Тая. гл. 12. Театр

                гл. 13. Театр

        Перед тем, как поступить на филфак, я думал о своей будущей работе. После окончания университета в школу идти
не хотелось, мне это было совсем не интересно.
        Я мечтал стать журналистом, сценаристом или драматургом. И поэтому совсем не случайно после десятого класса записался в театральную студию и стал регулярно посещать театр.          

        Первым спектаклем, который я посмотрел на сценической площадке, не считая детских утренников,
была комедия «Горе от ума» А. Грибоедова в постановке Г. Товстоногова. Тогда я учился в девятом классе.
        В школе мы уже прошли эту тему, написали сочинение и недоумевали, зачем нам надо ещё идти и смотреть какое-то там представление. Но наша учительница литературы, собрав с родителей деньги, буквально затащила нас на утренний спектакль. И тут я понял, что прочитать комедию и посмотреть её в театре – это две большие разницы. Книжные герои, обретя плоть и кровь, произвели на меня огромное впечатление. Комедия стала зримой. Некоторые мизансцены до сих пор стоят у меня перед глазами. Например, первая встреча Чацкого и Молчалина.
      
        А какой в этом спектакле был актёрский состав!  Какие имена! Кто тогда знал, что они войдут в историю, что ими ещё будет гордится страна.
Чацкий – Сергей Юрский. Молчалин – Кирилл Лавров, Репетилов – Вячеслав Стрежельчик. Загорецкий – Евгений Лебедев. Софья – Татьяна Доронина.
        Да, дорого бы я дал, чтобы увидеть их снова всех вместе на одной сцене. Но, увы, «жизнь невозможно повернуть назад...».
       
       Ленинград по праву считался театральным городом, а в 70-е годы здесь был самый настоящий театральный бум.
Бывало ещё на подходе к театру спрашивали лишний билетик. А иногда приходилось с утра занимать очередь у кассы или покупать билеты с нагрузкой. Но никуда не денешься, шли на всё, лишь бы попасть на вожделенный спектакль.
       
         Видя моё увлечение театром, Тая тоже стала интересоваться театральной жизнью. С интересом рассматривала театральные афиши, читала рецензии в газетах на ту или иную постановку.
         Мы просмотрели так много спектаклей, что сами понемногу превращались в актёров. А  иногда нам невольно приходилось перевоплощаться в других персонажей, но уже не на сцене, а в жизни. Вспоминается курьёзный случай. 
      
         Тая очень любила Марину Неёлову и, когда узнала, что московский Современник приехал на гастроли
в наш город, загорелась желанием посмотреть спектакль с её участием. Для показа москвичи привезли
«12-ю ночь» Шекспира. В главных ролях были заняты Марина Неёлова и Константин Райкин.
       
         Артисты выступали в ДК Первой пятилетки* (позднее на этом месте построили вторую сцену Мариинки).
Стоит ли говорить, что билетов на этот спектакль было не достать.
         Но Тая меня уговорила поехать на Театральную площадь, надеясь купить билеты с рук.
Естественно, это нам не удалось, и она очень расстроилась. Впрочем, я всё это предвидел и приготовил запасной немного авантюрный вариант. 
         
         Я позаимствовал у своей соседки по коммуналке, работавшей медсестрой на скорой помощи, белую служебную сумку
на молниях с большим красным крестом на боку, в которую положил также взятые у неё два белых халата...
         Мы отошли от главного входа и, спрятавшись за угол здания, стали переодеваться. Сняли верхнюю одежду, положили её
в сумку и одели медицинскую спецодежду. После чего подошли к служебному входу и вошли внутрь.
         
         Сидевший за стойкой худенький старичок в зелёной униформе спросил нас, куда мы направляемся.
Мы, представившись врачами скорой помощи, сказали, что приехали по срочному вызову. На балконе в третьем ряду пожилой женщине стало плохо.
         Тут я немного струхнул. «А что если балкона здесь нет? Вот тогда мы попали!». Теперь до меня дошло, почему разведчики прокалываются на мелочах. Но, славу богу, всё обошлось. На наше счастье балкон в зрительном зале был.
         Вахтёр нас даже немного проводил до лестницы, сказав, что «надо подняться на третий этаж и по коридору направо.
И сразу выйдете на балкон».
       
         Когда мы зашли на балкон, спектакль уже шёл. Было темно, ни одного свободного места нам найти так и
не удалось. Пришлось стоять у стены. А тут к нам подошла билетёрша, и я снова перепугался -- "проверит билеты и выставит нас из театра". Но женщина, узнав, что у нас места в партере, извиняющимся тоном сообщила, что нам придется первое действие смотреть на балконе. «Ничего не поделаешь, после начала спектакля вход в партер у нас закрыт». Ну отлегло.
         С балкона нам всё же удалось разглядеть два свободных места в партере и в перерыве мы перебрались туда.
       
         … Конечно, Константин Райкин показал высокий артистизм, но игра Марины Неёловой была неподражаемой!
Сколько в ней было экспрессии, страсти, огня! Я её такой никогда не видел. Какая нервная роль! На пределе человеческих сил...
         
         Журналистка местной газеты брала у неё интервью после спектакля и задала ей вопрос о любви.
         -- У меня на любовь в личной жизни сил не остаётся, -- с улыбкой ответила актриса. – Я все свои эмоции оставляю
на сцене. Это называется сублимация чувств.
         Видимо, не случайно личная жизнь актрисы так и не сложилась, да и ребёнка она родила слишком поздно…

----------------------------------------
      
        * В этом ДК находился самый любимый театральный зал ленинградцев и москвичей. Первые гастроли „Современника“, Таганки, эфросовской Малой Бронной…  Как тут не вспомнить забавную историю, рассказанный одним театральным критиком. 
         1972-ой год. Гастроли Таганки. Спектакль "Антимиры" по Вознесенскому. Поговаривали,  что будет Высоцкий. Билеты спрашивали за километр, но всё напрасно. Тут поневоле начнёшь напрягать соображалку. И надо же, эврика! Одного башковитого студента театрального института, некто Серегу, вдруг осенило. Он нашел необычный способ попасть на спектакль: через форточку в женском туалете.
Несколько его однокурсников успешно проникли в здание через это вентиляционное отверстие, вскарабкавшись на плечи друг друга, а сам Серега — по комплекции настоящий шкаф — застрял и ни туда ни сюда.
         Одни студенты тянули его из туалета, другие толкали с улицы, -- но всё было напрасно. Застрял он капитально. Удивительно, как ещё  форточка не сломалась, просто чудо!  А вскоре так некстати и билетёрши подоспели, замели бедолагу. 
Но тут уж ничего не поделаешь, как говорится в таких случаях, кто не успел, тот опоздал.


http://proza.ru/2021/08/03/1562


Рецензии
У Вас прекрасные воспоминания Андрей!
Могу только позавидовать.
Я - москвич, но мой театральный багаж гораздо меньше.
Хотя тоже есть что вспомнить!
Здоровья! Успехов!
"Зелёная"!

Виктор Ардашин   29.01.2022 03:33     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.