Бегут года, словно искорки от костра на ветру мель
Бегут года, словно искорки от костра на ветру мелькают…
Живописец Сергей Лапшин из села Ново-Сергиево Ногинского района (ныне Богородского городского округа) 18 сентября нынешнего года встретит свой 75-летний юбилей.
Неожиданный звонок
В один из июльских вечеров у меня зазвонил мобильник. На экране высветился незнакомый номер. Обычно на такие номера я не отвечаю, но на этот раз взял трубку.
- Не узнаёшь? – услышал я хрипловатый голос.
- Нет, - честно признался я.
- Серёга Лапшин беспокоит.
- А-а-а, - протянул я с облегчением. – Привет, рад слышать твой бодрый голос. Как жизнь молодецкая?
- Да какая это жизнь, - посетовал художник. – Одни мороки…
Оказалось, что звонил он мне, чтобы пригласить на свой юбилейный день рождения и хотел, чтобы я к нему заранее приехал и написал о нём статью.
Я писал о творчестве Сергея Алексеевича Лапшина уже не раз, когда его персональные выставки проходили в Ногинском Доме художника на улице Климова, в районном Доме культуры на улице Текстилей и в Мамонтовском сельском Доме культуры. Бывал я у него ранее в гостях и с фотокорреспондентом муниципальной городской газеты «Волхонка» Дмитрием Абрамовым, в которой я тогда работал, и с местным художником-графиком Виктором Числовым, и с тогдашним директором Ногинского телевидения Валентином Бутенко. Последний визит был как раз накануне 70-летия художника, когда мы с Валентином Бутенко приобрели у живописца пару его классных этюдов без рамок.
- Денег на то, чтобы «одеть» картины и этюды у меня не хватает, - честно признался тогда Сергей Лапшин. – Пенсия-то у меня мизерная…
«Неужели уже пять лет с тех пор минуло? – с удивлением подумал я. – Бегут года, словно искорки на ветру мелькают. И мы, увы, с каждым годом стареем и хворости к нам разные цепляются…»
Я вспомнил некие подробности нашей встречи пятилетней давности. Сергей Алексеевич радушно встретил нас и провёл в свой просторный деревенский дом, где он до сих пор живёт и творит. Он показывал нам свои новые работы – картины и этюды, ещё не облачённые в рамки. На них мы видели гору Арарат, ледоход на реке Шерне, ландыши - любимые цветы художника. Живописец с гордостью показал нам и свою мантию – в 2016 году стал он профессором Института управления, экономики, права и искусства (ИУЭПИ). Президиум Академии менеджмента в образовании и культуре (АМОК) избрал Сергея Лапшина членом-корреспондентом этой Академии. Мантию Почётного профессора ИУЭПИ живописцу из деревни Ново-Сергиево в торжественной обстановке вручил доктор педагогических наук, профессор, президент АМОК Сергей Иванов.
Призвание не выбирают. С ним живут и умирают…
Сергей Лапшин родился в 1946 году и вырос в деревне Ново-Сергиево Мамонтовского сельского поселения Ногинского района. Он член Союза художников России с 1982 года. Работает в жанрах пейзажа, натюрморта, портрета и сюжетной композиции. Его произведения имеют сложную цветовую палитру, сочный колорит, оригинальные композиционные решения.
Как патриот своей малой родины Лапшин так любит родное село, что не хотел бы жить ни в каком ином месте. Здесь - дивная природа, рядом протекает красавица Шерна, над сельской округой возвышается белокаменный храм преподобного Сергия Радонежского.
Художник, набираясь новых творческих впечатлений, успел за свою жизнь поездить по российским городам и весям, не раз бывал за рубежом. Он считает, что милее и краше Подмосковья места не найти. Родные места питают его творчество, как благодатные корни питают плодоносящее древо. Неслучайно у Лапшина много живописных работ, воспевающих родное село и красоту здешних мест: «Родные просторы», «Весеннее олово», «Первый снег», «Васильки», «Март», «Ромашки» и другие.
На картинах Сергея Лапшина можно увидеть и экзотичную Венецию, и знойный Самарканд, и солнечную Абхазию, Грузию, Псковско-Печерский монастырь, древний Суздаль и, конечно, родное село, весенний разлив на Шерне…
Задаю художнику наивный вопрос: как так случилось, что сельский паренёк (он был пятым, младшим ребёнком в крестьянской семье), который с детства помогал родителям, братьям и сёстрам, с семи лет пас свиней, коров, уходил в ночное с лошадьми, заготавливал сено для коровы, вдруг стал живописцем? В каком возрасте он почувствовал своё призвание?
