Безграничный Мамонов

Дать точное определение творческому методу Петру Николаевича Мамонова не представляется возможным – его границы размыты и чётко обозначенных пределов не имеют. Более-менее поддающимся описанию и характеристикам было его творчество в рамках вполне оформленного и почти понятного проекта под названием «Звуки Му». И хотя направляющим импульсом «Звуков Му» была, конечно, вулканическая фантазия Мамонова, всё же это была группа, то есть результат коллективного творчества нескольких музыкантов. Поэтому и границы идей «Звуков Му» были ясно очерчены. Именно это и привело к тому, что группа распалась на самом пике своего развития. Точнее не распалась, а была распущена, её лидером, для которого любые границы были не приемлемы.

Некоторые деятели русского рока считали и считают, что появление группы «Звуки Му» было как-то связано с апогеем так называемого застоя в Советском Союзе. И, мало того, сама деятельность группы Петра Мамонова за шесть лет её музицирования привела к тому, что «империя превратилась в ошмётки». И «Звуки Му» сплясали свой последний танец на ее руинах.

Вряд ли пародийно шаманский танец Мамонова был посвящением агонизирующей Советской власти. Возможно, отчасти он был отражением этой самой агонии, но и то вряд ли. Пётр Николаевич по своей душевной сути был чрезвычайно далёк от любой политики, от любого политического строя. И если его сценический танец и напоминал предсмертные судороги то лишь потому, что именно так он ощущал жизнь вообще, а не жизнь под давлением той или иной идеологии.
 
Да, наверное, наиболее близким к истине определением группы «Звуки Му» является несколько вычурное словосочетание "русская народная галлюцинация", хотя никакого отношения к белой горячке развитого социализма песни Мамонова и не имели. Это были песни о человеке вообще – нет, не о спивающемся маргинале, не о диссидентствующем борце с советской властью или об экстравагантном эстете, склонном к юродству. Вроде бы в песнях Мамонова было и то, и другое, и третье – но это были лишь краски, палитра, из которой «Звуки Му» создавали свои причудливые образы… 
 
Но с одним высказыванием нашего главного рок-гуру трудно не согласиться: ««Звуки Му» представляли собой самое значительное явление российского искусства со времен Шостаковича». И, как ни странно, именно поэтому не задалось их сотрудничество с гением эмбиента британским музыкантом Брайаном Ино.  Гений Мамонова был абсолютно не то чтобы противоположен гению Ино – он лежал в совершенно иной плоскости. Ино видел внешнюю сторону идей Мамонова, но их зияющие глубины ему были просто недоступны по причине менталитета и воспитания.

Мамонов отказался от руководящей роли Ино, затем отказался от помощи собственных музыкантов и постепенно пришёл к единственно возможному для себя самовыражению – вне коллектива, вне каких бы то ни было флуктуаций и влияний.
Даже в кино – Мамонов это тот же герой, которого он представлял на сцене, его собственное альтер-эго. Это не игра, это просто отсутствие формул и схем, которые для Петра Николаевича были неприемлемы вообще…

Кстати, поэтому и сложно принять и понять творчество после «Звуков Му», что Мамонов уходил всё дальше и дальше за гипотетические границы, без которых вроде бы немыслимо искусство…


Рецензии