027 Падение империи Мин

Одно из древнейших государств мира, Китай познал десятки тяжелейших социальных потрясений. Таковым стала и Великая крестьянская война 1628 —1645 гг. В конце её китайцы на столетия утратили национальную независимость и оказались под властью маньчжурской династии Цин — последней в истории императорского Китая.

Благодаря относительно благополучной жизни в правление Мин население страны возросло в четыре раза. Для Китая это был порог, за которым стихийно начинался голод. Положение усугубила не ограниченная коррупция чиновничества. Разграбление государственной казны кучкой придворных вело к непомерному росту налогов и разорению населения. Ситуацию осложняла начавшаяся ещё в 1618 г. война Китая с недавно появившимся северным соседом — Маньчжурской империей.

17-летний китайский император Чжу Ю-цзянь, волею случая унаследовавший в 1627 г. престол умершего бездетным брата, попытался обуздать мздоимцев, однако предотвратить социальный взрыв он уже не мог. В 1628 г. в провинции Шэньси (Центральный Китай) разрозненные разбойничьи ватаги, в которые собрались разорённые крестьяне, сговорились действовать совместно — так началась Великая крестьянская война. Поначалу таких ватаг было всего десять. Каждая возглавлялась избранным ваном (князем). Объединиться в одну армию мятежники не могли — у крестьян не было столько еды. Малые же отряды были бессильны перед регулярной императорской армией, которую послали против взбунтовавшихся крестьян власти. Однако никто из феодалов не подумал о том, что отправленные подавлять бунт солдаты, такие же крестьяне, как и бунтовщики. А они вдруг начали переходить на сторону восставших и оказались надёжным источником пополнения сил восстания.

Когда набралось 32 отряда по 10 тыс. человек в каждом, восставшие пошли на столицу — Пекин. Верные императору войска отбили их и даже загнали в горы. Но отряды повстанцев быстро восстановились при поддержке местного населения. Помогло им и то, что усилилась маньчжурская интервенция в Поднебесную. Интервенты отдельными отрядами проникали через Великую китайскую стену и доходили до самого Пекина.

Особенностью крестьянского восстания стала необычайная подвижность повстанческих отрядов. Они никогда не задерживались надолго на одном месте. Ведь долгое пребывание на одной территории становилось обременительным для населения, которому приходилось содержать своих защитников.

Главным ваном восстания избрали командира конного отряда Гао Ин-сяна, однако каждый ван полагал себя независимым командиром и действовал в одиночку. Отряды разрозненно ходили по стране и воевали. Это броуновское блуждание больших групп вооружённых людей не раз вводило в заблуждение командующих императорской армии, и они сообщали в Пекин о якобы окончательном разгроме повстанцев. Не тут-то было!

В феврале 1635 г. в Инъяне состоялся съезд всех вождей восстания. Было решено «измотать и уничтожить живые силы противника, разгромить их одновременно в разных местах и очистить себе дорогу на восток,.. к столице» (Л.В. Симоновская). К сожалению, план этот провалился: почти сразу после съезда начались дрязги ванов, закончившиеся развалом повстанческого войска.

Поскольку маньчжуры отвлеклись на войну в Корее, правительство Мин решило все силы бросить на подавление восстания. В 1636 г. император объявил амнистию повстанцам, добровольно сложившим оружие. Преследовать их строжайше запрещалось, более того, региональным чиновникам приказали оказывать содействие амнистированным крестьянам в их мирной жизни. Крестьянским ванам предлагались командирские должности в императорской армии. Воинство повстанцев растворилось в считанные недели. Гао Ин-сян был захвачен в плен и в августе 1636 г. четвертован на главной площади Пекина. Последние очаги восстания затухли к концу 1637 г.

А зимой следующего года в Китай вторглись маньчжуры. Власти тут же забыли о бунтовщиках. Маньчжуры разорили несколько ближних к столице областей и уже в марте ушли прочь. Они увели с собою полмиллиона рабов и увезли огромную добычу. Победители прошли под стенами Пекина, откуда китайский император бессильно наблюдали за их триумфом.

Зима 1640 г. выдалась особо лютой. Народ молил императора о помощи. «Не желая идти на уступки народу, феодалы и правительство усилили деятельность полиции и охранных органов, хватали и казнили без числа и без разбора. Начальники карательных экспедиций приказывали рубить головы, собирая их затем сотнями и тысячами в виде трофеев и памяти о своих доблестных победах и верной службе престолу… Тюрьмы были набиты до отказа заключенными». (Там же). В таких условиях крестьянские ваны тайно собрали свои отряды и восстали. Теперь всех их объединил вождь Ли Цзы-чень.

Восставшие захватили большой город Лоян, причём им удалось пленить дядю императора — фуского вана. Беднягу живьём разорвали на куски, столь сильна была людская ненависть к грабителю. Далее последовали ещё несколько больших городов-крепостей. Солдаты сдавали их без боя, справедливо истребляя собственных офицеров.

Наконец, начался поход на 7-миллионный Пекин. Императорское войско добровольно открыло народу ворота крепости. 25 апреля 1644 г. отряды Ли Цзы-ченя вошли в столицу. Ужас охватил императорский двор и всю знать. «Сам император Чжу Ю-цзянь велел увести и укрыть своих сыновей, пытался зарубить свою дочь, приказал повеситься императрице и утопиться наложницам, а сам, удалясь во дворцовый парк, повесился на дереве на горе Мэйшань. Легенда гласит, что последний минский повелитель, боясь суда народа и решившись покончить с собой, написал кровью на поле своей шелковой одежды несколько слов, обвиняя во всех бедах чиновников». (Там же.). Император был прав: во все времена государства гибли, гибнут и будут погибать прежде всего по причине гнилости корыстных чиновников и зарвавшейся знати. В Китае восставшие воздали таковым сполна: бывших «хозяев жизни», укрывавших ранее награбленное, подвергли жесточайшим пыткам и казнили.

Императором стал Ли Цзы-чень. Однако на севере у Шанхайских ворот Великой китайской стены находилась ещё минская армия под командованием полководца У Сань-гуя. Последний велел открыть ворота маньчжурам. Повстанцы не знали об этом сговоре. 27 мая 1644 г. состоялось генеральное Шанхайгуаньское сражение. Поначалу бились китайцы с китайцами, а когда мятежники стали побеждать, появились из засады маньчжуры и решили исход боя.

После этой катастрофы повстанцы отступили на юг, где осенью 1645 г. погиб Ли Цзы-чень. Как это случилось, не известно, но гибель крестьянского императора стала заключительной точкой в истории Великого крестьянского восстания в Китае. Бытует легенда, будто герой жив по сей день: он спит в неведомой пещере, но проснётся и спасёт народ в самую тяжкую годину.

Пекин захватили маньчжуры: там воссел на престоле шестилетний император Шуньчжи, первый из династии Цин. В Южном Китае бежавшие от повстанцев феодалы провозгласили новую империю Южная Мин со столицей в Нанкине. Императором признали сына убитого фуского вана — Фу-вана. После победы народной революции XX столетия вожди Великой крестьянской войны были возвеличены как герои революционной борьбы китайского народа.


Рецензии
Благодарю, Виктор! Труд ценный!

Игорь Тычинин   02.08.2021 06:45     Заявить о нарушении