Сергей Алексеевич признался, что в детстве ему изрядно повезло. Склонность к рисованию он обнаружил у себя ещё в младших классах сельской школы. До сих пор он с уважением вспоминает своего школьного учителя рисования. И вообще – призвание не выбирают. С ним живут и умирают. Хотя и Его Величество Случай упускать не следует. В Ново-Сергиево нередко наведывались с этюдниками ногинские художники – пописать на пленэре пейзажи. Летом они жили в сельской школе. Сергею было 12 лет, когда он приметил на берегу Шерны трёх художников. Стал к ним присматриваться. Они не отгоняли любопытного паренька. И тогда Серёжа увидел обжёгшее его детскую душу чудо: художники не только фиксировали кистями и масляными красками красоту окружающего мира, но и сами как бы растворялись в ней. На их этюдах рождалось нечто волшебное, не похожее на фотографию. Тогда он не понимал ещё, что художники не просто останавливают мгновенье, но отражают в нём своё настроение, индивидуальное видение красоты мира, свою светоносную душу. Сотни раз купался Серёжа в Шерне, с азартом прыгал с пацанами с берега в речку, видел, как плещется в ней рыба, как деревья склоняются над водой. Но у художников получалось иное: ива не просто склонялась над водой - она была словно одушевлённой, желая то ли напиться из реки, то ли слиться с ней в поцелуе…
Так Серёжу Лапшина в благодатном юном возрасте обожгло искусство живописи. Повезло ему ещё тем, что рядом с ним оказались не случайные любители живописи, а профессионалы высокого класса – заслуженные художники России Алексей Ратников, Владимир Терентьев и тогда только вступавший в Союз художников СССР Николай Кулаев. Они приметили смышлёного паренька и впоследствии оказывали ему всяческую поддержку. Рядом с ним оказались хорошие наставники, которые не оттолкнули мальчишку, а вложили ему в руки кисть, научили правильно размешивать краски, разглядели в нём животворные семена таланта. Сергей Алексеевич до сих пор гордится дружбой с этими прекрасными, увы, уже почившими ногинскими художниками. Они дали ему первые уроки живописного ощущения жизни, ставшие импульсом к восхождению на вершины подлинного мастерства.
Окончив сельскую школу, Сергей работал художником-оформителем в тогдашнем совхозе имени Горького. Отслужив в армии, он уже твёрдо знал, что станет художником и верными шагами двигался к своему призванию. Окончил факультет живописи Заочного университета искусств имени Н.К. Крупской, где его педагогом был известный советский художник Вадим Космачёв. Он водил Сергея по музею изобразительных искусств имени Пушкина, чтобы тот проникся духом картин великих мастеров живописи эпохи Возрождения, их божественным талантом.
Сегодня Сергей Алексеевич Лапшин – зрелый мастер кисти, работающий в лучших традициях русской реалистической живописи. Его картины находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Истринском историко-художественном музее, в Старо-Ладожском музее, в частных коллекциях в России, Италии, Германии, Франции, Англии, Нидерландах, Чехии, Польши, Болгарии, США, Китая и даже Кувейта…
К своему 70-летию художник издал альбом своих избранных живописных произведений. Этот альбом предваряет статья «Становление художника», написанная известным в Ногинске искусствоведом, поэтом и уже покойным журналистом районной газеты «Богородские вести» Евгением Глазковым. Заканчивается эта статья так: «Став профессиональным живописцем, получив признание у критиков и среди многочисленных любителей изобразительного искусства, благодаря участию на многих крупных выставках как в нашей стране, так и за рубежом, Сергей Лапшин не покинул родной деревни. Его скромный дом на краю Ново-Сергиево – и рабочая мастерская, и своеобразный музей народного творчества, и светлая горница с дивным по красоте камином, где всегда рады друзьям, коллегам художника, сельским труженикам. По пятницам топится банька, ставится на стол старинный дедовский самовар и ведутся за резным дубовым столом беседы и споры о путях развития современного искусства, о бережном отношении к духовного наследию, прошлому наших предков, о том, что необходимо сделать каждому из нас, чтобы наша Родина – великая Россия, как и в былинные времена, была «светло светлая и украсно украшена!»
2.08.2021
На снимке: Сергей Алексеевич Лапшин с каталогом своих живописных произведений.
Свидетельство о публикации №221080201581