ивах рыжиковского оврага, в фенинских берёзах, шлёпал по воде болот и озёрец в окрестностях станции Шарапова Охота. Какое загадочное название! В нём слышится хлюпанье мокрых сапог по глинистой лесной тропинке, тихий треск ветки под осторожной ногой охотника. Вдруг в нескольких шагах что-то всколыхнулось, топнуло, и внезапный вихрь или невидимый зверь метнулся с шумом и затих в непролазном кустарнике. Палец – на курок, выстрел! Поздно…


 
О популярной легенде
Рассказывают, что в старину в этих краях жил помещик Шарапов. В здешнем лесу, недалеко от будущей железнодорожной станции,  он построил крепкий домик и ездил сюда отдохнуть да поохотиться. Часто приезжал с приятелями. Вот и пошла молва, что Шарапов завёл здесь свою охоту. Кто-то в Интернете фантазирует, что был он графом, но утверждение это сомнительно. В «Ономастиконе» С.Б. Веселовского фамилия Шарапова в связи с Серпуховским уездом не значится. В «Списке дворян, жалованных титулами князей и графов Российскими монархами и иностранных графов в России» [2], Шарапов не упоминается. В документах и серпуховских газетах за несколько лет до строительства железной дороги мы не нашли упоминания такой фамилии. А дом в лесу, который молва приписывает несуществующему помещику, давно растащили местные жители. А может, это был чей-то обычный жилой дом?
   Достоверных сведений о возникновении посёлка Шарапова Охота у администрации Серпуховского района сегодня нет. Ничего не нашлось и в местной библиотеке: краеведы не проявили интереса к этому поселению. Ничего не знают о нём и сотрудники серпуховского Историко-художественного музея. Какова же история посёлка с таким оригинальным  названием?

При каком населённом пункте возникла железнодорожная станция?
Этот естественный вопрос возникает первым. Давайте заглянем в то отдалённое время…
Холодным ноябрьским днём засыпающий лес вздрогнул от гула огромного чёрного паровоза. Состав из нескольких вагонов, пришедший со стороны Лопасни, всего на две минутки задержался у одиноко стоящего деревянного домика станции. Что-то крикнув басом и пригрозив дежурному шипящей струёй пара, паровоз толкнул свои вагоны и неспешно двинулся дальше к Серпухову…
Первый однопутный участок Московско-Курской (Южной) железной дороги Москва – Серпухов был открыт для пассажирского движения 17 ноября 1866 года. При этом были открыты станции: Москва II, Царицыно, Подольск, Молоди*, Столбовая, Лопасня, Шарапова Охота, Серпухов. Тут надо заметить, что название «Молоди» изначально имела станция, которая в 1904 году стала Столбовой [3]. Вся дорога до Курска была открыта 5 сентября 1868 года. В 1869 году Правительство признало необходимым начать строительство второго пути [4]. Шарапова Охота числилась полустанцией. Она имела низкую платформу, пассажирское здание и небольшой деревянный дом для рабочих. Для станций IV класса, к коим относилась Шарапова Охота, в качестве здания для пассажиров было принято деревянное (брёвна) одноэтажное здание на каменном фундаменте размером 11,25х5 саженей (1 сажень – 2,13 м.) [5]. Обычно в нём устраивалась квартира начальника станции и рабочее помещение телеграфистов [6]. На станциях I и II классов строились каменные пассажирские дома. Так, здание станции Серпухов имело длину 31,2 саж., ширину 9,3 саж., высоту 6,69 саж. и навес над каменной платформой.
Карта С.Б. Веселовского [7] показывает, что в XVII в. ближайшими к нашей будущей станции были деревни Рыжикова, Петровская, Фенина, Волосово, Пикалёво, село Кузьминское, подальше – сельцо Радионовское и Васильево. Известные нам топографические и военные карты, в том числе карта Шуберта 1860 г., показывают тот же состав населённых пунктов. Поселения Шарапово или Шарапова Охота здесь не было.
Отсутствие поблизости поселения с каким-либо «Шараповским» наименованием подтвердило обращение к метрической книге «Успенской села Кузменок церкви» [8]. По записям, которые в данной книге велись с 1885 года, видно,  что в конце XIX в. церковь обслуживала деревни Фенино, Рыжиково, Петровское, Кузменские выселки, Коровино, Московка и некоторые другие. Она ближе других оказалась к станции Шарапова Охота, поэтому вполне ожидаемо, что жители этого местечка тоже регистрировали ключевые события своей жизни в этой церкви. Но нет! Первое упоминание о Шараповой Охоте появляется в метрической книге только за 1888 год. 27-го февраля того года «от крупа» умерла «состоящего Начальником станции Шарапова Охота, старшего Унтер-офицера Степана Ефимова Афанасьева младшая дочь Руфима». Следующая запись, упоминающая о Шараповой Охоте, найдена только за 1892 год: 12-го февраля в семье служащего станции Ивана Васильева Васильева и его жены Марии Григорьевны родился сын Викентий. С этого года Шарапова Охота встречается в записях метрической книги всё чаще, но только в связи с работниками железнодорожной станция.
В июне 1892 г. у телеграфиста Александра Иванова Куракина и его жены Евдокии Петровой родился сын Сергей. На радостях супруги зачали второго ребёнка. В положенный срок родилась девочка Александра. Но Евдокия к тому моменту стала вдовой: в графе «Родители» церковной книги телеграфист Куракин значится умершим. Зато, наверное, все служащие станции от души погуляли 8 ноября 1895 г. на свадьбе нового телеграфиста Валентина Андреева Голубева и Надежды Сергеевой Михайловой, дочери начальника станции. А в июле 1898 г. у Евдокии Николаевой, вышедшей за помощника начальника станции Петра Макарова Чулкова, родилась дочь Мария… 
Малое количество записей по Шараповой Охоте не идёт ни в какое сравнение с числом записей по ближайшим деревням. Это ясно указывает на то, что помимо железнодорожных служащих постоянного местного населения здесь не было. Даже в сведениях Серпуховской земской управы о селениях Васильевской волости на 1894 год Шарапова Охота (или поселение с другим названием) не значится [9]. Значит, железнодорожная станция возникла на «пустом» месте: населённого пункта тут не было. То есть нынешний посёлок появился значительно позже железнодорожной станции.
Для нас более привычно, когда новую станцию привязывают к населённому пункту. Здесь получилось иначе: расстояние между станциями Лопасня и Серпухов достаточно большое, и для ускорения движения по железной дороге решили организовать промежуточную точку разведения встречных составов. Для этого здесь устроили (как на каждой станции) дополнительный отрезок пути, стрелки и семафор.

