Хорошенькое ж дельце!

     Отпустите своё детище дроченое,
     Новгородским то порядкам не ученое...
     (Алексей Толстой, стих "Ушкуйник")

    Хорошенькое ж дельце! Почему же русские люди и забыли, что русскому флоту многим больше, чем 325 лет? Отмечали дату недавно и с размахом в акватории Невы и Финского залива. Задумал написать статью ещё тогда, неделей раньше, но приурочил всё же к Дню десантника и Ильи-пророка, исконно русским праздникам тут ведь какое дело, если разобраться, то родитель и основатель морского и речного десанта - ушкуйник. Бандит, гуляка, орду разорял по Волге, сараи жёг, свои города ставил на Каме, Вятский край в честь его. Короче, от Западной Двины и до Северной гулял и все окрестности грабил, а дань Орде не платил, а племена окрестностей - все были были торговыми партнёрами Господину Великому Новгороду. Можно было и к Дню Нептуна приурочить и Садко, не суть. Мне показалось, что тема ушкуйничества тесно связана с историей Руси и русскими, а русские - с Россией и россиянами. И потом. Ни один историк не знает почему ушкуйник - ушкуйник, но осквернить память "усопшего" почитает за честь. Этимология - тема отдельного детектива, но очевидно - от слова ковать. А плавательные суда - насады, лодьи, ушуи - на чисто русском языке несут в себе информацию, которую россиянину уже не осилить, будь он доктор наук по языку или истории.

     Уголь сажей не испачкать, что называется, но вопрос повис - почему нашему флоту 325 лет? Если Александр Невский ходил по морям и рекам, шведа бил на Неве, немца на Чудском озере. Так и до него ходили по морям, и после него ходили. Взять к примеру Олега - русский князь Земли, известен торговыми договорами с Византией чуть ли с 852 года. А если княгиню Ольгу вспомнить на лодочке по реке Великой, а Игоря, а их сына Святослава? Хотя, да, есть что-то в них, как бы сказать, не российское, что ли. Таки, он ещё и хазар побил. Куда удобнее считать от Петра. Дыра или брешь в 800 лет никого не волнуют, а зря. От походов Олега до времён "России молодой" Петра Великого, так уж получается, что флота в нашей истории нет. Исчез он, пропал вместе с Новгородской республикой, практически сразу после создания русского государства под названием Новгородско-Киевская Русь (882) и крещения киевлян. Новгород пытались крестить (огнём и мечом Путята с Добрыней), но после того он исчез со страниц учебников истории лет на 400, а историки сосредоточились на другом. С другой стороны, Россия - преемница Руси, ну хотя бы настолько, сколь близок государственный язык. Некоторые сведения из достоверных источников о флоте такие:

     «В XIV веке новгородские купцы достигали на своих судах берегов Дании и Фландрии, ганзейских и скандинавских городов, Англии и даже Франции. Через Владимиро-Суздальскую землю по Волге Новгород был связан с мусульманским Востоком и Закавказьем. На северо-востоке новгородцы вышли к Белому морю и Ледовитому океану. Путь «из варяг в греки», шедший по Волхову и Днепру в Черное море, надежно связывал Новгород Великий с Византией». Никитин В. А. Слава и щит Руси: Новгород Великий X–XV вв. // Богословские труды. М., 1989. Сб. 29. С. 77.

     «О широте торговых и культурных связей новгородцев можно судить, нанеся на карту конечные пункты их путешествий с торговыми целями. На западе это будут Ипр во Фландрии, Любек в Германии, Висби на Готланде; на юге-востоке – Астрахань, на юге – Киев, на Черном море – Аккерман, Константинополь; на северо-востоке – Северный Урал. Такие отдаленные торговые связи в Средние века имела только Венеция, ганзейские же города ограничивались сравнительно узкими пределами Балтийского и Северного морей». Тихомиров ММ. Великий Новгород в истории мировой культуры. С. 204.

