Алтай Часть 5-4-30 Рисунки на задней стороне камня

© Е. Гаврилов, 19 сентября 2018 года. Ссылка на сайт обязательна!
vtourisme.com›altaj/istoriya…altaj…tarkhatinskij…

ЧАСТЬ 5-4-29 РИСУНКИ НА ОБОРОТНОЙ СТОРОНЕ КАМНЯ

Несколько рисунков козлов на лицевой части, большая часть которых просматривается плохо, и около 30 изображений, в основном зооморфных, на обороте. Центральный объект оборотной части — образ быка, близкий к Турочакской писанице.

Тархатинский мегалитический комплекс. «Колыбель Сартакпая» (оборотная часть).

Также изображены зооантропоморфная фигура с длинными раскинутыми руками и короткими ногами, напоминающая черепашку и перекликающаяся со стилизованными изображениями женщин Калбак-Таша и относимыми В.Д. Кубаревым к эпохе энеолита-бронзы; фигура с прямыми и острыми углами, напоминающим мегалит «Сфинкс»; женщина с поднятыми руками; лошадь с четырьмя ногами и длинным хвостом; верблюд и кабан.

Именно с «Колыбели Сартакпая» наблюдали в древности за движением Солнца и Луны, главными календарными явлениями. Сектор обзора находился между мегалитами «Сфинкс» и «Богатырь».

Расчетами определено, что в древности, 4 тысячи лет назад, в дни летнего солнцестояния, только раз в году, в самый последний момент, перед тем, как последний луч Солнца скрывался за горизонтом, происходило знаменательное событие — поток света, ранее падавший только на «Сфинкса», освещал центральную, самую удобную, часть «Колыбели Сартакпая».

При таком сочетании ориентиров (горизонтального и вертикального) рост наблюдателя был не столь важен, как его положение. В другие дни года на закате «Сфинкс» не пропускал последние лучи солнца на «Колыбель», и она оставалась в тени. Отмечено, что Солнце-Бык, Жена-Земля и мегалит «Сфинкс», персонажи световой мистерии, воплощены в петроглифах спинки «Колыбели Сартакпая».

Логично предположить астрономическую значимость «Колыбели Сартакпая», как видоискателя, в дни равноденствий, поскольку из центра комплекса «спинка» мегалита выглядит в восточном направлении как вертикальный столбик. Проведённые наблюдения в весеннее равноденствие показали, что при заходе и восходе Солнца тень от спинки имеет стреловидный вид (её ширина минимальна, а длина максимальна).

Если учитывать здешние природно-климатические условия, то важнейшими датами для местных жителей, занимающихся животноводством, следует считать 21 июня и 21 сентября, поскольку на такой высоте в дни летнего солнцестояния буйно зеленеют альпийские луга, открываются перевалы, а в осеннее равноденствие обычно наступает зима.

Вполне возможно, что с комплексом связан и камень лежащий около 70 метров к югу, на котором обнаружена четвёрка напоминающих человека персонажей выполненных в стиле граффити.
Учёные, изучив описанные петроглифы, на сегодняшний день датируют строительство комплекса эпохой бронзы, концом III — началом II тыс. до н.э.. Кроме того, они считают, что большей частью петроглифы наносились в каракольскую культуру.

Источники
1. Маточкин Е.П. Петроглифы Тархатинского мегалитического комплекса // Древности Сибири и Центральной Маточкин Е.П., Гиенко Е.Г. Тархатинский мегалитический комплекс: петроглифы, наблюдаемые астрономические явления и тени от мегалитов // Archaeoastronomy and Ancient Technologies. 2014. Т. 2. № 1 (3). С. 90-106; 2. Маточкин Е.П. Петроглифы Тархатинского мегалитического комплекса // Древности Сибири и Центральной Азии. Соенов В.И. сборник научных трудов. Горно-Алтайск, 2010. С. 34-42; 3. Соёнов В.И., Шитов А.В., Черемисин Д.В., Эбель А.В. Тархатинский мегалитический комплекс // Древности Алтая. Известия лаборатории археологии №5. Межвузовский сборник

ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ


Рецензии