Так, был ли здесь помещик Шарапов?
По чьим землям прошла железная дорога?  Линия пересекала земли местных помещиков, государственных и свободных крестьян. Отчуждаемые под строительство участки выкупались Управлением дороги.   Нами открыт документ: ведомость земель, состоящих в пользовании государственных крестьян и отчуждённых под линию Московско-Курской железной дороги [10]. В окрестности нашей станции были отчуждены земли крестьян деревни Петровской (пахотной и сенокосной – 60 дес. 80 саж. и из-под леса 4 дес. 900 саж.), деревни Крюковой (из-под леса 13 дес. 1020 саж.) и Рыжиковой (из-под леса 6 дес. 1040 саж.). То есть, эти деревни не принадлежали какому-либо помещику. В другом документе [11] дан полный перечень деревень Серпуховского уезда, чьим крестьянам следовало оплатить отчуждённую под железную дорогу землю. Сюда вошли: Чепелёво, Петровское, Крюково, Рыжиково, Ивановское, Заборье, Нефёдовой.  Ближайшей помещичьей оказалась часть земли близ деревни Фениной. Она принадлежала вдове подполковника Варваре Ивановне Рачинской. Департамент железных дорог приобрёл у вдовы 4 дес. 455 кв саж. земли, за которую она с полным правом ожидала получить 251 руб. 37 с половиною копеек серебром и причитающиеся проценты [12]. Кроме неё железная дорога затронула в Серпуховском уезде имущественные интересы княгини Щербатовой, помещиков Свербеева, Беклемишева, Булыгина, Хмелёвой, Прейс, наследников Никитенко и Кундасова, купцов Серикова и Рябова  [13].  Таким образом, мы не видим топонимической или территориальной связи места нахождения нашей станции с владениями какого-нибудь Шарапова.
В работе К.М. Нистрема [36] зафиксировано, что на 1852 год крестьяне деревень Глубокова, Кузьминское, Петровская, Пикалово верхнее, Рыжикова, частично Фенино и села Крюково относятся к государственному имуществу. Какого-либо Шарапова среди помещиков Серпуховского уезда вообще не значится. Так что от легенды об охоте здесь местного помещика Шарапова (жившего во время строительства железной дороги) следует отказаться.
 Можно предположить, что название станции образовано не от фамилии неизвестного нам помещика Шарапова, а от названия какого-то из двух ныне существующих около Чехова селений Шарапово  (в далёкую старину их владельцем мог быть и некий Шарап или Шарапов – скорее всего татарского происхождения). Одним из них, на берегу речки Лопасни, к западу от посёлка Лопасня, с 1760-ых годов владела поручица Н.А. Пасек (урождённая княжна Шаховская), затем Г.Н. Васильчиков, позже – М.П. Можарова и её наследники, далее – А.А. Шульц. В Шарапове на речке Рожайке, восточнее Столбовой, во второй половине XVIII в. была усадьба кн. А.Г. Волконского, в середине XIX в. – помещика П.А. Замятина, позже – купчихи В.Н. Чекалиной, затем Е.Т. Малышева  [14, 15]. Кто-то из них, может быть, любил выезжать с гостями на охоту и недалеко от нашей будущей станции поставил охотничий домик. Отличая эти места от других своих владений, помещик называл такие выезды шараповой охотой (мы сказали бы шараповской). Примерно такую же версию предлагал Г. Блюмин [16]. В этой версии смущает то, что шараповский землевладелец охотился так далеко от своей усадьбы да ещё поставил домик на земле другого собственника (или государственной).
   Но это всё про XVIII и  XIX века… А что раньше? История знает о постоянном проникновении тюркоязычных соседей на территорию московского княжества. В наибольшей степени это касается представителей Булгарии и Казани в связи с упадком Орды в последней четверти XIV в. и боевых действий Московского государства против Казанского в XV и XVI веках. Тогда много влиятельных татар со своими семьями и подчинёнными приходили на службу к московским князьям [44]. Василий III и его сын Иван IV Васильевич поощряли этот процесс, выделяя татарам «для прокорма» земли с крестьянами. В XIV в. на Оке начинает оформляться центр расселения служилых татар – Городец (позже – Касимов). В середине  XV в. вокруг г. Темникова начинает формироваться Темниковское княжество. Это были самые верные слуги русского царя [44]. Вполне возможно, что среди таковых были Шараповы (возможно написание Шераповы) – носители распространённой среди тюркоязычных народов фамилии [44]. Кому-то из них, может, двум братьям Шараповым, и были даны деревни и земли по речкам Лопасне и Рожайке.
Не следует упускать из внимания и то, что К.М. Нистрем и А.П. Шрамченко пишут эти деревни как Шерапово [35, 36].

Может, не помещик, а лесник?
А если пойти не от «землевладельца Шарапова», а от «охоты»? В 1832 году была утверждена организация государственной Лесной стражи. Леса делились на «объезды» и составляющие их «обходы». За состоянием и сохранностью леса следили конные объездчики и пешие обходчики. Лесничим государство выделяло 500 рублей для постройки дома на охраняемой территории и земельный надел в 30 десятин [17]. В ряде частных лесных владений имелась Лесная стража, построенная по тому же принципу, что и казённая.
В 1862 году было официально утверждено Московское общество охоты. Оно за плату арендовало у частных лиц (землевладельцев) и удельного ведомства некоторые лесные участки (угодья) для производства охоты своих членов. Оно же нанимало сторожей из мещан, дворовых и крестьян «для надзора за правильным производством охоты» на этой территории [18]. Например, «Охотничья газета» № 30 от 1888 года сообщает членам Общества любителей правильной охоты, что в районе станции Подольск господином Пржевальским выделены для охоты лесные и болотные места у деревни Константиново. Сторож Пржевальского, с которым надо иметь дело, живёт в той же деревне. Нельзя исключать того, что наш легендарный «охотничий дом» был домом государственного лесника, или объездчика, или сторожа, нанятого Обществом охоты. Может, он умел хорошо принять у себя при случае приезжавших из Москвы охотников, за что и прославился.
Мы просмотрели, кажется, все доступные охотничьи газеты и журналы времён открытия нашей железной дороги, но намёка на «Шараповские» угодья не нашли. Выходит, что происхождение названия нашей станции  пока остаётся неразгаданным. А мы продолжим рассказ про Шарапову Охоту.