     Историк и публицист С.В.Шкунаев: Москва, взяв Новгород – она всегда понимала источник богатства и процветания Новгорода – принимает на себя частично эту функцию, эту модель поведения, в которой государство, то есть некий центр, всегда является не производителем, а распорядителем, регулятором. Не отсюда ли идет представление о том, что естественность расселения людей, естественность физического существования, – это неглавное, а главное – это работа на интересы государства. Отсюда берут начала истоки давления на человека, на личность. И все – в интересах государства. Попадается другое население на пути, что называется, «инородцы», оно – проглатывается, оно – ассимилируется, оно – колонизируется»

     Вадим Телицын (Русское иго, или Нашествие ушкуйников на Золотую Орду, 2013). На протяжении XI века новгородское боярство много раз проявляло свою волю в отношении великих князей и князей-наместников, которых Киев посылал в Новгород. Мы помним, как гордилось новгородское боярство победоносным походом на Киев при Ярославе Мудром и теми грамотами, которые закрепляли новгородские вольности в 1015 году. В последней четверти XI века существенно изменилась летописная формула извещения о начале княжения нового князя; ранее говорили: великий князь киевский «посади» князя в Новгороде. Теперь стали говорить: новгородцы «введоша» князя себе. Летопись запестрела такими фразами: «бежа князь», новгородцы «выгнаша князя», «показаша путь» князю. Первым изгнанником оказался Глеб Святославич, выступивший против всего города в защиту епископа и, как мы помним, собственноручно зарубивший волхва. Новгородцы его «выгнаша из города, и бежа за Волок, и убиша и чудь». Это произошло в 1078 году.

     Появилась новая система «выкармливания» князя. Новгород приглашал к себе юного княжича из семьи влиятельного князя и с ранних лет приучал его к своим боярским порядкам. А если великий князь пытался сменить такого вскормленника и заменить его по давней традиции своим сыном, то боярство горой вставало за своего князя. Так было с Мстиславом Владимировичем, сыном Мономаха, который с 12 лет княжил в Новгороде. По прошествии 14 лет, в 1102 году, Святополк Киевский пытался заменить его своим сыном, но новгородское посольство вступило с великим князем в великую «прю» и довольно дерзко заявило ему: «Если у твоего сына две головы, то посылай его к нам!» Мстислав остался в Новгороде и даже породнился с новгородским боярством, женившись вторым браком на дочери посадника.

     Новое значение в это время приобретает и важный пост посадника, так сказать премьер-министра в боярской республике. Ранее посадник был доверенным лицом великого князя, посланным из Киева. В XII веке посадников новгородцы выбирают сами из среды наиболее знатного боярства, а в XIII веке утверждается тезис, что «новгородцы в князьях и посадниках вольны». При Владимире Мономахе была сделана последняя попытка круто обойтись с новгородским боярством. Когда Мстислав был отозван отцом на юг, а в Новгороде остался его сын Всеволод, то боярство стало, очевидно, держать себя слишком независимо. Владимир и Мстислав совместно вызвали в 1118 году всех новгородских бояр в Киев, заставили их присягнуть на верность, а некоторых, провинившихся в каких-то незаконных конфискациях, оставили в столице и заточили.

     Недовольство князем со стороны новгородских бояр возрастало одновременно с сознанием их собственного могущества. Кроме боярства и купечества в Новгороде были еще две силы, на которые мог бы положиться князь в поисках опоры для своего пошатнувшегося престола, – церковь и «черные люди». И вот создается второй документ Всеволода Мстиславича, в котором он частично зачеркивает привилегии, только что данные купечеству. Это «Устав князя Всеволода оцерковных судех… и о мерилах торговых». «Устав» был обнародован таким образом: на заседание княжеского совета в присутствии бояр, княгини и архиепископа были приглашены десять сотских, бирюч и два старосты; один из них – иванский староста Васята. В «Уставе» очерчен круг людей, подвластных церкви, и состав тех преступлений, которые подведомственны церковному суду (развод, умыкание, чародейство, волхвование, ведовство, ссоры между родными, ограбление мертвецов, языческие обряды, убийство внебрачных детей и др.). Но начинается «Устав» с того, что князь определяет, кому он вверяет суд и мерила торговые: на первом месте оказывается церковь святой Богородицы на Торгу, далее Софийский собор и епископ и лишь на третьем месте – «староста Иваньский». После уточнения некоторых экономических деталей (какие оброчные статьи получают иванский поп и сторож) говорится, что старосты и торговцы должны управлять «домом святого Ивана», «докладывая владыке», то есть дела купеческой корпорации ставятся под контроль новгородского архиепископа.

