Учительский талант

    Классным руководителем у нас была учительница биологии - Франческа Брониславовна.  По сложившейся традиции всех нормальных советских школ у нее было прозвище, суть и смысл которого терялись в сорокалетней истории школы. Изольда – так ее звали все.

    Изольда была одинокой дамой пенсионного возраста, с безупречным «старорежимным» вкусом. Ее манеры, твидовые костюмы и белоснежные блузки с обязательной камеей создавали вокруг нее невидимую стену, через которую не мог пробиться никто – ни директор, ни последний двоечник.

    Предметом Изольда владела блестяще. Но не хватало изюминки, искры, горящих глаз, когда бунтующие души подростков открываются вдруг и жадно впитывают новое и интересное. Она никогда не повышала голос. В ее манере вести урок было что-то дьявольское. А непонятно откуда берущийся авторитет гасил на корню любые шалости. Как итог - биологию в нашей школе знали все. Не любили – но знали.

    Был, правда, один случай, сразу ставший легендой: мы всем классом, в музее, видели, как наша Изольда щебетала на французском (!) с видным иностранным господином, который о чем-то ее спросил. Изольду было не узнать – ожившие глаза, румянец, бархатный голос с грассированием*…Весь наш класс трясло неделю.

    Но однажды все изменилось. Меня оставили после уроков для подготовки очередной ноябрьской годовщины**. Время - в разговорах, спорах и планах пролетело до вечера. На улице давно стемнело, и мы начали расходиться по домам. Я уходил одним из последних.

    По пути в раздевалку, проходя мимо нашего кабинета биологии, я услышал негромкие глухие удары. Остановившись, решил заглянуть в класс. Дверь оказалась открытой. В классе было темно. Звуки доносились из лаборатории – смежной с классной, узкой и длинной комнаты. Дверь в лабораторию, наполовину стеклянная, была закрыта. Там горел свет. Любопытство оказалось сильнее страха, и я осторожно двинулся вперед. Подойдя к двери, заглянул в щель через неплотно прилегавшую занавеску на стекле. И замер.

    Спиной ко мне стояла Изольда. В блузке, без пиджака! Я перестал дышать. Она вдруг широко и резко махнула рукой, в которой что-то блеснуло. Раздался свистящий резкий звук и за ним удар. Попытался заглянуть глубже - у противоположной стены стоял толстый деревянный щит, в центре которого торчало около десятка ножей. Ножи были странные – целиком железные, без ручек. Изольда метнула следующий. Он с чавкающим звуком глубоко вошел в дерево рядом с остальными. «Черт!! До щита метров шесть - не меньше!» - мелькнуло у меня, и тут я увидел отраженное в стеклянной витрине лицо Изольды. На нем был мир и покой - полузакрытые глаза и блуждающая улыбка. Она взяла с полки последний нож, и я понял, что пора уходить.

    С того вечера, на Изольду я посмотрел иначе, и на биологию тоже.

    И теперь, по прошествии лет, в моем кабинете, в одном известном институте генетики висит небольшой портрет Франчески Брониславовны.



* Особое произношение звука "р", характерное для французов (преимущественно парижан).
** Для тех, кто забыл или вырос в другое время - 7 ноября, годовщина Великой Октябрьской социалистической революции.


Рецензии
Игорь, понравилось. Каким же оружием необходимо уметь владеть нам, чтобы устоять перед фашизмом, который захватывает наши Светлые Помыслы, высасывает из Них Жизнь, а опустевшую форму, заполняет собой и через это манипулирует Человеком и принуждает его стать рабом?

Сергей Бечин   06.10.2023 12:21     Заявить о нарушении
На это произведение написано 38 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.