Обычный день
Назар Шохин
Ведущая начала с заявленной темы «Любовь в мировом кино», а потом как-то незаметно перешла... к разбору нового фильма «Необычный день». И так вот всегда: предварительно объявлялось одно, а обсуждалось совсем другое. Впрочем, это нравилось студентам, иначе не удавалось бы заполнить и треть зала.
...Эпоха Муссолини. Приезд в Рим Гитлера. Знакомство, любовь многодетной домохозяйки и импозантного радиоведущего. Арест и отправка в ссылку журналиста... Все как будто бы в новом занятном киносюжете симметрично, все по повестке дня семинара.
Видевших этот фильм – кто – в Москве, кто – в Белграде, а кто-то – в самом Ташкенте в закрытом кинозале – среди присутствовавших набралось аж семеро. А вот игравших в ленте главные роли Софи Лорен и Марчелло Мастроянни знали, как оказалось, все.
После краткого пересказа ведущей сюжета пошло-поехало. «Тема унылой повседневности тут есть?» – спросил один из студентов. Вроде есть – значит, «фильм не только про любовь при капитализме», – решили остальные. А проблема одиночества и униженности наличествует? А вопросы депортации инакомыслящих в отдаленные места?.. Увольнения с работы неугодных за вольнодумство?.. А о кухарках-марионетках у властного руля есть?.. О всевластии полиции?... О различиях между маленькими людьми в тоталитарном обществе?.. Дискутировавшие словно нанизывали крамольные вопросы на немощный ствол советского анализа.
Так бы и продолжался спор, пока кто-то из семерых «счастливчиков» не подвел итог, громогласно заявив... о «ярко выраженной в этом фильме связи гомофобии с любым(!) культом силы, ура-патриотизмом и гонениями на евреев».
Такого поворота дискуссии не ожидал никто, и уж тем более никак не планировались такие «высоты полета мысли»!
Ведущая, сославшись на регламент, спешно объявила конец семинара и, судя по плохо сдерживаемой улыбке, своими студентами осталась довольна.
К чему мы вспомнили этот вроде бы совсем незначительный эпизод? Да к тому, чтобы доказать, что в университетах той поры академические свободы в том или ином объеме все же присутствовали, а у студенческой молодежи было какое-никакое стремление к свободомыслию.
Коллаж: кадр из итальяно-канадского драматического фильма режиссёра Этторе Скола "Una giornata particolare" ("Необычный день")(1977 г.) и фото главного корпуса Ташкентского государственного университета имени В.И.Ленина (Г.Зельма).
Свидетельство о публикации №221080300253