Грязная тетрадь 3

18

Звуки наступившей ночи - после сильного, порывистого ветра и дождя вечером - громкое стрекотание цикад и песнь сверчков, состязание, кто кого пересилит в этом ОРКЕСТРЕ.
Льются в окно эти звуки, сад сладостно, по-августовски, пахнет яблоками...
Я думаю о Штирнере... Действительно, жаль, что он прочитан слишком поздно. Не издавался в России. Точнее, не так часто издавался, как другие философы.
Помнится, после сильного стресса в феврале 1999 года валялся три дня, изредка вставая с постели (сходить за выпивкой или в туалет), в съёмной квартире в Тольятти. Не ходил на работу (в редакцию "Тольяттинского обозрения"). Не хотел ни есть, ни пить (кроме алкоголя). Вообще ничего не хотел. Читал книгу Бердяева "О назначении человека. Опыт парадоксальной этики". С того времени Бердяев стал моим любимым философом. А теперь думаю, если бы я ТОГДА читал Макса Штирнера, может быть, дальнейшая жизнь пошла по-другому. Макса Штирнера - сначала, а потом - книги Фридриха Ницше.
Ведь что такое "О назначении человека"?
Что за чушь?!
Что за каверзное название книги от писателя-аристократа, обожающего свободу?
Где тут свобода?.. где она в этом названии? "О НАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА"...
Штирнером можно сразу выбить дурь из этого НАЗНАЧЕНИЯ! Что за назначение может быть у человека? Почему он ОБЯЗАН кому-то или чему-то служить? Как это коррелируется с понятиями "парадоксальной этики"? Да и вообще, зачем нам, СВОБОДНЫМ, чья-нибудь ЭТИКА? ЭТИКА - имеет служебное значение. Она для всех, но не для меня.
Ах, Штирнер!.. Штирнер...
Много книг слишком поздно прочитано.
Я бы смог предостеречь себя от неудач, а теперь осталось только сетовать.
- Саш, зачем тебе учиться в институте? - сказал мне однажды Валера Иванов, редактор "Тольяттинского обозрения", на моё высказанное желание поступить в самарский университет. - Там только книжки читают, а книжки ты и сам можешь прочитать...
Ну вот... не читал же я то, что обязан был прочитать... увы, не читал... а учился бы в универе, наверное бы прочитал...
Вчера ночью мне снился бандитский Тольятти 90-х, тёмный, инфернальный, опасный и очень заманчивый.
Что-то сделано было не так.
Очень многое проглядел и очень многое не сделал.
А что?.. не знаю...
Я и сейчас вот не знаю, что дальше делать с ЖИЗНЬЮ...
А Штирнер подсказывает: значит ты не владеешь собой... Ты должен наслаждаться жизнью - как тогда, в 2016-ом...
Твоя СОБСТВЕННОСТЬ - это ты сам. Ты сам и всё, чего касаешься.


Рецензии