Туркестанские рассказы - 4

 

                Старый дом. Продолжение.
    В Ортаке был центр вселенной всех наших родственников: дядушек, тетушек, снох, и соседей с родной махалли (  махалля в переводе с узбекского обозначает квартал ). Соседями были не только казахи, но и узбеки, местные турки, русские, немцы, корейцы. На юге Казахстана всегда был и есть до сего дня очень интересный микс национальностей. И все говорили и говорят и на казахском, и на узбекском  и на русском языках, не забывая при этом и свой родной. 
    Махалля решала конфликты в семьях, разнимала драки, утихомиривала разбушевавшихся мужчин после тоев (свадьбы, дни рождения, торжества и прочие мероприятия).  Когда были свадьбы , поминки, детские праздники, все соседи принимали активное участие в них, внося свою лепту. Кто-то из соседей приносил разный хлеб, самсу с тыквой и  мясом. Кто - то пироги, торты. Другие  - разнообразные салаты, фрукты, сладости. Такой вид взаимопомощри называется асар. Он до сих пор существует в аулах, в провинциях. На асар зовут и при постройке дома. Я расскажу об этом в следующих рассказах.
    Тем временем специально приглашенный  матер своего дела, как его называли,  резал барана.  В  огромном казане аспазшы (повар), который приходил со своим  огромным капкыром (это плоская тяжелая шумовка без приподнятых краев, изготовленная, как правило, из толстого листа)  готовил плов. К этой работе мастер подходил очень ответственно и эстетически - заранее готовились дрова, нарезалось огромное количество моркови, рис и горох замачивался в больщом специальном тазике. 
     А под соседним навесом женщины готовили бешпармак -  квадратные сочни, раскатанные в неимоверном количестве,  которые отваривались в огромном казане в бульоне из мяса конины, говядины и баранины. Меня всегда удивляла сила рук женщин, которые катали по 20 - 30 больших, на всесь стол,  блинов  для бешпармака.   
    Бешпармак подавался на огромных специальных деревянных посудинах - астау или табак.  (Считается, что астау –  исконно казахская деревянная посуда, блюдо для подачи бешбармака, плова, мяса, головы барана). На сочни клали огромными кусками мясо, казы (конская колбаса), сверху заливали соусом из лука, черного перца и подавали к столу, где старший уже ожидал главное блюдо с ножом, чтобы разделать мясо на кусочки. А старейшине передавали   голову барана, сваренную и обработанную специальным образом. Я до сих пор не знаю почему, но прежде, чем подать голову барана на верхней части делали крестообразный надрез и обязательно отрезали ухо. И это ухо подавалось отдельно. Старейшина отрезал  первый кусок, а затем блюдо передавалось по кругу. Мы, детвора, вертелась под ногами, принимая активное участие в поедании всяких вкусностей.
      После сытного обеда пили чай.  Подростки всегда держали вскипяченными огромные 30-40 литровые  самовары - гупы. Чай заваривали в специальных эмалированных чайниках,  разносились по столам.  Иногда в чайниках был совсем не чай. Чтобы не смущать старейшин водка наливалась в такие же чайники и какими - то условными знаками, подмигиваниями давали тем,  кто употреблял горячительное. Тои могли длиться по несколько дней. Интересно, что мужчины, после сытных возлияний, разделялись на несколько команд - на сильных и слабых, чтобы сыграть в карты.  Заранее в комнатах накрывался стол с закусками и кумысом и минеральной водой, где мужчины и играли в карты на небольшие деньги. За этим было интересно наблюдать - происходили целые баталии. Женщины занимались своими делами: пили чай, отдыхали, разглядывали подарки и уже ближе к полуночи давали разные сигналы и знаки своим мужьям, что пора бы и домой. Но мужчины упорно делали вид, что не понимают, что те от них хотят. Извечные разногласия!


Рецензии