 
Жизнь пришла «по железной дороге»
Развитие станции
Малолюдность ближайшей к станции округи предопределила малую доходность Шараповой Охоты от пассажирских перевозок. Через одиннадцать лет после открытия железной дороги, за весь 1877 год до этой станции было перевезено 5340 человек, тогда как до станции Молоди 10487, до Лопасни 30901, до Серпухова 82204 человека [4].  Никаких грузовых операций здесь не производилось. Постепенно люди привыкали пользоваться железной дорогой. Однако через двадцать два года за весь 1888 год до нашей станции было перевезено пассажиров примерно в четыре раза меньше, чем до Лопасни и в десять раз меньше, чем до Серпухова. Жители деревень предпочитали ездить третьим классом, отсюда и годовой денежный сбор по Шараповой Охоте был самым низким [19].
Думается, поэтому директор дороги в 1886 г. с надеждой поддержал инициативу местного купца Демида Хутарева. Тот предложил рядом с пассажирской платформой построить открытую товарную платформу и подвести к ней дополнительные подъездные пути. Хутарев успешно расширял свои фабрики по производству шерсти и сукна около деревень Городенки и Глубоково (позже – посёлок Пролетарский) [20] и был готов оплатить часть работ по модернизации станции для развития своего бизнеса.  Правлению дороги был представлен соответствующий проект [21], который и был реализован. Купец построил одноколейную железнодорожную ветку от станции до своей фабрики и погрузочную платформу. Сегодня его платформа не используется, но мы ещё можем увидеть её и тупик подъездного пути к ней при взгляде со станции в сторону Серпухова. Несколько лет назад были разобраны сараи, стоявшие на месте станционных складов Хутарева.
Суконная фабрика Демида Хуторева при деревне Городенки заработала в 1871 г. В 1909 г. на фабрике Торгового дома «Д.М. Хуторев с сыновьями» работало 999 человек [22]. Это было самое крупное и стабильно работающее предприятие, тяготеющее к станции Шарапова Охота.
В 1888 г. в министерстве Путей сообщения было принято решение о строительстве на двенадцати станциях, в том числе на станции Шарапова Охота, одноэтажных кирпичных жилых домов для служащих [23]. Проектом предусмотрены следующие помещения, обогреваемые печами с плитами:
Квартира 1-го помощника начальника станции – две комнаты и кухня;
Квартира 2-го помощника начальника станции – одна комната и кухня;
Двум телеграфистам – две комнаты и общая кухня;
Двум стрелочникам – одна комната с русской печью;
Сторожу – одна комната с русской печью;
Жандарму – одна комната с русской печью.
Общая площадь 30, 57 кв саж.
Дом имеет два входа. У каждого входа – сени.
Постепенно растёт грузооборот станции. По данным путеводителя за 1905 год [27] теперь сюда прибывает в год около 600.000 пудов грузов (первое место занимают нефтяные остатки и минеральные масла), а отправляется около 300.000 пудов - преимущественно дрова (около 150.000 пуд. в год) и мануфактурные товары (до 35.000 пуд.).
В 1912 г. для служащих станции Шарапова Охота построили второй одноэтажный кирпичный дом на несколько семей. И это было совсем нелишне. Если в 1888 г. число служащих на станции Шарапова Охота составляло семь человек (начальник станции и два помощника, два стрелочника, станционный рабочий и телеграфист) [19], то на 1 января 1907 г. их было тринадцать человек [28].

Кирпичный завод «близ самой станции»
В октябре 1902 г. начальник станции Шарапова Охота сообщал в Управление железной дороги о заведениях, находящихся в районе вверенной ему станции. Наряду с суконной фабрикой Хуторевых был записан кирпичный завод Краснощёкова и Микфельд «близ самой станции» [24]. В сведениях Серпуховской земской управы от 1900 года он ещё не упоминался. Отсюда можно заключить, что завод заработал в 1900-м – 1901-м году.
Этот кирпичный завод значится в известных нам документах статистики вплоть до 1911 года. В 1913 году у станции Шарапова Охота числится кирпичный завод инженера Ширяева и Зильбештерна с тридцатью пятью рабочими [29]. Что это – возникло другое предприятие или прежний завод продан новым хозяевам? Пока у нас нет документов, отвечающих на этот вопрос.
Первая мировая война и Октябрьская революция привели к упадку или ликвидации многих предприятий вообще в России и, в частности, в Серпуховском уезде. В сообщении Серпуховского-Пригородного волостного Совета крестьянских и рабочих депутатов от 1918 года кирпичных заводов в Шараповой Охоте уже не значится вовсе [30].
Остались ли следы кирпичного завода? Старожилы Шараповки вспоминают, о пруде метрах в 150-ти от станции (у улицы Железнодорожной), рядом с которым когда-то стоял маленький продуктовый магазинчик. Вокруг этого пруда в земле находили множество битых и целых кирпичей. Всё это рождает предположение, что пруд - это бывшая яма-карьер, из которой брали глину для кирпичного завода. То есть завод находился где-то здесь. А когда производство закончилось, яму залило водой (не нужно доказывать сильную обводнённость местной почвы). Всё это было засыпано и погребено при устройстве площадки складского комплекса ООО “Веттранс”.



Трактир и чайные
Завод был малочисленным, но людям надо что-то прикупить из продуктов, после работы поболтать с приятелями за рюмк… то есть, за чашкой чая в публичном заведении. Сюда же, наверное, заходили рабочие небольших (на 6 – 7 рабочих) соседних кожевенных предприятий из Дидякова (Матвея Ивановича Бабыкина) и Плешкина (Дмитрия Ионовича Гурова). Плюс – пассажиры с поезда. Вот и возникают у станции чайные и трактиры. 
Одним из вновь прибывших предпринимателей был крестьянин деревни Петровской Потапов, построивший здесь новый дом и открывший в нём чайную лавку [26]. Потянулись люди и из других деревень. Купец Мокеев (или Мекеев) из деревни Чепелёвой построил каменно-деревянный дом и открыл в нём трактир. Крестьянка Бавыкинской волости Екатерина Федоровна Чернышева открыла свою чайную лавку.

