Плотник


...оторвавшись от работы, мастер бросил взгляд к  дверному проёму…. Солнце клонилось к  волнистой линии холмов….
Сделал ещё несколько плавных движений, всмотрелся в плоскость обрабатываемой доски…. Отставив от себя рубанок, скомандовал:
- Баста.  Надо и  отдохнуть…..
Подмастерье с облегчением воткнул топор в старую плаху и, не глядя на отца, вышел из мастерской….
Мастер недовольно покосился вслед, но не стал окликать сына, а взяв метлу  во всё ещё крепкие руки, быстро вымел из мазанки свежие опилки….
Жара понемногу спадала, но полдневная духота всё ещё держалась….
Парень, меж тем, уже прилёг в тень старой раскидистой смоковницы на прикрытую ветошью охапку сена. Глядя в вечереющее небо, он лениво жевал жёлтую травинку….
С очага под навесом, где хлопотала над варевом мать, уже тянуло терпким запахом бобовой похлёбки…. Опустившись рядом с сыном, отец устало прикрыл глаза….
- …Прости, отец.., -  молвил парень. - Я сегодня как-то….
- Ладно.., -  молвил мастер не размыкая век, небрежно отмахнувшись то ли от сына, то ли от жужжащей навязчивой мухи. - …Я же вижу: ты сам не свой с Иордана пришедши…..  За малым два месяца тебя дома не было…. Почто гулял так долго?..
- …Молился я….
Отец с досадой молвил:
- А я уж было надеялся, что подыскал себе на богомолье невесту!.. Скоро четвёртый десяток разменяешь…. Пора бы уж…. Внуков хочется….
- Есть же у тебя внуки, отец! – вскинулся парень, - От старших братьев….
- Внуков много не бывает, - проворчал мастер, - Ты то чем хуже братьев?
- …Ничем не хуже…. Просто я другой….
- Вижу, что другой…. – досадливо поморщился отец и вздохнул - … Не от мира сего…. Всё мечтаешь о чём-то….
Сын вновь живо вскинулся с травяного ложа:
- А ты разве никогда не мечтал, отец?..
Пожевав губами, отец ответил не сразу:
- …Как не мечтал?.. Мечтал, конечно…. В своё время…. Что ж за человек без мечты…. Да только мечты не кормят….
- А о чем  ты мечтал?..
- …О чём мечтал…. Мечтал корабли строить…. Большие, морские…. Эх, да я бы и малые лодки готов строить был!.. Да не срослось…. А как мечтал…. Бывало, снились мне те корабли – руками моими сделанные, в море синее уходящие!..
Отец мечтательно опёрся подбородком о ладонь :
- По молодости бывал я на побережье, видел, как большие корабли на воду со стапелей спускают…. Какая сила!.. Какая красота….
- …Что ж не остался там?
- …Не получилось…. Приморские мастера-корабельщики лишь своих родичей в ученики брать стараются…. Секреты ж свои корабельные только старшим сыновьям передают…. Нет, на чёрной работе, да на подхвате остаться можно было…. Да много той работой не заработаешь….. Вот  и вернулся домой…. Сам знаешь: мечты мечтами, а где родился, там и пригодился…. И стал я не  корабелом, а плотником. И о том не жалею. Главное, с деревом работать не перестал.  Оно ж…  живое – дерево!.. Это не камень и не глина, хотя, сам знаешь, и с ними зачастую работать приходится…. Эх, жаль мало в наших краях дерева!.. Да и дорого оно…. 
- …Дерево живое, пока растёт…. Тень вон листами свою даёт.., – указующе простёр руку вверх парень, - Плоды опять же…. А то дерево, с которым ты работаешь, оно уже мёртвое….
