Преров Гл. 9. Шахматы

               
                Мир я сравнил бы с шахматной доской -
                То день, то ночь. А пешки? Мы с тобой.
                Подвигают, притиснут и — побили.
                И в темный ящик сунут на покой.
               
                Омар Хайям



                Проигравший всегда неправ.

                Василий Панов




9. Шахматы


Пирог недоумевал:

– Витёк, что это было?

– А ты что – не врубился?

– Подумаешь, немчура хотел дать ей пострелять...

– Ага! Отодвинув меня носком сапога, как окурок.

Мы сидели с другом на широком крыльце нашего бунгало.

– Немец этот в наглую начал к Таньке клеиться, – я почувствовал, что опять вскипаю, – Пирог, кончай дурака включать! Чего ты не понял? Гизела всё поняла, офицер их тоже все понял, да и сам этот козёл потом быстро всё уловил! А вот Пирогов ничего не может понять.

– Ну-у, можно же спокойно объяснить...

– Объяснить?! – возмутился я, – спокойно?! Да ещё мгновение, и я бы врезал ему в наглую морду! Или дал бы винтовкой по башке. И было бы ему – «фроляйн», да «как фасс зофвут?». Если бы не Гизела! Может, он и поздоровее меня, но злости моей на него хватило бы. Ишь ты – «малчшик» я ему, вот, сука, – не мог я уняться.  – Ты что, не понимаешь, в каком я оказался положении вместе с Таней, Пирог?! Перед полной позорухой!

Тот задумался:

– А чего ты, Витёк, втрескался в неё что ли? – вдруг уперся в меня взглядом Саша.

Такой поворот мне не понравился. Мне ничего не хотелось говорить об отношениях с Таней с кем-либо, даже с другом. Это всё окутано невидимой, но непроницаемой оболочкой.

– Да, подружились мы, Пирог, – уклончиво буркнул я.

– Ага!

– Думай, что хочешь. Дружим. Пока. Понял?

– Ага!

– Да, что ты всё заладил «ага-ага»? Что, не чувствовал ничего такого – к Динке, или к Урсуле? Может, сразу в двоих «втрескался», а?

– Я не разобрался, – по привычке почесал он затылок.

– Ага! – передразнил я его.

Мы помолчали.

Я вспомнил Диану и попытался представить её на месте Тани. Это мне не удалось. О чем бы я с ней говорил? Главное, как бы себя повёл? Она сейчас для меня, как все другие девчонки.

Мысли о Тане, а главное, чувства к ней не оставляли в душе никакого места для Дианы. Одни тускнеющие воспоминания, которые угасли и не волновали меня. Я даже этому удивился.

– Послушай, Санёк, а ты представь вместо нас с Таней себя и Диану – там, в тире. Ты что, так и смотрел бы на этого придурка немца, как он, отпихнув тебя и, выдернув у тебя винтовку, будет упражняться в стрельбе с Дианой? Как тебе это, а-а, «малчшик»?

– Закрыли тему, – пробурчал друг.

– То-то! Лучше разберись сам с собой.

Вдруг послышалась какая-то возня, резко распахнулись двери бунгало и оттуда шумно вывалились наши ребята.

Первый – Коля Купцов, на плечах у него, свесив ноги, сидел Вовка Пешкин. Следом – Артём, Длинный, Танин брат Олег – он дружил с Пешкиным, и еще трое малых. Под смех и шутки всё это сборище вывалилось на дорожку перед домиками.

Далее произошло нечто странное. Купцов, держа на плечах Пешкина, неспешно, как заправский конь, поскакал по дорожке, повторяя: «Ферзь! Ферзь! Ферзь!», а остальные скандировали: «Пеш-ка! Пеш-ка! Пеш-ка!».

Мы с Пирогом недоуменно переглянулись. Проскакав до второго отряда, они развернулись и понеслись в том же темпе обратно.
 
Понаблюдать за чудачеством высыпали из бунгало и остальные обитатели. Я увидел Таню, она тоже с интересом взирала на это действо. Мы издалека посмотрели друг на друга и, одновременно пожав плечами, улыбнулись.

Доскакав до нашего бунгало, Купцов с буро-красной физиономией наклонился и дал Пешкину сойти. Вернее, дал спрыгнуть – как с коня.

– Что это было? – опять недоумевал Пирог.

Пешкин важно протянул руку Купцову, тот нехотя её пожал.

Вскоре выяснилось, что наш малой Вовка Пешкин на спор проучил Купцова на шахматном поприще.

Я уже упоминал, что Купцов любил шахматы и всё, что с ними связано. Однако одно дело – любить и совсем другое – уметь играть!

Постоянно видя Купцова за шахматной доской, мы думали, что он в шахматах самый крутой из нас.

– Они поспорили! – воскликнул Олег, Танин брат.

– Ну да, – с удивлением сказал Артём, – оказывается, наш Пешка в шахматы может здесь обставить любого. А еще прикидывался дурачком!

Купцов стоял красный и лишь недовольно сопел.

– Да ничего я не прикидывался! Меня никто и не спрашивал про шахматы. Да я и не очень-то их и люблю. Я больше в футбол люблю! Вот. Просто у меня так получается – выигрывать!

– Ага – «получается». Ну, это понятно, – сказал Пирог, – а, на что спорили-то?

Длинный, словно сыну, положив руку на плечо Вовке Пешкину, объяснил:

– Сидит Купцов за столом и мучается с какой-то шахматной задачей...