Посёлок Петровский
В Памятной книжке Московской губернии на 1899 год впервые упоминается посёлок Петровский, расположенный в 1/8 версте (примерно 125 метров) от станции Шарапова Охота – практически у станции. В посёлке тогда числилось одиннадцать человек. Посёлок Петровский наряду с деревней Петровской упоминается и в Памятной книжке Московской губернии на 1909 год  [22]. Именно с ним связано место нахождения кирпичного завода [25]. Становится понятно, что около станции зарождается новый населённый пункт со своими промышленными и торговыми предприятиями. Мы бы сейчас сказали  «с участием малого бизнеса».
Почему образующийся посёлок получил то же название, что и ближайшая деревня Петровское? Земля в окрестности будущей станции принадлежала обществу крестьян деревни Петровской. Недаром Управление железной дороги выплачивало им денежную компенсацию за отчуждённую под строительство землю. Житель деревни Фениной Пётр Ильин Тимофеев, желая построить в 1914 году у железнодорожной станции трактир и чайную, заключал с Петровским обществом договор об аренде участка земли [31]. Поэтому представляется естественным, что новый посёлок получил «материнскую фамилию». К тому же, глядя на пример крестьянина Потапова, можно предположить, что жители именно Петровской первыми (а за ними и другие) потянулись поближе к «транспортной артерии» и к месту возможного заработка. Они и принесли сюда название своей «малой родины».
В Справочнике по населённым местам Московской губернии за 1927 г. посёлок Петровский не числится [32].

 
Административно-территориальные преобразования.
Появление Шараповой Охоты
В 1918 году, сразу после взятия власти большевиками, чуть ли не в каждой деревне возникли Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Наряду с этим в Серпуховском уезде были образованы волостные Советы крестьянских и рабочих депутатов. На территории Пригородной волости оказались ближайшие к нашей станции деревни Рыжиково, Кузьменки, Фенино, Петровское и другие, а также  село Васильевское.
В 1926 году была проведена всесоюзная перепись населения. По её данным составлен  справочник по населённым местам Московской губернии [32]. В нём мы находим, что на 1-е января 1927 года в состав Пригородной волости входит Петровский сельский совет РК и СД, который контролирует жизнь деревни Петровской и посёлка Шарапова Охота. Население посёлка составляет 115 человек. В посёлке числится 13 некрестьянских хозяйств. Ура!! Наконец, на родной земле появилось название нашего посёлка.
Новое советское начальство не уставало перекраивать границы и переименовывать, укрупнять и разъединять сельские Советы и административно-территориальные единицы Серпуховского уезда. Наконец, на основании решения Мособлисполкома от 14.06.1954 «Об объединении сельских Советов Московской области» … Васильевский,  Рыжиковский и Петровский Советы составили один Васильевский сельский Совет.  Совсем недавно объединение местных деревень под эгидой села Васильевское называлось «Территориальное поселение Васильевское», куда входят: посёлок Шарапова Охота, 14 деревень  (Родионовка, Кузмёнки, Рыжиково, Петровская и другие) и 6 населённых пунктов Нефёдовского сельского округа. С 2019 года эта административно-территориальная единица называется Территориальный отдел Васильевское.

О статусе посёлка
          С первых лет установления советской власти в Московском регионе стали образовываться Коллективные крестьянские хозяйства. В большинстве своём это были середняцко-бедняцкие хозяйства, объединяющие 6 - 10 семей. Весной 1928 г. началась форсированная организация более крупных коллективных хозяйств. 7 ноября 1929 г. в газете “Правда” была опубликована статья И.В.Сталина “Год великого перелома”. Колхозы были объявлены “столбовой дорогой” социалистического развития деревни. Это стало генеральной идеей региональных Советов РК и КД всех уровней. Все хотели выслужиться. Население всех ближайших к Шараповой Охоте деревень к 1932 г. было объединено в колхозы. Село Васильевское вошло в колхоз “13-я годовщина РККА”. Население Петровской образовало колхоз “Колос”. Рыжиково, Старые и Новые Кузьмёнки вошли в колхоз “Путь Ленина” и т. д. [41]. Но ни в этом, ни в 1936 г. [42] Шарапова Охота в составе колхозов не упоминается.
     О статусе поселения говорит Протокол общего собрания рабочих и служащих граждан Шараповского посёлка от 26.10.1931г. (печатается без редакции).
“Постановили
Ввиду того, что население совершенно не связано с сельским хозяйством имеющие только одни усадьбы размером от 25/100 и менее все производственники к обложению с/хоз налогом не подлежим, а должен взыскиваться подоходный налог по месту службы.
     Просить свыше стоящие организации об выходе из обслуживания и совершенном отделении от Петровского с/совета ввиду необслуживания с/советом посёлка кроме взымания налогов и непосредственном прикреплении к Серпуховскому Райисполкому как рабочего посёлка. В данное время в Шараповском посёлке отсутствует 1) Культработа 2) Нет улучшения бытовых условий несмотря на то что неоднократно взымались налоги до настоящего времени не сделано ни одного колодца, водою пользоваться приходится от железной дороги, при отказе последней можем остаться без воды. 3) Отсутствует противопожарное оборудование 4) потребовать от Петровского с/совета конкретных и ясных указаний на основании каких законов взыскивается с/хоз налог с лиц не связанных с крестьянством” [43].
     Таким образом, мы видим, что Шарапова Охота формируется как рабочий посёлок. Его жители если не работают тут же, то ездят работать на другие предприятия. Позже посёлок всё-таки выходит из подчинения Петровскому сельсовету.