     Церковь Богородицы на Торгу была заложена князем Всеволодом вместе с владыкой Нифонтом в 1135 году. Зимою Нифонт ездил в Киев – «Устав Всеволода», пожалуй, правильнее датировать началом 1136 года, когда и церковь на торгу уже была построена, и владыка вернулся из своей дипломатической поездки. Новый документ (если только он верно понят нами) укреплял связи князя с церковью и ее влиятельным главой – архиепископом, но должен был вызвать недовольство новгородского купечества, корпоративная церковь которого – Иван на Опоках – оказалась на втором плане, а на первое место вышла новопостроенная Богородицкая церковь. Дальнейшие события показали, что князь просчитался: 28 мая 1136 года по приговору веча (с участием псковичей и ладожан) Всеволод был арестован и вместе с женой, детьми и тещей посажен в епископский дворец, где 30 вооруженных воинов стерегли его (а заодно, может быть, и владыку?) два месяца. В июле Всеволода выпустили из города, предъявив ему обвинения: 1) «Не блюдет смерд». 2) Зачем в 1132 году польстился на Переяславль? 3) Зачем первым бежал с поля боя в 1135 году? 4) Зачем склонял к союзу с Черниговом, а потом велел разорвать этот союз? С этого времени вольнолюбивый Новгород Великий окончательно становится боярской феодальной республикой. Красочность записей 1136 года, сделанных в летописи, как предполагают, ученым, математиком Кириком, показывает события 1136 года особенно выпукло, но, как мы видели, приход новгородского боярства к власти фактически совершился раньше. После изгнания Всеволода, нашедшего приют у «младшего брата» Новгорода, во Пскове, в Новгород был приглашен Святослав Ольгович из Чернигова.

     Как видим, жизнь и до Москвы, вместе с формулой "земель собирания" была насыщена у славян торговлей (по воде и суше), а борьба разворачивается вокруг распределения благ. Вместе с ушкуйниками был отмечен псковским летописцем и Ивашко дьяк, который ходил воевать немца - крестоносца на запад. Так в разбое ли только дело? Потому что в вину ушкуйнику ставятся злодеяния против востока, но ни слова о религии - православной. "Ивашко диак скопи около себя нерубленых людей охвочих, и ходиша за Изборско в слободу в немецкую землю" - 2-я Псковская летопись. Нерубленых людей охвочих - не кадровых значит военных, не реестровых, не дружинников, а вольных молодцев. Кстати, ударение на первый слог - мОлодцы (от лодьи), именно с этим ударением читается стих А.Толстого (если кому интересно). Читай "Ушкуй этимология и Оскуя речка" (ниже по ссылке). Оскуй - приток Волхова, как раз в том месте, где оставил свой посох апостол Андрей - у села Грузино. А флаг флота, как помним - Андреевский. У села Ям-Тёсово на реке Оридеж (Оредеж) вблизи города Луга находилась и столица, там и захоронен первый князь русско-славянского государства Гостомысл. Вместо ханских сараев по Волге, которые ушкуйники разоряли, да по Каме, они ставили новые крепости, новые опорные пункты, ради одной ли торговли? Вина их в том что они язычники, и только, а на то крест забвения и положен. Не пора ли христианам одуматься ради мира меж собой и задаться вопросами более насущными, нежели гадить в память предков?

     Во дворце, как бывало, красавицы,
     ну Ивашко, к нему домогаются...
     Он Указ зачитает им, - Жалуйтесь!
     И по Каме все девицы маются...

     Дела нет целовать ему в губы их.
     Новгородцу - винца бы попить.
     Он рождён не бороться, ему бы
     напороться, а после...  вздрочить...

