Два родных брата, а фамилия разная

Эту историю мне рассказал давний мой друг, фотограф-любитель из станицы Гривенской Александр Павлович Нарожных. Уже довольно много лет он фотографирует земляков, собирает о них данные, предоставляя мне возможность что-то уточнять и излагать литературно.Благодаря нашему такому содружеству в нашей районной газете появилось немало газетных публикаций о ветеранах войны.Так появился на свет и этот рассказ.
В 2004 году, когда в Гривенской, на пустыре рядом со старой церковью, строили новую, меня заинтересовала не обычная звонница. Подошел ближе и увидел звонаря за работой, да ещё с молотком в руках.  Сфотографировал его. Потом познакомился с ним и настоятелем церкви.  А спустя некоторое время побывал на  улице Советской 51 в гостях у Петра Васильевича Овдиенко, пономаря Свято-Николаевской церкви. Не высокий, коренастый, хозяин дома оказался не многословным. А в доме было много икон, горела лампадка.
Пётр Васильевич Овдиенко родился шестого июня 1915 года.
22 июня 1941 года  из Гривенской его призвали в армию.
Об этом он так   вспоминал: «Посадили нас на повозку и отвезли в районный центр. Потом были - Украина, Полтава,  Белоруссия. Отступали и наступали. После Польши дошел до Берлина. Много, очень много прошагал пешком».
У ветерана (воинское звание сержант, пехота, автоматчик.)
14  медалей: «За боевые заслуги»,  «За оборону Ленинграда», «За  победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»,  «За победу над Японией» и другие. С войны пришел в 1946 году, был капитаном маломерного флота в рыболовецком колхозе «1 Мая». 
Прошло время.  Построили новую церковь, для нее я сделал и подарил много фотографий (два альбома).  В одном из них была и фотография пономаря-звонаря.  Захотелось мне больше узнать о нем.  Оказалось, что спустя год после нашего знакомства он умер (в 2005 году), а кто же отец и мать воина? В библиотеке станичной, в книге памяти есть только фотография ветерана и несколько строк о нем. 
Запомнил я домик, где жил пономарь, и совсем недавно отправился туда, но напрасно, соседка сказала, что, хозяйку родственница увезла к себе на побережье. 
В церкви мне подсказали, что есть прихожанка Мария Ефимовна, она в рыболовецком колхозе «1 Мая» работала секретарем и может мне многое рассказать. Направился я
на Береговую улицу. К моему удивлению,  Мария Ефимовна Авдиенко - вдова родного брата того, кем я интересуюсь, Петра Васильевича Овдиенко.
У гривенца Василия Сафроновича Овдиенко  и его супруги Степаниды Даниловны было семеро детей, четыре сына и три дочери. Два сына Петр  и Иван    ушли в армию и оба вернулись с войны. Только после долгих странствий Иван стал Авдиенко. Видимо, какой-то  писарь допустил в документах ошибку. 
Мария Ефимовна Короткая-Авдиенко (родственница Героя Советского Союза Николая Андреевича Короткого) уже в преклонных годах и мало что помнит из  рассказов мужа о войне.  Она принесла наградные книжки мужа, его военный билет, старую фронтовую фотографию, трудовую книжку. Оказалось, что Иван Васильевич был награжден  значимым орденом - Красной Звезды, медалями «За  победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За освобождение Варшавы» и другими боевыми, юбилейными к большим датам со дня Победы и трудовой медалью – «Ветеран труда». А работал Иван Васильевич, как и брат, в рыболовецком колхозе «1 Мая».
Вот такая интересная судьба у двух братьев-фронтовиков, которые после войны оказались с разными фамилиями.
 


Рецензии