Школьная история с географией **
Первая в Шараповой Охоте начальная школа четырёхлетка открылась в 1949 г. Её разместили в крепком рубленном доме с красивыми наличниками, прошлого владельца которого никто не помнит. Школьников было немного, поэтому школа смогла работать в двух имеющихся классных комнатах. Правда, приходилось сажать рядом ребят разного года обучения. И всё равно – это был хороший подарок для местных детишек, ибо прежде им приходилось ходить за два километра в школу деревни Петровской. Летом то ничего, а каково зимой! Теперь родители спокойно отпускали ребят в старый дом у станции, кладя в их сумки вместе с книгами и тетрадками пару кусочков чёрного хлеба, посоленных и политых подсолнечным маслом – это на завтрак в школе. А в школе на дровяной плите организованно согревали чай, и большая перемена превращалась в скромное пиршество, такое необходимое для ребят в то трудное время. Тепло вспоминают сегодня первых учителей той первой школы: Евгению Ивановну Ивашову и Лидию Ивановну Балуеву.
А недалеко, в доме Иванкиных Васильевский сельсовет арендовал одну комнату для устройства библиотеки. Это было первое в посёлке учреждение культуры.
В 1957 г. школа переехала в другой дом, который находился на другой (восточной) стороне железнодорожной линии. Тот дом был намного больше прежнего, и детей там стало учиться больше. Приезжали и ребята со станции  «Луч». Теперь школа стала семилетней. В новую школу пришли учителями Анна Фёдоровна Булатова, Маргарита Николаевна Налетова, Валентина Сергеевна Моисеева. Завучем работала Нина Николаевна Знаменская, а директором – Аркадий Яковлевич Дзигаленко. Его мы должны отметить особо, но это чуть позже.
А в освободившийся рубленный дом (позже – улица Железнодорожная, дом № 7) переехала библиотека. Открылась вакансия библиотекаря, и на это место устраивается Валентина Дмитриевна Конакова. Совсем недавно она переехала из Шатурского района к сестре в Серпухов и, узнав о вакансии, оказалась в Шараповой Охоте. Валентина Дмитриевна вспоминает: «В посёлок приезжали люди, порой, из весьма отдалённых деревень России. Много было таких, которые не владели грамотой и не могли расписаться в ведомости при получении зарплаты. Меня попросили провести с ними работу по ликвидации неграмотности. Я учила их писать хотя бы первые три буквы их фамилии. Вот такая здесь была ситуация».
Посёлок постепенно разрастался. В начале 1960-х годов сюда стали приглашать людей для работы в лесничестве и на Нижнем складе. Предвидя рост численности населения и ратуя за создание современной школы с хорошими условиями для детей, директор школы Аркадий Яковлевич, проявив инициативу и настойчивость, добился строительства новой школы. В 1965 г. в основной (западной) части посёлка появилось просторное двухэтажное крупноблочное здание. Одиннадцатого января 1966 г. состоялось открытие новой Шарапово-Охотской школы. Теперь ребята проходили здесь полный курс 11-летней общеобразовательной школы.
Рядом построили двухэтажный 16-квартирный кирпичный дом  для учителей. В нём отвели небольшие помещения для почтового отделения и библиотеки. Из старого бревенчатого дома библиотека переехала сюда.
Сегодня муниципальное общеобразовательное учреждение «Шарапово-Охотская основная общеобразовательная школа» - самое светлое и ухоженное здание посёлка со спортивным залом, столовой, туалетными комнатами, игровыми площадками на улице и маленьким, но любовно устроенным полисадничком. Только у своего любимого дома можно так радужно раскрасить забор, как сделал это персонал школы. Кажется, что и отношения между учителями и учениками здесь не формальные, какие-то «семейные». Здесь учатся ребята из Фенина, Лукина, Нефёдова и др.
Но последние лет пять школа работает как девятилетка. С каждым годом количество учеников сокращается, и не только из-за низкой рождаемости. Молодёжь старается уехать в город: отдельное жильё получить невозможно, строительство детского садика много лет как остановлено и двухэтажное здание заброшено, нет клуба и какой-либо организации культурного отдыха. Трудно понять, как представляет себе наше правительство перспективу развития русского народа, держа культурную жизнь всей России на «голодном пайке»?

Предприятия Шараповой Охоты
     Первым предприятием со времени появления у посёлка названия Шарапова Охота была пуговичная фабрика, или “Пуговка” как до сих пор её называют местные жители. Елена Дмитриевна Коваленко родилась здесь в 1943 г. в семье начальника станции Дмитрия Гавриловича Ранкова, работала учителем начальных классов. Сегодня Елена Дмитриевна - одна из немногих носителей здешних историй. Она и поведала, что эту фабрику ещё до революции открыл предприимчивый крестьянин Шибанов из деревни Глубокое. Об истоках этого утверждения Елена Дмитриевна ничего добавить не могла: “Так рассказывали взрослые, когда я была ещё молодой”. Её рассказ был записан в материалах музея местной школы, а потом попал в книгу Н.И Брунек “Памятная Серпуховская земля” (Серпухов, 2012) и стал вроде бы как краеведческим фактом. Так, это - факт или легенда?
     Мы не нашли никаких документов, подтверждающих этот рассказ. Он косвенно подкрепляется лишь тем, что в посёлке, по словам Елены Дмитриевны, действительно жил человек по фамилии Шибанов, а сейчас жива его стареющая дочь. Но “она в очень плохом состоянии и вряд ли может что-то сказать по этому поводу”. Да ещё известно, что в дореволюционные времена в деревне Глубокое было пуговичное заведение. Вот и все факты.
     Просмотренные нами документы и официальные справочники дореволюционного периода не сообщают о существовании такого (пусть даже малочисленного) предприятия. Хотя, например, зафиксирован кирпичный завод Лукерьи Кузьмичёвой при деревне Легчищево всего с шестью рабочими [29], сафьяново-лайковые заведения при деревнях Дидяковой и Плешкино, приписанных почтовым ведомством к станции Шарапова Охота  [37]. В работе А.П. Шрамченко записаны фабрики Серпуховского уезда на 1890-й год  и даже мелкие заведения, где работали один-два наёмных работника, но такой фабрики не значится [35].  В 1900 г. волостное Правление подало в Серпуховскую земскую управу сведения об открытых в этом году торговых и промышленных заведениях по Васильевской волости (куда относилась наша станция и посёлок). Там зафиксировано единственное пуговичное заведение крестьянина Ивана Семёнова Рыкова в Кузьмёнских выселках [26].
     В сведениях Серпуховской-Пригородной волостной земской управы о мелких торгово-промышленных заведениях на 1918 г. указаны пуговичные заведения опять же в Кузьмёнских выселках и в деревне Глубоково (с тремя рабочими). У станции Шарапова Охота отмечены только две чайные лавки [30].
     Значит, до прихода советской власти ни Шибанов и никто другой здесь не открывал пуговичного производства. А при советской власти частное лицо не могло иметь средств производства и нанимать работников. Это было прерогативой государственных организаций.
     Хочется упомянуть любопытный документ, который помог нам разобраться в этой истории и узнать изначальное наименование шараповского предприятия. Это переписка от июля 1933г. Московского областного управления нархозучёта с серпуховскими коллегами по отработке списка и необходимых данных предприятий Серпуховского района  [38]. Москвичи шлют в Серпухов перечень предприятий, которые серпуховские инспекторы народно-хозяйственного учёта пропустили в своём документе, и среди них упоминают «Пуговичную фабрику». На обороте этого перечня серпуховский инспектор для кого-то пишет от руки: “Таковой нет, а есть артель “Металлотруд”. А ведь именно так назвала это предприятие  в нашем разговоре Татьяна Степановна Козлова, проработавшая там всю жизнь! Значит, московские работники знали не достоверное, а лишь устоявшееся в устной речи (дожившее до наших дней) название шараповского предприятия.
     Самое раннее упоминание артели “Металлотруд” нами найдено в справке о предприятиях Серпуховского района за 1932 г. (то же, лист 51). Артель могла быть образована и несколькими годами раньше: просто более ранних списков предприятий мы в архиве не нашли.
     В документе за 1934 г. сообщается, что артель “Металлотруд” относится к Промкооперации, выпускает ширпотреб и располагается у станции Шарапова Охота [39]. В справке секретаря Серпуховского горсовета от 1936 г. уточняется, что эта промыслово-кооперативная артель выпускает металлические пуговицы [40]. Татьяна Степановна вспоминает, что в годы войны предприятие изготавливало металлические пуговицы и звёздочки для формы военнослужащих. Тогда там работало не более пятидесяти человек. В основном это были женщины из Шараповой Охоты, Рыжикова, Петровской, Фенина.
Какие-то предприятия выпускали артиллерийские снаряды, гранаты, винтовки… Но разве можно представить бойца без его родной пропотевшей гимнастёрки. В ней он вылезал из мокрого окопа, поднимаясь в атаку, в ней – бесконечно стираной – становился в строй для награждения. И выгоревшую солдатскую пилотку, и офицерскую фуражку украшала наша советская красная звезда…  Кому-то нужно было делать пуговицы и звёздочки для военной формы.
Татьяна Степановна Козлова родилась в деревне Полунино Тульской области. В пятнадцать лет она с матерью приехала в Шарапову Охоту, чтобы быть ближе к отцу, который тогда работал в Москве. В 1940-м она занималась в Москве на курсах конструктора-чертёжника машиностроения. Выпускные экзамены совпали с началом войны. Автозавод имени В.А. Лихачёва, куда должны были распределить девушек, эвакуировался, и Таня вернулась к маме в Шарапову Охоту.  Продукты тогда выдавались магазинами по продуктовым карточкам. На «рабочие» карточки можно было питаться гораздо лучше, нежели на «иждивенческие». Но работать здесь было негде. Единственное предприятие – промысловая артель «Металлотруд» - вынужденно закрылась. Но летом 1942-го, когда наши войска отодвинули немцев от Москвы, она снова заработала. Девушка пошла туда. Её взяли в пуговичный цех сборщицей. До выхода на пенсию в 1987 г. Татьяна Степановна проработала на этом предприятии на разных должностях: сборщица, приёмщица, учётчица, бухгалтер и др. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1945 г. Т.С. Козлова награждена медалью «За доблестный труд в великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.». Вторую медаль «За доблестный труд…» она получила в 1970-м. В 1982 г. Татьяна Степановна избрана депутатом Серпуховского районного Совета народных депутатов Московской области.
В её пожелтевшей от времени трудовой книжке несколько записей, связанных лишь с изменением названия предприятия. В конце 1950-х артель была преобразована в Серпуховский завод “Металлогалантереи”, а затем в Серпуховский филиал объединения “Металлист” Наркомата местной промышленности. Число работающих значительно возросло. В 1963 г. завод влился в состав Бутовского производственного объединения “Металлист”. В последние годы здесь делали бигуди, заколки, галантерейные изделия из пластмассы.
     В 1995 г. часть производства закрылась, а в 1996 г. оно окончательно перестало существовать. На месте “Пуговки” возникли склады “Международной Транспортно-логистической компании ООО “Веттранс”.

