Ненапряжный Аршан

- Пошли с нами! – позвал Саша бегущего мимо коротколапого смешного пса с желтой биркой в ухе, эта бирка тянула ухо вниз, а второе у него стояло, поэтому вид у пса был очень даже презабавный и разбитной. Пес был молодой, и если бы не таксообразные кривые лапы, мог бы сойти за лайку.
- Зачем ты его зовёшь? – говорит Наташа, он ведь пойдет, а пес и впрямь пошел, он все время бежал рядом, оглядываясь на нас, забегая вперёд ждал. Молодой, смешной, кастрированный кобель.

Мы шли вдоль торговых рядов к источникам в Аршане, надо набрать минералки в дорогу, ничто так не утоляет жажду, как минеральная вода с источников Аршана. Время было раннее, поэтому буряты только раскладывали свои товары на прилавках, пахло травами, можжевельником, кедровыми орешками, вдоль шумной Кынгарки, но пауты уже кружили над нами.

Я люблю местных Аршанских псов, а они любят горы, нас и раньше не раз сопровождали местные собаки, они ходят в горы не ради еды, а за интерес, показывают тропы, спят на вершине. Мне кажется, что души альпинистов, погибших в горах, вселяются в этих псов. Жизнь их прекрасна, свободные, сытые и холеные, им тут хорошо, этим бродягам.

Впереди дубовый перевал, он же перевал дураков, он же пьяный перевал, он же Анапурна. Несложный, но все же заставляющий попотеть, крутой, хорошо, что небо затянуто, само то для похода погода, пасмурно, но не капает. В 10:30 мы на перевале, отсюда открывается прекрасный вид на реку. Отдыхаем, пес точно пошел с нами. Он играется с Бернардом, слегка покусывая ему руки, носится с палочкой, радуясь предстоящему приключению. Теперь спуск вниз, спуски я не люблю, но у меня есть треккинговые палки и подошва новых лов хорошо держит на камнях, так что медленно, но верно мы спускаемся к реке, и тут же видим первую преграду – навесной мост, навстречу туристы бродят реку прямо в ботинках. Настоящие туристы, мужчина и женщина за 50. Мы их приветствуем, они идут в перевал, а мы идём на мост. Я сразу начинаю бояться, но мост, хоть и шаткий, но надежный.

Дорога интересная, хоть и сложная, как таковой тропы нет, идешь по камням, я тут не была очень и очень давно, а с тех пор, как сошёл сель и изменил русло реки, так вообще ни разу (наводнение в Аршане произошло в 2014 году, в результате схода селя погибли люди).  Мосты все не шибко надежные, я устала бояться, сделаны для альпинистов, а не праздношатающихся туристов. Без Саши я  бы не прошла, то пара бревен через реку перекинуты, скользких и шатающихся, прогибающихся под тобой, а внизу шумная река, то навесные мостики, на одном была дырка ровно посередине, мы не рискнули идти по нему, нашли другую переправу, где-то надо прыгать по камням, а водном месте часть скалы отвалилась и надо заниматься свободным лазанием, благо, есть перила и всякие там зацепки, ступенки рукотворные, это наш друг Жека постарался. К этому времени наш маленький отряд увеличился ещё на одного длинноногого пушистого щена, по виду месяцев шесть ей, я бы такую себе домой взяла, уж шибко хороша собака, но понимаю, тут на свободе ей лучше, чем у меня в квартире сидеть целыми днями скучать. Я конечно же боялась, но лезла. А вот собаки по скалам лазать не умеют, остались по ту сторону лают, возмущаются, хотят идти с нами дальше. Перелаивают реку. Я уже рада, что инга с Крассом с нами не поехала, потому как Краса так не бросишь, а на себе его не перетащить через скалу, была бы та ещё затыка. Ты будто проходишь сквоь волшебные ворта, не каждому дано пройти дальше. И правда, мы тут практически одни и это не может не радовать, там, в Аршане толпы народа, но никто не идет дальше первого водопада. И вроде не далеко ушли, но мы уже в настоящем лесу, в настоящих диких горах. Тут чисто и красиво. Мы встретили ещё одного пенса, который делает мосты с девчонкой, он нам показал переправу. Вообще, тропа постоянно прыгает с берега на берег, в одном месте мы лезли прямо по прижиму, по скалам, в другом ушли выше, обходя прижим, в третьем спустились прямо к воде и по камушкам опрыгали прижим. Тропа постоянно теряется, поэтому заботливые туристы пометили в непонятных местах тропу синим пятном или же турами места переправ. Но так-то можно просто идти вдоль реки кому как удобнее. Тут мы видим, что наши задорные псы нас нагоняют, как они смогли обойти прижим? Не знаю, но они идут не одни, нас обгоняют двое местных ребят. Вот ив се люди за сегодня. Мы выходим из ущелья и тут идти совсем уж просто, но местами идём по курурмам, это каменные реки, видно, как из ущелий давно сошёл сель, как он поломал деревья, тогда, давно тут было страшно. Разозлились местные духи на людей, погнали реки грязи с камнями с гор, изменили русло реки. Но так то тут духи добрые, это чувствуется во всем, так хорошо, так хорошо идётся по тропе.