     В букве Т, видать, сила заложена,
     в чём и разница, не опустить,
     так и ходит творение божие...
     Разве можно так долго... грешить?

     Как помним из страниц учебников, то и Креститель Руси Владимир Ярославич княжил с 5 лет в Новгороде по отпущении его бабушкой Ольгой - незаконнорожденный сын Святослава с дядей Добрыней был выслан из Киева (одна из версий) в дальний городишко с глаз долой от столичного позора. Хотя, язычнику Святославу было дозволено общаться с девицами сколь угодно и какими угодно по душе, уж такие их были языческие нравы с кровной местью, но победили христиане. Говорят, хитростью и смекалкой, если вспомнить смерть Святослава, Невского, Шемяки - всех не перечислить. Ведь и у Владимира к 20 годам было уже 800 наложниц, и тут историки не поленились подсчитать всех до одной, ради чего спрашивается? Поменял всех на одну законную Анну, таким образом и было обставлено это дело, и памятник ему установлен у Кремля. Чем дело и кончилось. А начиналось то оно с бегства Добрыни и Владимира с Новгорода за море, чтобы вернуться с варягами и что? Опустим детали насилия над девушкой из Полоцка Рогнедой и убийством братьев Олега с Ярополком. Вопрос был по существу статьи. И что? А то, что Владимир мог прийти из-за моря на корабле, то есть той же дорогой что и Рюрик, а хоть и другой, но вместе с флотилией и воинством наёмников. Они сделали своё дело, варягов Владимир отправил в Византию, в письме сообщил, что оставлять эту шайку тут опасно - лютуют и насильничают, что и за свою судьбу бывает страшно. До сих пор неизвестно, заплатил ли он им? Или рассчитались там... Но факт есть факт - Креститель и флот - наше одно целое, и как такое можно забыть? Хорошенькое ж дельце!

     Чуть-чуть беременной быть сложно, как сказал бы мой дед, опуская детали, да в такой-то день! День пророка Ильи и Десантника, в них даже что-то есть общее и единит их небо. А что ушкуйник? Если ошкуй - медведь; Оскуя - приток Волхова - река в Любытинском, Маловишерском и Чудовском районах Новгородской области. Ушкуйник – речной разбойник; новгородские ушкуйники, шайки удальцов, пускались открыто на грабеж и привозили добычу домой, как товар… (Владимир Даль). А вирши А. Толстого и В. Луговского об ушкуйниках прекрасно вплетаются в общую ткань повествования об ушкуйничестве, если верить аннотациям, не замечая иронии авторов. Иными словами, ушкуйничество как феномен волновало не только историков, что-то было такое, что подогревало интерес. Наверное, не только «удаль молодецкая»… Алексей Толстой, стих "Ушкуйник"

     Одолеле сила-удаль меня молодца.
     Не чужая, своя удаль богатырская!
     А и в сердце тая удаль то, не вместится.
     А и сердце-то от удали разорвется!

     Хорошо звучит, когда мОлодца - разОрвется. Оказывается, тема суходрочки до сих пор наукой не изучена и человечеством - не раскрыта людям, подумалось мне тогда, в день празднования ВМФ России, а и вообще, изучая историю.

     Не чужую, а свою! Верно как подмечено,
     удаль богатырскую, да ушкуйника...
     И ходили драчуны, Господу не венчаны,
     как ковали счастие, знал наверняка.

     Написавший "Колобка" и Руси историю,
     на немецкои языке, с Рюрика цитатами,
     верно знал ушкуйника мир и акваторию,
     удаль молодецкую баловня с пиратами...

     Написавший "Колобка" и Руси историю,
     верно знал ушкуйника мир и чем живёт
     удаль молодецкая - баловень с иронией...
     В точности представлен нам, до наоборот...

     И разносятся вокруг байки с недомолвками,
     что драчун, а драки нет, пьяница и жмот!
     И без хлеба он живёт, лошади не кованы.
     Ну и дрочит пусть себе, славный Дон Кихот...

     Только в сердце удаль та - удаль не вмещается,
     в стены монастырские, и не крепости.
     Сердце молодецкое оттого взрывается...
     И фонтаны с брызгами от нелепости.

