Часть - 5. Школа и мастерская великого мариниста

          http://proza.ru/2021/08/02/695       Характеристика эпохи

        В конце 60-х годов XIX века в России был крайне низкий уровень грамотности народа, что во многом объясняется существовавшим ранее крепостным правом. В Москве по переписи 1871 года неграмотных оказалось 55%. В губерниях их процент составлял 60 - 80%. К концу XIX века в России лишь четверть населения было грамотным. Во второй половине XIX века в России  началась Эпоха Возрождения, давшая сильный толчок культурному развитию России. Всё более широкие слои населения втягивались в рыночные отношения, это способствовало увеличению потребности людей в образовании. Промышленность, торговля предъявляло всё более широкий спрос на специалистов со средним и высшим образованием. Положении улучшалось по мере развития земской школы, а с 80-х годов - сети церковно - приходских школ.
                *** 
        На следующий день перед приходом учеников, Петя, его (Айвазовского) единственный помощник, обслуживающий и галерею и мастерскую, с раннего утра приготовлял холст на подрамнике и помог закрепить его на мольберте. Надо сказать, что Айвазовский, став знаменитым и переехав в Феодосию, вникал и занимался всеми вопросами, которые способствовали развитию родного города, и как мы уже видели, он обеспечил город водой, благодаря своим связям, при содействии Российского императора в город была проведена железная дорога, построен коммерческий порт. Всё это способствовало бурному развитию города. Ещё Иван Константинович всегда мечтал о воспитании нового поколения художников в родном крае. 

          В 1853 году Айвазовский предложил проект об учреждении в Крыму художественной школы. В нём художник подробно прописал цели, задачи, преимущества создания: «Предполагается учредить в Крыму художественную школу с целью образовать художников по части живописи морских видов, пейзажей и народных сцен. Южный берег этого полуострова, как самая живописная часть, может представить ученикам школы столь много разнообразных предметов для художественных их занятий. Для помещения же школы выгоднейшим полагается избрать портовый город Феодосию как по средствам к содержанию школы, так и по географическому положению оного, ибо город этот более прочих городов Крыма оживлен приезжающими из разных российских мест для морских купаний и пароходными сообщениями, окрестности Феодосии не уступают лучшим местам южного берега Крыма и по народонаселению, как город Феодосия, так и весь Феодосийский уезд есть самый разнообразный и интересный для избрания сюжетов по живописи народных сцен и прочее; кроме того, Черноморский флот несколько раз в году заходит в Феодосию».

      Иван Константинович прописывает порядок комплектования школы преподавателями, учениками и покровителями (в нашем понимании спонсорами). Подробно им описана программа обучения, когда «Школа разделяется на два отделения: 1) приготовительное, 2) художественное. В приготовительном, отделении учащиеся получают понятия о линейном черчении геометрических тел и фигур и перспективе, рисуют с образцовых рисунков или гравюр (нрзб-т.е неразборчиво) и, наконец, с натуры. По Получении достаточных сведений в предметах, для приготовительного отделения положенных, ученики по назначении директора переходят в отделение художественное. Здесь они занимаются живописью морских видов, пейзажей и народных сцен, копируют с картин и пишут с натуры виды при одобрении выбора директором. Ученики, оказавшие отличные успехи в художестве и удостоенные от Академии серебряной медали первого достоинства при возможных средствах, доставленных покровителями и членами школы, могут быть посылаемы в путешествие по России для снятия местностей, замечательных в историческом отношении, с целью составить коллекцию картин, могущих ознакомить публику с разнообразием народного быта и природы Российской империи». Айвазовский прописывает пути обеспечения функционирования школы, отчёты по ним. Но данная инициатива не нашла поддержки в верхах, царское правительство отказалось выделить необходимые средства.
(Полностью можно прочитать в Литрес, набрать Александр Смольников)


Рецензии
Здравствуйте, Александр Владимирович!
Спасибо за собранную информацию об эпохе середины девятнадцатого века.
Великое дело задумал Айвазовский! Его проект Художественной школы в его родной Феодосии великолепен!
Эх, жаль, что правительство не нашло средств!
А могло бы найти...
Со вздохом,

Элла Лякишева   24.02.2022 11:22     Заявить о нарушении
Спасибо, Элла Евгеньевна, многосторонний был великий художник! С уважением - Александр.

Александр Смольников   24.02.2022 18:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.