 Выходим на стрелку, опять переправа. Бернард просто перешагивает реку, с камня на камень, своими длинными ногами циркулями, Наталья ищет переправу нижу, мы же идём по тропе и не зря, вот она переправа, тут лежит бревно, тропинка прямо к ней нас и вывела. На стрелке хорошая стоянка. Время два часа дня и по идее можно ещё идти и идти, но мои ноженьки устали, сил нет, и безумно хочется спать, легли в час, встали в четыре, три часа сна, выехали в шесть, в девять были в Аршане, день начался давно. И уж шибко хорошее место, красиво, ровное место под палатку, есть костровище, стол с лавками, вода рядом, мне тут нравится. Решаем пообедать, хотя обед не был запланирован. А потом и палатку поставили, место чтоб занять и не зря, пришла женщина призрак, хотела тут встать, но мы уже тут, ушла чуть выше. У меня есть сыр, варим макароны с сыром на обед. Порции маленькие, но все наелись. Бернард умудрился промочить ноги, поскользнулся на бревне на ручье, когда ходил за дровами, там кора сгнила и соскользнула со ствола, а с ней и сам Бернард. Мыши голодные выглядывают из травы, есть хотят, чуть ли не с руки едят. А ещё все вокруг цветут, желтые цветы Курильского чая, фиолетовые чабреца, надо набрать травы. Наталья неугомонная, зовет нас после обеда сходить на Красный ручей, в сторону Обзорки, заманивает мраморными ваннами. Нам очень неохота, но мы идём, лениво, неспешно. Бернард остался охранять лагерь и сушить обувь. И снова непонятно где бродить реку, уходим вверх, но потом с тропы, которая уж шибко уходит в гору, спускаемся по бездорожью, по крутым склонам вниз к ручью, находим тропу идем вверх, ручей почти пересох. Очень красиво, вот и красные, покрытые лишайниками камни, вот и мраморные ванны. Наташа бежит выше и дальше, а мы через час поворачиваем назад, надо успеть до темноты сварить ужин и пораньше лечь спать, просто срубает от усталости.

На ужин гречка, я просыпала мимо котла половину, руки не держат. Ночью проснулись оттого, что кто-то гремит нашими тарелками. Мыши, главное, что не миша.

Утром спим долго, хорошо спится на свежем воздухе. Наталья нас все же подняла, варим кашу на костре, овсянка, сэр! Наташа пошла на Обзорку, но мы решаем идти на Трехглавую, я понимаю, что на гору мы не поднимемся, это скорее ознакомительный поход, но в ту сторону мы гуляли вчера, и я рада, что мы туда сходили, а сегодня мы пойдем туда. Вышли поздно, в 10:30. Сегодня день жаркий, солнце светит, идти в гору тяжело. Нашли нужную нам тропу, она по прежнему маркирована в ответственных местах синим пятном на деревьях и камнях, опять жуткие страшные мостики, местами идем болотом, но в целом очень приятная прогулка, только мошки, пауты, комары и прочая летающая нечисть мешают мне жить. Мошка лезет в рот и в нос, залетает в глаза. Пауты жалят прямо сквозь майку. Мы встречаем ребят, он идут с зимовья, остановились поболтать. Они ходили за четыре дня. В первый день ночевали на стрелке, второнй на зимухе, третий лезли на гору, ходили ан Южную башню, тяжело! И вот на четвертый выходят, но довольные. У нас всего три дня, можно было бы и за три дня сходить на гоу, ном не хватает физухи, да и вставать надо было часов в пять, чтоб на вершину идти, уж шибко уже жарко.