Новый этап жизни посёлка – радикальные изменения в его застройке, рост численности населения и создание приемлемых бытовых условий жизни – связан  с появлением на периферии посёлка  у бывшей Хуторевской железнодорожной ветки нового предприятия. Это - Нижний склад опытно-производственного лесохозяйственного объединения (ОПЛО) «Русский лес». Он был построен в 1979 году. Откуда же пришло нечаянное чудо?
Мы вспоминали, что ещё при Николае I в 1832 г. начала создаваться государственная служба по надзору за состоянием и сохранностью леса. С тех пор организация лесного хозяйства развивалась и принимала различные формы. В частности, в 1929 г. на базе Серпуховского и Туровского лесничеств был создан Серпуховский леспромхоз. К сожалению, он был ориентирован на массовую рубку леса и производство пиломатериалов. В 1936 г. был образован Серпуховский лесхоз, в большей степени ориентированный на сохранение и разведение леса. В 1963 г. вышел приказ № 328 по Главному управлению лесного хозяйства и охраны леса об организации опытно-показательного лесхоза «Русский лес» с разделением на лесничества. С 1966 г. таких лесничеств стало одиннадцать, в том числе Шараповское. Его контора появилась на нынешней Пролетарской улице посёлка. Наконец, распоряжением Совета Министров РСФСР от 14 сентября 1973 г. на базе опытно-показательного лесхоза «Русский лес» и Серпуховского леспромхоза создано Опытно-производственное лесохозяйственное объединение «Русский лес».
Ему суждено было стать показательным предприятием, в котором отрабатывались бы эталоны ведения лесного хозяйства и учились лесоводы России. В функции предприятия входило выращивание посадочного материала и лесоведение, повышение продуктивности лесов, их охрана и защита, а также рекреационное использование зелёных зон вблизи городов, благоустройство мест массового отдыха. При ведении лесного хозяйства неотъемлемым являются санитарные рубки, рубки прочистки и прореживания, рубки переформирования и т. д. Кроме того, Объединение стало основным заготовителем древесины по главному пользованию. Для приёма и обработки спиленной древесины и был создан высокомеханизированный Нижний склад в Шараповой Охоте. Здесь работали краны, полуавтоматические линии и другое высокопроизводительное оборудование для разгрузки с лесовозов и раскряжёвки хлыстов, сортировки и штабелёвки брёвен, подачи сырья в цех на обработку, погрузки готовой продукции в железнодорожные вагоны [33]. В специально построенном корпусе работали лесопильная и тарная линии, цех производства технологической щепы, участок по изготовлению погонажных и комплектующих изделий на токарной основе. Здесь же были помещения для управленческого персонала, бытовые помещения и столовая для рабочих.
Шараповское лесничество дало работу многим жителям Шараповой Охоты и людям, приезжающим сюда в поисках «лучшей доли». В ещё большей степени эту роль сыграл Нижний склад. Предприятие нуждалось в инженерах, операторах полуавтоматических линий, квалифицированных рабочих, которых здесь не было. Пришлось привлекать специалистов со стороны. В 1972 – 1974 гг. предприятием «Русский лес» было построено около школы два двухэтажных кирпичных многоквартирных дома и подобный дом общежития. В дома проведены трубы водоснабжения, водоотведения, подачи для обогрева горячей воды от котельной. Кухни оборудованы газовыми плитами (от привозных баллонов), а ванные комнаты – дровяными колонками с душем. Позже в бюджете Московской области было выделено финансирование на строительство хозяйственным способом двадцати семи двухсемейных домов – кирпичных коттеджей с небольшим приусадебным участком. Образовались новые улицы пристанционного посёлка. К домам были подведены трубы водоснабжения от водонапорной башни и водоотведения, электричество. В 1984 – 85 гг. сюда начали заселяться новые жители Шараповой Охоты [34].  Так «Русский лес» стал «градообразующим» предприятием посёлка.
В 1992 г. ОПЛО «Русский лес» было реорганизовано в Опытное лесохозяйственное управление «Русский лес» с выделением в самостоятельное хозяйство промышленного производства – ОАО «Серпуховский леспромхоз» [34].  С переводом нашей страны к капитализму развитие посёлка надолго остановилось. Нижний склад в 1993 – 94 гг.был приватизирован, превратился в Акционерное общество и отделился от «Русского леса». Бывший начальник мехлесопункта А.В. Ильенко общим собранием акционеров был избран директором предприятия. Но через несколько лет оно обанкротилось. Помню как в 2000-х годах в полуопустевших цехах кто-то изготавливал для продажи доски, брусья, пытались продавать дачникам примитивно сколоченные из досок туалетные кабинки, домики… Но и это закончилось.


