Закат прекрасного, как день, камергера Салтыкова
С небрежно написанного портрета смотрит лицо довольно молодого мужчины. Правильный овал лица, высокий лоб, приподнятые брови. Пухлые, несколько женственные, губы слегка скривились в усмешке. Широко открытые глаза выражают некоторую усталость и нетерпение. Привлекательность лица слегка портит вздернутый нос, да и то не сильно. Портретируемому явно наскучило позировать, поворот головы «в три четверти» утомил его, а телу уже давно пора размяться. Надетая через плечо орденская лента небрежно перекручена, что указывает на вовсе несерьезное отношение её владельца к высокой награде. Да и позирует мужчина не в положенном ему по придворному статусу мундире, а в каком-то партикулярном камзоле.
«Прекрасный, как день» Сергей Васильевич Салтыков… Единственный его портрет, написанный неизвестным – и, прямо скажем, невыдающимся, - художником… Сын принадлежащего к старшей ветви рода Салтыковых генерал-аншефа Василия Салтыкова и подруги императрицы Елизаветы княжны Марьи Голицыной. По материнкой линии настолько же Романов, насколько и наследник российского престола, а затем император, Петр Федорович. Первый сердечный друг Екатерины II, фактический отец императора Павла I. Какой след оставил этот красивый мужчина в истории Династии! И всего один, причем явно не парадный, портрет… Да и если посмотреть на портрет юного Павла Петровича Романова, то остаются весьма призрачные сомнения в отцовстве Салтыкова: те же мягкие губы, большие красивые глаза, курносый нос…
Сергей Васильевич неоднократно упоминался в наших скромных очерках. Причем появлялся он, как правило, на страницах, наполненных оптимизмом, энергией и приключениями главных героев, будь то великая княгиня Екатерина Алексеевна, её матушка Иоганна Ангальт-Цербстская, канцлер Империи Бестужев-Рюмин и прочих. Да и наследил Сергей-свет-Васильевич, фигурально выражаясь, в истории, а фактически и в спальне Екатерины, вполне себе определенно…
Но вот что печалило нас во время написания «Русской комедии…», «Французской мелодрамы…» и даже очерка «Был ли император Павел I Романовым» больше всего, так это то, что совсем не имели мы достоверных сведений о том, как закончил камергер и дипломат Салтыков свои дни.
Согласитесь, не совсем понятно, почему профессиональные историографы до сих пор довольствовались довольно туманными сведения, что, по одной версии, Сергей Васильевич буквально сгинул в пучине Великой Французской революции, оказавшись зачем-то в 90-х годах 18-го столетия в бунтующем Париже. По другой – будто бы спокойно прожил остаток жизни на родине затворником и скончался в преклонных летах в 1807 году. И то и другое вызывало вопросы: как, прожив такую длинную жизнь – а родился он в 1726 году, - не оставил весельчак и повеса Салтыков следов в переписке и мемуарах современников?!
Но вот, при очередном листании исторического справочника, обнаружена была вроде бы достоверная информация о том, где и как закончил свои дни этот замечательный во всех отношениях человек. И подтверждением этого оказалась банальная метрическая запись, сделанная в московской приходской церкви. Почему эта запись была опубликована буквально «на днях» не совсем понятно, но хорошо, что хотя бы найдена!
Однако ознакомление с этой записью не принесло нам, казалось бы, вполне естественного на сей раз удовлетворения… Нет, не посетило нас то смиренное чувство, кое возникает, когда читаешь подобные тексты: «мол, тогда-то и там-то скончался такого-то звания имярек, лет от рождения ему было столько-то, похоронен был на кладбище таком-то, о чем сделана запись под номером таким-то…».
Почему же не охватывает нас та долгожданная спокойная завершенность, которой так желали мы ранее, встречая в различных источниках отрывочные сведения о жизни прекрасного, как день, камергера Салтыкова?! Ну что же, попытаемся это понять…
Свидетельство о публикации №221080200717