– Не с задачей, а с шахматным этюдом, – буркнул Коля.

– Ну да, с этюдом, – продолжал Игорь-Длинный, – там такое условие, что в решении пешка черных должна пройти в ферзи.

– Ну и?

– Купцов думал, пробовал, пыхтел, а потом сказал, что этюд какой-то неправильный, и решения у него нет. А тут Пешка-Пешкин заспорил, мол всё решается.

Развернули они доску, Пешка сел за черных и через несколько ходов провел пешку в ферзи!

– Ну провёл и провёл. А скакали-то чего с криками?!

Тут усмехнулся Артём:

– И Купцов завелся с полуоборота! Хрен с ним, с этюдом, говорит. Давай лучше партийку сыграем и проверим, кто тут маэстро. Ну и приступают. Вскоре Коля начинает  проигрывать, а он, – Артём кивнул на Пешкина, – возьми, да и скажи, что он не просто выиграет у Коли, а сделает это, непременно проведя пешку в ферзи!

Это Купцова достало уже не на шутку! Потому как настоящее «шахматное» издевательство.

Теперь уже продолжил Длинный.

– Видя, что проигрывает, Коля решил не дать Пешке провести пешку в ферзи любой ценой – пошёл на принцип. – Говорит: «Может, и выиграешь, но не проведёшь!»

А Пешкин ему: «Спорим, проведу?»

И наш малой засранец ставит условие: если проведу, будешь катать меня на себе и кричать: «Ферзь! Ферзь!» Мол, ты здоровый – выдержишь!

Купцов же ответил: «А ты отдаешь мне свои полдники в течение недели и пробежишь вокруг столовой с криками «Пешка! Пешка!»

Ударили по рукам и... Купцов проиграл пари! Отныне у него появилось прозвище «Ферзь».

– А, вы-то, чего кричали «Пешка! Пешка!»? – удивился я.

– Заслужил! – уважительным тоном сказал Артём, – не пешка, а прям-таки Король! Шахматный.

– А ещё приличный засранец! – изумился Пирог – это ж, надо!

– Король, не король, а вот какой-то шахматный черт в нем сидит! – сокрушенно вздохнул Ферзь.

Я незаметно поманил пальцем Олега.
 
– Олег, – шепнул я ему на ухо, – скажи Тане, что я её жду возле летнего кинотеатра, надо поговорить.

– Свиданка штоль? – округлил тот глаза.

– Да тише ты! Чего кричишь на всю округу? – шикнул я, хотя Олег говорил нормальным негромким голосом.

– Какая ещё свиданка? Скажи, кино там будет...  И только – никому, – оглядываясь, приложил я палец к губам.

Я просто заскучал. Шахматы, ферзи, пешки, да хоть – короли! Что мне от них?



  Начало: http://proza.ru/2021/08/02/1108


  Продолжение: http://proza.ru/2021/08/03/1129


  Фото из инета, спасибо автору!


Рецензии
Привет, Олег Магомедович!

Шахматы - моя боль. Как ходят, как сдают в шахматах меня научил Геллер.
Но не Ефмм, а Рувим в 1949 году.
С Пановым я переписывался, спасибо ему, по одному из вариантов партии Алёхина.

Имел даже первый разряд.

А потом понял. Если я не брошу шахматы, то погибну.

Шахматные книги мало издавались, стоили дорого. Я собрал для сыновей огромную по тем временам библиьоеку- 90 книг.

Сыновья не стали шахматистами. Играли в силу второго разряда.

Я с горя продал все книги по 10 рублей штука. Лишь бы избавиться.

Но Ваш рассказ о любви. А это игра ещё сложнее!

Написано хорошо, колоритный язык подростков.

Вообще этюд, в котором пешка проходит в ферзи, не такой уж и художественный. Высший пилотаж - пешка матует, будучи пешкой.

Эсхаровец   04.04.2022 01:00     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Николай Дмитриевич! Огромное спасибо за Ваше внимание. Мой младший брат отлично играл в шахматы (ныне бросил, занимается фотографией) и всегда у меня выигрывал, доводя чуть не до слез. Особенно злились взрослые, у которых он выигрывал. Случилась пара интересных историй, связанных с этим его увлечением, о чем я всё собираюсь написать рассказ. Ох, долго собираюсь, черт бы меня побрал! ))

Ваши афоризмы прочитал, удивляясь такому детальному погружению в "жанр". Я и одного не смогу придумать!

Здоровья и добра!

Олег Шах-Гусейнов   03.04.2022 23:38   Заявить о нарушении
Олег Магомедович, помните кино "Весна". Сценарий Евгения Петрова (тот, что с Ильфом). Играют там Орлова, Раневская, Черкасов, Плятт играет консультанта по научной части. Дурак дураком. Он говорит:
- Чтобы что-то изобрести, надо сесть и задуматься.

Так вот, когда я стараюсь что-то придумать, не получается.

Был у меня сосед. Алкаш. Но мы были в хороших отношениях. Общий коридор мы, четыре семьи, мыли по очереди. Юрка очень плохо мыл. Размажет грязь, и всё.

Он умер. На его место поселились пара: она хирург, он инженер.

У меня родился афоризм: "Не желай смерти плохому соседу, так как на его место придёт ещё хуже".


Эсхаровец   04.04.2022 01:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.