«Всё течёт, всё изменяется»
 Когда из Москвы в эти края пришла железная дорога, по обеим сторонам её стоял нетронутый  смешенный лес. Среди огромных елей, дубов, прячась под корневищами берёз, вывороченных ураганом, водились кабаны, волки и всё то зверьё, которому полагалось быть в Московской губернии. Но человек всё шире раздвигал свои поля, строил новые дороги, рубил лес для своих домов и на дрова, чтобы обогреть эти дома, и зверьё совсем перевелось. На станцию «Шарапова Охота» давным-давно не ездят охотники. Разве только – охотники за грибами. Да и тех почти не стало.
А грибов в округе было много! Ещё лет двадцать назад жители «Шараповки»  не возвращались из леса без полных корзин, полиэтиленовых сумок и всего того, куда ещё можно было запихнуть бархатисто-коричневые шляпки белых и ярко- красные шарики молоденьких подосиновиков, которые на своих крепких толстеньких ножках горели в траве, словно береговые маяки.
Теперь в ближних лесах не до грибов. Строительство железной дороги приблизило отдалённое Подмосковье к столице. Воодушевлённые этим москвичи ринулись корчевать лес на выделенных участках  и возводить на свежем воздухе загородные филиалы душных железобетонных городских квартир. Теперь вместо грибов и кабанов по всей округе плодятся дачные участки и растут один выше другого загородные коттеджи. От москвичей не отстают и серпуховичи. Пристанционный посёлок ещё далее расширился  кварталами новых СНТ (садоводческих некоммерческих товариществ). Всё новые дачные заборы перегораживают поле, где мы недавно собирали васильки и ромашки, лесную опушку с нежным березнячком и двигаются дальше… Ну что же: удобно и чисто на городском асфальте, а на земле человеку лучше и дышится по-другому.
Ещё недавно на станции «Шарапова Охота» останавливались не все серпуховские электрички, а тульские и подавно проносились мимо с ветерком, оглушая надменным гудком дежурного у переезда, который едва успевал развернуть жёлтый флажок. Теперь это многолюдное поселение, и даже тульские поезда отдают ему дань уважения. 
В посёлке есть почтовое отделение, библиотека, фельдшерский пункт. Всё больше появляется частных кирпичных домов взамен деревянным или старые обшиваются сайдингом. Хозяева асфальтируют или бетонируют въезды на участок – на хорошей машине хочется и во двор заехать по-человечески. В 2018-2019 гг. провели газ, заасфальтировали основные дороги, в магазине   открылся аптечный пункт.
Помимо русских здесь живут представители разных национальностей. Где-то в 1945-46 году сюда приехала семья молдавских цыган Ивана Николаевича Гурасова и Анастасии Сергеевны Лужанской. До этого они вели кочевой образ жизни, а в Шараповой Охоте Иван Николаевич устроился конюхом в местный колхоз «Молодая гвардия». Их сын, Владимир Сергеевич Лужанский, рассказал, что их у родителей было одиннадцать братьев и сестёр. Ещё будучи школьником пятнадцати-шестнадцати лет он женился на Раде, которая приехала из Киева. Здесь родились и их дети.  Кстати, браки у цыган часто совершаются в четырнадцать-пятнадцать лет. Алёна Владимировна Лужанская рассказывала, что её мама вышла замуж в тринадцать лет, а в четырнадцать уже родила. Сейчас молдавских цыган здесь около 150 человек.
Конечно, они давно «обрусели», ходят в обычной одежде из магазина, относят себя к христианской религии, отправляют детей в поселковую школу.  Но ещё бытуют старые цыганские обычаи, связанные с рождением человека, сватовством и свадьбой, похоронами. Первые дома цыган были плохонькими, дворы - неухоженными. Не то – теперь: «потомки  кочевников» разбогатели, поставили кирпичные дома, обзавелись иномарками.., но, как и встарь, из-под ярко украшенных бархатных платьев черноволосых красавиц видны босые ноги в шлёпанцах. Если в вагоне электрички вы услышите чрезмерно громкие, будто ругающиеся, женские голоса или увидите цыганок, вечно предлагающих погадать, – скорее всего, это будут наши, шараповские, или их гости.
Живут здесь и выходцы из Мордовии. В 1964 году из небольшой мордовской деревни приехал Иван Пантелеевич Немуров с женой и детьми. В родной деревне у него не было работы, трудно было запастись сеном для коровы, не было школы для ребят. Здесь он устроился в Шараповское лесничество, строил здание лесопильного цеха. Двор Ивана стал полниться скотиной, дети пошли в школу. Родились ещё девчонки и мальчишки. Теперь у Немуровых девять детей. Все здесь начинали трудовую жизнь. Но постепенно девочки вышли замуж и оказались в Москве, братья тоже разошлись в разные стороны. Но все с удовольствием собираются в «Шараповке», где родительский дом стал их загородной дачей. Всего в посёлке сейчас проживает около десяти мордовских семей: Лебедевы, Пушкины, Тремасовы и другие.
Изменилась обстановка и на самой станции. Правда, не в лучшую сторону. Симпатичное деревянное станционное здание позапрошлого века с тёплой печкой в комнате ожидания, буфетиком и ухоженными цветами в маленьком полисадничке уступили место безликой казенной кирпичной будке, защищённой забором от замерзающих на улице пассажиров. Рядом стоят «исторические памятники» - два кирпичных одноэтажных дома на несколько семей, построенные в 1888 и 1912 годах для железнодорожных служащих. В документах эти дома до сих пор обозначены как «казармы» и  не пригодны для жилья. Один уже погорел, а жители другого терпеливо ждут переселения в современные жилища.
 