Почти три часа лезли мы до цирка, а когда долезли, то я уже была не в состоянии идти дальше, устала донельзя. А тут ещё это памятник, погиб сильный и молодой мужчина, но он с Северной башни упал, на спуске. Да и Трехглавая, вот она во всей красе, выглядит очень неприступно, настоящие скалы, я не уверена, что я тут смогу залезть. Саша мне показывает путь, как идти, сначала по сыпухе идем до вон того снежника, потом вверх на перевал и там по гребешку ничего сложного. Но я то вижу, что там зуб торчит, потом то я по фоткам посмотрела, что зуб оставляешь в стороне и там можно пройти на вершину его минуя, но отсюда совершенно не верилось, что там можно ногами без веревок пролезть. В любом случае, воды у нас мало, жара стоит страшная, час дня, самое пекло, а самое неприятное, это вся эта кровосущая нечисть летающая, я в бриджах и мошки просто сожрали мои голые ноги. Я снимаю ботинки, чтоб отдохнули ноги, босыми ногами иду по мху, по травке, а на голени навязываю на одну платок, а на вторую надеваю бандану. Мы перекусываем: хлеб, колбаса, сыр. Люблю поесть с красивым видом. А вид тут просто охренительный. Такой красивый цирк. Я счастлива, что я тут. Вокруг буйство цветов, море жарков, синие колокольчики или уж не знаю, как называются эти цветы, и саган-даля. Я собираю травы, Саша пошёл по тропинке разведать, куда она ведёт. Нашёл ручей и стоянки. Можно было бы уже попробовать залезть хотя бы на гребень, с водой все полегче идти. Но лениво. Туда тоже надо лезть несколько часов, мы просто чутка прогулялись по цирку и уже устали, среди этих карликовых берёзок и камней. Интересно или уж на гору залезть, чтоб было чем похвастать, не люблю полумеры. Поэтому мы уходим вниз, сбегаем от тучи кровососов. Но они летят с нами рядом. На спуске Саша заметил, что потерял крышку от объектива. Это духи себе взяли, решаю я, ведь мы их ничем не угостили, не почтили хозяев этих мест, поэтому пока Саша бегает ее ищет, я благодарю духов за то, что нас к себе пустили, одновременно отбиваюсь от мухоты, оставляем кусочек хлеба с семечками духам и бурундукам. И духи приняли наш подарок, они вывели нас прямо к зимухе, похвастали. Домик с белой крышей и трехугольными окошками стоял пустой, тут хорошо зимой, а летом далековато бегать за водой.

Хорошо в целом прогулялись. Вернулись в лагерь довольные. Бернард строит на реке плотину, возится с водичкой, как малыш, я очень рада, что мы его с собой взяли, ему тут похоже, тоже хорошо. Наталья совсем маленько не долезла до вершины Обзорки, не хватило времени, часа, она прибежала в обед, собрала вещи и ускакала на маршрутку, ей завтра на работу. Если бы мы пошли с ней, то мы бы залезли, но не факт, мы же ленивые, а может и залезли, но я  рада, что мы пошли в сторону Трехглавой, уж шибко там красиво. В другой раз. Наварили компоту, чаю, кофе. Утолили жажду. Помянули Высоцкого. Я пособирала чабреца у реки. На ужин макароны и тушенка, не замысловатый, но сытный ужин. Ночью было даже прохладно.

Утром неспешно собрали вещи, просушили палатку и  бодро пошли назад. Уходить не хотелось, если бы были продукты, остались бы ещё на день, сегодня можно было бы и залезть на Обзорку, сегодня у меня есть силы. И погода хорошая, тут как на курорте. Но продукты кончились, и Саше на работу. Назад шли несколько иначе, чем туда, ушли тропой наверх и обошли пару бродов. Жарко. Тот мост, что был сломан, наладили, зато другое бревно-переправу кто-то подломил, и мне было очень страшно по нему идти, а вдруг оно не выдержит моего веса и я упаду в реку, но все обошлось. Да и облаз по скале дался мне с большим трудом, немного ободрала руку, но это фигня. Зато в дубовый с этой стороны легче, он, хоть и крут, но короче подъем. С той стороны я уговорила Сашу спуститься к водопаду. Ну раз уж мы тут рядом. А там народу тьма. Но водопад красивый, свежесть, вода чистая, живая, бодрит. Набрали на источниках минералки в дорогу, поели поз и чебурек в кафешке и сытые поехали домой. Я очень пожалела, что не взяла купальник, можно было бы заехать в Жемчуг на источники принять ванну и покупаться в Иркуте. Но я без купальника, надо запомнить – едем в Аршан – бери купальник и полотенце. Но с другой стороны, в город мы приехали уже в половине десятого ночи, даже ужинать не стали, помылись и спать, а если бы заезжали на Иркут, да купались,  это мы бы за полночь вернулись домой, да и ванны принимать на сытое брюхо не полезно, так что все правильно сделали. Поход удался, такой добрый, душевный и ненапряжный получился, при этом совершенно не скучный и интересный. Очень я люблю Аршан, наша природа самая красивая.

Июль 2021


Рецензии