О моём современнике
Мальчишка представлен почти самому себе, так как ещё не вошёл в тесный контакт
с обитателями двора, где его двоюродные братья перенесли тяжкие времена оккупации
и младший из них - Виталик получил серьёзное ранение, в дальнейшем сократившее его
жизнь. Тётка занята добычей пропитания, братья с друзьями, а он пока один.
А что отец? Он явился на старую службу,но был в оккупации и бежал, мы знаем, с семьёй: начались проверки. И вскоре отцу предложили работу. Так он начал трудиться
на вольфрамо-молибденовом комбинате. Война! и опытные мужские руки ох как нужны
в тылу. Вместе с другими водителями наш механик занялся на базе старых (оказались
не нужными фашистам) автомобилей ЯГ-5 переделкой их под грузовые лафеты для
перевозки оборудования (для комбината: его восстановление шло полным ходом)до 40
тонн в Баксанское ущелье. Далее шла интенсивная изматывающая работа. Это 100 км в
пути со скорость 4-5 км в час и почти сутки. Некогда о сыне вспомнить, но надо отдать должное стране (молибден для страны так важен для танковой брони), что
отец с другими получал весомый паёк ( "второй фронт" как и на войне)и заскакивал
в семью сестры, где жил сынок - снабжал этим продовольствием и деньгами. Так и жили отец с сыном. А затем как очень опытный водитель, да ещё постоянно в горах,
направлялся по рудникам и базам Кавказа (всего) за реагентами для обогащения и
опять сына не видел неделями. Родина не забывала: две медали "За трудовую доблесть".
Но однажды была у отца командировка в город Грозный и он взял с собой
сына. Тот запомнил эту поездку навсегда. В месте, где сходится железная дорога
(район Эльхотово)с Тереком и где немцы дальше не прошли, мальчик увидел и запомнил место
великого побоища; искорёженная и разбитая немецкая техника в неведомом количестве.
Это и танки, и самолёты, автомобили...
Но запомнилась поездка и другим: вкусным обедом, что накормил отец в Грозном
с базара (булочки с чудесным каймаком, как в довоенные времена). А также первый
раз сходили, после начала войны, на фильм "Черевички" снятом для детей в войну.
Но в 43-й год в школу пойти не удалось. Их просто не было, но зато с отцом
сняли своё жильё. И не важно, что часто приходилось ночевать одному. Иногда
приходила бабушка Саша с братишкой Виталиком и они с ним, а скорее он для брата
мастерил игрушки. Отец принес перочинный нож, плоскогубцы, молоток, топорик и
деревянные чурочки. А гвоздики были из бабкиного сундучка. Отец учил и поощрял
сына.
Отец купил сыну Букварь и началось его (букваря) самостоятельное изучение.
Периодически, по мере присутствия отца в доме, а бывал он дома 2-3 раза в неделю
и редко в выходные дни ( 1-2 раза в месяц). Благо, бабушка его (нашего героя)
регулярно посещала, но была совершенно безграмотна. И тут выручал соседский
мальчик (до окупации в 1942 году он закончил 2 класса начальной школы) Он бегло
читал и писал - короче - "Учитель" и только. Отец время от времени удивлялся
успехам сына, а увидев постепенно результаты этой игры в "Школу", радовался и
поощрял. Так продолжалась "учёба" весь 1944 год до 1-го сентября: тётя повела
племянника и сына в 1й класс новой (возрождённой стараниями учтелей) "Мужской
средней школы". И кроме игр, а изготовления игрушек из подсобных материалов,
наш герой считал уже своей "работой"-серьёзным делом, что заложило многие навыки
в сознании "героя" на всю жизнь. Это мы поймём по дальнейшему повествовантю.
А дальше началась учёба. Пришол в школу подготовленным и это пртупило старанее.
Когда прошол новый год, мой герой тяжко заболел.Наспех врач определил, на всякий
случай, туберкулёз и тётушка принялась выгонять хворь ей известными Средствами:
врач прописала красный стрептоцид, Тётя на средства отца покупала, молоко, мёд,
сливочное масло и Белый Хлеб вместо кукурузного по карточкам. Пыталась кормить и
поить, упиравшегося племянника горячим молоком с мпслом и медом, намознным на хлеб. Пр этом присутствующие братья просили её: "он же не жрёт - дай нам".
Но упрямая тётка продолжала своё лечение и ллемяш через полтора месца пошол в школу. Вот тут и произошли события.
В 1945 году на линейке в школе собирали детей в коридорах в шеренгу и совместно
разучивали и изучали новый Гимн Советского Союза, но наш герой стоял молча Это
заметил директор и вывел нарушителя из строя и потребовал родителей в школу
вызвать. А где их взять: матери нет, а отец неделями на работе в поездках =
объяснила учительница. Так он толком Гимн и не выучил, но в учёбе отстал. И сосед
помог ему наверстать упущенное. Жизнь взяла своё и наш герой уже вскоре праздновал нашу ПОБЕДУ 9 Мая среди ребятни - ведь в эти дни в кинозалы днём пускали их без билетов. Так закончился 1-й класс и начались резкие изменеия в жизни.
Свидетельство о публикации №221080301583