     Можно долго писать о том, как купаются десантники в фонтанах, но почему им это дозволено и культивируется обществом - неизвестно. Историки до сих пор спорят, что такое «место» и «рысь», когда обсуждают герб Новгорода, и что символизировали остальные фигуры, а также почему число рыб (под местом) колебалось, но неизменными оставались медведи, а место сменил трон, рыб не стало и вовсе. А на памятнике Тысячелетия перед Софийском собором Новгородского кремля - нет фигуры Ивана Грозного. Все герои Руси и России есть, начиная от Рюрика, а его нет. Тоже интересный факт. И попутное замечание, коли о Новгороде.

     Из Новгородской бересты: "Невежа писа, не дума каза, а хто се цита?" - считаю, что "не вежа", в данном случае, следует писать раздельно (в контексте письма и истории новгородской Земли), в смысле отрицания "вежи", а не самобичевания личности автора, как нам представили перевод филологи. Термин вежа - башня, так переводится столица Хазарии - "Саркел" (башня) и этот термин прочно вошёл в русский язык: Беловежье, вежливый, невежда, свежесть и пр... Но что делать? Опять россиянам подсунули липу не первой свежести.

     Вот уж действительно, прав оказался тот мальчик на все сто, и неважно кто из нас невежда. Если мы читаем свою историю и не понимаем её - вопрос по существу через тысячелетие и в яблочко. В политике ничего не меняется. Однако флоту и десанту русскому (а хоть водному, хоть воздушному), надо бы посчитать если не от Ильи-пророка, то хотя бы от ушкуйника...

     Хорошенькое ж дельце, просчитаться на тысячу лет с точностью до года - 325...

     Согласно исторической справки, Рюрик прибыл с братьями и "родом русь", в Ладогу "из-за моря", куда послы и ходили с целью призвания, помните? Дело было так, дескать, "земля наша велика и обильна, но ряда в ней нет, придите и володейте нами". И было это в 862 году. Кому интересно или забыл школьную историю напрочь, откройте летопись - я по памяти передал смысл. Потому и Воло-ди-мер прозвище, ещё и над этим спорят. Две меры или двойная, или переходный период от ВЗ к НЗ, как-то так - быстро только сказка сказывается. Новгородская земля была известна с 852 года, в 859 уже призывали и дань платили, потом прогнали и перестали платить, не суть. Новгородцы часто князей изгоняли, пришлось испытать это чувство и Александру Невскому, и веком ранее Святославу Ольговичу, а ещё раньше Владимиру с  дядей Добрыней (братом "ключницы" Малуши), которые и бежали к варягам за море и вернулись с дружиной. Дело дошло до Киева и крещения Руси. Опустим подробности становления державы Новгородско-Киевская Русь и государства Российского, но. После распада Союза, преемницей традиций и наследия, всё же признали Россию, не Украину и не Беларусь с Татарстаном и Монголией.

     Стоило ли России современной отказываться от русского наследия, если государственный язык в стране один - русский? Вчера с размахом отметили 325  лет флоту в Невской акватории, том самом месте, куда пришёл Рюрик, Владимир и спустя много веков - Пётр. Ладьи Рюрика прошли Балтийский залив, вышли к устью Волхова через озеро Ладогу и дружинники срубили (основали тут крепость, опорный пункт для приёма с моря подкрепления или семей "рода русь"), или это было выше по течению у Ильменя, не столь важно. У русских был флот.

     По моему "любительскому" суждению от дилетанта, таки, это мы берём себе в историю, а это не принимаем, так не годится. Если уж гордиться, так всей историей страны, а не урезанным кончиком. Хотя бы в память о Андреевском стяге, а это тысячи две считай, по Новому численнику...

* Статья - о "дроченном баловне" и как его понимают академики:

Пойду к батюшке на удаль горько плакаться...
http://proza.ru/2021/07/28/673

* "Ушкуй этимология и Оскуя речка"
https://stihi.ru/2021/07/25/2545

     02.08.2021, Бор.


Рецензии