- Эх, парень.., – досадливо вздохнул мастер. - Ты ещё не понимаешь, что даже мёртвое дерево может дать жизнь!.. А насчёт плодов…. Не токмо дерево, но каждый  человек должен после себя свой плод оставить!.. И не только тем, что под чреслами, но и  делами рук своих!
- …Я оставлю, отец…. С Божьей помощью оставлю…. И древо своё со временем посажу, на радость людям….
- Ну, ну.., - с  сомнением молвил мастер. – Дай-то Бог!.. Только чаю я, мне уж того не узреть….
- Да, ладно, отец!..  – вновь вскинулся с ложа парень. - Ты ещё крепок!..
- …Крепок-то крепок…. Да стар…. Чую я, не долго уж мне осталось…. Да и ладно, пожил…. Грех жаловаться…. Ты не перебивай отца! – отмахнулся от пытающегося что-то сказать сына мастер. - Забота моя сейчас  о другом….  Братья-то твои старшие давно уж отделились, своей головой да трудом живут….  Пора тебе хозяйство у меня  принимать…. Сколько ж тебе можно в подмастерьях ходить?!.. Ремесло ты давно уж освоил, справишься…. Семьёй, правда не обзавёлся…. Ну, даст Бог, приведёшь в семью невестку, матери в подмогу…. Не всё ж ей одной над очагом корпеть…. Что молчишь?..
- … Отец…. Ухожу я….
Мастер кряхтя поднялся с ложа…. Поднялся и сын.
- Так и знал я. Сердце чуяло….  Рано или поздно, но сыновья уходят…. Что ж, ладно, не по нутру тебе отцовское ремесло…. Знаю, не удержать мне тебя…. Куда пойдёшь?.. Что делать будешь?.. Чем жить – на хлеб зарабатывать станешь?..
Опустивши голову, сын в раздумье прошёлся взад-вперёд под тенью смоковницы….
- Отец…. Ты же знаешь, что сызмальства тянуло меня к книгам и книжникам…. Слово Божье, через былых пророков глаголемое, всегда меня к себе влекло…. Отец!.. – парень вскинул синие глаза. - Но не всегда ж наш род плотничьим делом промышлял!..
- Не всегда, – согласно и в странном успокоении кивнул отец. - Были у нас в роду и кузнецы, и гончары, и пахари….
- Но были и первосвященники и цари!
Отец в свою очередь прошелся под тенью, заложив руки за спину….
- А ты, сынок, что в первосвященники метишь?.. Или, может, сразу в цари?..
- Отец! Зря ты так шутишь!.. Мне власть не нужна…. Искушали меня уж властью…. И богатство сулили…. Да только, не надобно мне всё это!.. Не того душа ищет….
- …Чего ж ты хочешь?.. Богатство ему ни к чему…. Книжной премудростью сыт не будешь…. Во второй раз вопрошаю: чем жить собираешься?..
Меж тем, в предчувствии животворящей прохлады  вечера в саду распелись птицы….
- Да не знаю я! – раздражённо воскликнул парень. - Хотя…. Нет, не так!.. Вон птахи, как и мы твари Божьи… не сеют, не жнут, а Божьим промыслом пропитание имеют…. А я - не птаха! Я – человек!.. Не это важно!..
-  А что же важно? – удивлённо развёл руками отец.
- …Ну как тебе объяснить, отец?.. – парень вновь взволнованно прошелся по подворью. - …Хорошо…. Вот ты о кораблях мечтал…. Но корабль для людей… это как, это как…. Да это как твой посох для тебя!.. Понимаешь?..
- … Не понимаю.., - тряся головой  прошептал мастер.
- …Ну как тебе сказать?.. Человеку не нужны никакие костыли!.. Он сам всё может…. С Божьей помощью…. Если в Бога верит… и Богу верит!.. Понимаешь?..
- …Что, без кораблей – по воду, аки по суху ходить может? – иронично осведомился мастер.
- Да!.. Именно так: по воду, аки по суху!..
- …Ага! – недоверчиво хмыкает мастер. - Ты ещё скажи, что человек летать может, аки птица!..