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ  ИСТОЧНИКИ
1-   Г. Семар. Чехов в городе С. М., «Эргопроект», 1999.
2 – Данилов А.А. История России IX – XX века. Справочник школьника. М., 1999, с.342
3 – Архангельский А.С. и В.А. Железнодорожные станции СССР. Справочник. М., 1981
4 – Отчёт правления общества Московско-Курской железной дороги за 1877 г.
5 – Отчёт по постройке железной дороги от Москвы до Курска. С-Пб, 1876.
6 – Путевой журнал московской подкомиссии для исследования железнодорожного дела в России. 1880.
7 – Веселовский С.Б., Перцов В.Н. Исторические карты Подмосковья. История сёл и деревень Подмосковья XIV-XX  вв. Выпуск 4. М., 1993. с.50
8 – Архив Серпуховского района. Фонд 112, оп. 1, д. 29, 30 и др.
9 – ЦИАМ. Фонд 194, оп.1, ед. хр. 5. Сведения о селениях Серпуховского уезда на 1894 г.
10 – ЦИАМ. Фонд 413, оп.9, ед. хр. 5. Дело об отчуждении земель…
11 – ЦИАМ. Фонд 413, оп. 10, ед. хр. 28. Дело об уплате денег крестьянам…
12 – ЦИАМ. Фонд 413, оп.  10, ед.хр. 80. Дело об отчуждении земель у помещицы Рачинской…
13 – ЦИАМ. Фонд 413, оп. 5, ед. хр. 36. Переписка с Московским губернатором… по отчуждению земель…
14 – Чижков А.Б. Подмосковные усадьбы сегодня. Путеводитель. М., 2000, 2006.
15 – Прокин А.М. От волости Лопасня к городу Чехову. М., 1995
16 -  Климова Галина. Шарапова Охота. В газете «Моя информационная газета» № 105 от 15.09.1999.
17 – Газета лесоводства и охоты № 4 за 1859 г.
18 – Журнал Московского общества охоты. Книжка 4, стр.11. 1870.
19 – Отчёт правления общества Московско-Курской железной дороги за 1888 г.
20– Официальный сайт Серпуховского района serpregion.ru
21 – ЦИАМ. Фонд 413, оп.  15, ед.хр. 312. Переписка с правлением об устройстве запасных путей… 
22 – Памятная книжка Московской губернии на 1909 г. М., 1908.
23 – ЦИАМ. Фонд 413, оп. 15, ед.хр. 389. Дело об устройстве и ремонте помещений…
24 – ЦИАМ. Фонд 414, оп.3, ед. хр. 155. Описание станций…
25 – Населённые местности Московской губернии. Приложение к Памятной книжке Московской губернии на 1912 г. М., 1911.
26 – ЦИАМ. Фонд 194, оп.1, ед. хр.53. О торгово-промышленных заведениях по сообщениям волостных правлений
27 – Путеводитель по Московско-Курской железной дороге. М., 1905.
28 – МПС. Московско-Курская, Нижегородская и Муромская железная дорога. Список служащих состоящих на 1 января 1907 г. М., 1907.
29 – Памятная книжка Московской губернии на 1914 год. М., 1913.
30 – ЦИАМ. Фонд 194, оп.1, ед. хр. 821. Сведения о мелких торгово-промышленных заведениях на 1918 г.
31 – ЦИАМ. Фонд 194, оп. 1, ед.хр. 575.
32 – ЦГАМО. Справочник по населённым местам Московской губернии. М., 1929.
33 – Н.И. Шульгин, В.М. Лубягина. Объединение «Русский лес». М., 1985.
34 – Опытное лесное хозяйство «Русский лес»: 40 лет. Юбилейный проспект. 2003.
35 - Шрамченко А.П. Справочная книжка Московской губернии (описание уездов), составленная по официальным сведениям... М.. 1890.
36 - Нистрем К.М. Указатель селений и жителей уездов Московской губернии. М., 1852
37 - Памятная книжка Московской губернии на 1912 г. М., 1911.
38 - ЦГА МО. Ф. 4502, оп.1, ед.хр.496. Переписка с фабриками и заводами... лист 85
39 - ЦГАМО. ф.4502. оп.1. ед.хр.644. Протокол №1 производственного совещания... лист 50
40 - ЦГАМО. ф.4502. оп.1. ед.хр.789. Переписка с Мособлисполкомом... по вопросу развития местной промышленности.
41 - ЦГАМО. Ф. 4502, оп. 1, ед.хр. 339. Списки колхозов и совхозов Серпуховского района. Лист 6.
42 - ЦГАМО. Ф. 4502, оп. 1, ед.хр. 644, лист 238
43 - ЦГАМО. Ф. 4502, оп. 1, ед.хр. 248. Протоколы заседаний... и общего собрания рабочих и служащих Шараповского посёлка.
44 - Халиков А.Х.500 русских фамилий булгаро-татарского происхождения. Казань, 1992.

* - В окрестностях деревни Молоди в 1572 г. шёл многодневный бой войск Ивана Грозного против крымского хана Девлет-Гирея. Бои шли с 30 июля по 2 августа. Во главе русского войска стоял князь Михаил Иванович Воротынский. Первым воеводой передового полка  был князь А.П.Хованский, вторым воеводой при нём - князь Дмитрий Иванович Хворостинин. Большую роль в нашей победе сыграла организация у села Молоди "гуляй-города" - тактики замаскированной и подвижной артиллерии, к которой татары не были готовы. Так меньшими силами русские сумели разгромить врага. Крымчане двигались на Москву, но дальше этого местечка пройти не смогли. Девлет-Гирей потерял в бою сына, внука и сам еле сумел уйти. Это стал предпоследний поход крымских Гиреев на Москву.
 
** - Раздел написан с использованием материалов школьного музея и благодаря помощи его руководителя Анжелики Васильевны Буравлёвой и учителей школы.


 


Рецензии