- Конечно, может!.. Человек всё может, если верит…. Ведь Господом он, по  Его же, Господа, подобию и образу сотворен!.. А Господь может всё!.. Вон, читал я у греков, мастер ихний – Дедал сыну своему Икару крылья соорудил из птичьих перьев, воском склеенных. Тот взлетел в небо, а боги языческие взревновали и решили наказать людей за гордыню - мол, небо лишь для богов: Гелиос-Солнце воск растопил и Икар  разбился о воды…. А я мыслю, не потому Икар разбился…. Земной отец не в помощь на пути к небу….. Здесь только Отец Небесный волен…. Стремление человека к небу Ему только в радость….. И Он поможет…. Если попросить Его от сердца… . И не надо ни воска, ни перьев…. Не костыли - вера нужна!.. Ибо всякая душа крылата….
- …Но это ж… это ж… какую веру иметь надобно! -  сокрушённо пожал плечами мастер.
- В том то и дело, отец!.. Я же ныне, через веру, силу огромную души своей чувствую…. А если, поразмыслить…. Всегда эта сила во мне была…. С младенчества…. Только дремала она во мне до поры…. Пора вот и пришла….
- … Вера верой.., – мастер нахмурился и пристально вгляделся в глаза сына, - И в третий раз я тебя вопрошаю…. Чем жить будешь?..
- … - Отец…. На твоих кораблях да лодьях, о которых ты мечтал в молодости,  люди рыбу ловят для пропитания телесного…. Перлы добывают для красоты внешней и прочее от богатств моря… Я же человеков для Отца Своего небесного ловить собираюсь…. Ты Плотник, Отец…. И работаешь с плотью…. Я же с душами человеческими работать хочу…. Не тленного ища, а Духа ради…..
По подворью пронёсся лёгкий ветерок, зашелестела листва, повеяло вечерней прохладой….
Отец охватил сына за плечи и вновь взглянул ему  прямо в глаза…. Помолчав, молвил:
          -  …Что ж… Настало, видно, время, когда на смену Гончару, Кузнецу и Плотнику грядет Ловец Человеков…. Отпускаю и благословляю на труды тяжкие Тебя.., Сын!.. Главное,  знай и верь…. Как бы тяжко тебе не пришлось… Я Тебя  НИКОГДА не оставлю….
- …Я верю… Отец.
Из под навеса, откуда уже потянуло сладким запахом фруктового взвара над очагом, послышался  голос матери:
- Отец!.. Сын!.. Ужин готов!.. Идите вечерять!..
- Ну что, пойдём потрапезничаем, сын! – обнял за плечи сына мастер, - Матери-то скажи, что уходишь….
- Пойдём, отец….  Да придётся сказать…. Буду просить её,  чтоб собрала снеди  в дорогу….
- Что, утром уже пойдёшь?
- Да….  С рассветом…. Меня уж ждут.
- Кого ж ты выбрал себе в товарищи?.. Небось, таких же  книжников-грамотеев, как и ты?
- …Отец… я ж в тебя пошёл. Корабли люблю, лодки, море….  Ну с кем я ещё мог связаться?..  Рыбаки мои товарищи!.. Простые рыбаки…. На пути к Богу шибко умные да грамотные в спутниках не нужны…. Сам знаешь: от большого ума…. Здесь не умом, здесь сердцем надо…. Бог ведь сам прост….
- Ну, тогда я за тебя спокоен, сынок: с голоду тебе твои товарищи  умереть  точно не дадут!
- А я им - от жажды!.. Они ведь  ещё и выпить не дураки, отец!..
И пошли, отец и сын, обнявшись и весело смеясь,  к трапезе, навстречу встревожено улыбающейся матери….


Рецензии
Скажите, вы не занимались сценариями?

с уважением,
Лев

Лев Вишня   28.12.2022 22:21     Заявить о нарушении
Нет. Но мне не раз говорили, что мои вещи кинематографичны.

Игорь Сахно   28.12.2022 23:22   Заявить о нарушении