Мысли вслух. Зарисовки

Я не писатель и никогда не буду претендовать на это звание.

Зарисовка – это набросок. Конечно, ее можно расширить, придумать героев, ситуации и получить литературное произведение, например, рассказ. Зарисовка для меня – это мысль, которую я использовала на занятиях для развития слуховой памяти, эмоционального интеллекта, а потом решила записать. Желания отшлифовать, доработать не возникало: художественная литература подразумевает долю художественного вымысла. А мои зарисовки продиктованы желанием рассказать о своих учениках, поделиться ситуациями, в которые мы порой попадаем, но действуем по-разному.

 Ситуация 1.
     Учитель уходит в декретный отпуск. Класс, десятый, гуманитарный остается без учителя. А взять некому. Директор уговаривает взять плюсом, как он выразился, к своему. Но есть одно НО: я беру классы с пятого и веду до выпуска, отвечаю за их профильное обучение. Для примера, в моем десятом два урока русского языка, пять – литературы, один – стилистики (эта наука учит четкости, лаконичности мышления). Скорость мыслительных процессов моих ребят позволяет давать им огромное количество информации. И правило, которого придерживалась всегда: не давать препарированную информацию, создавать ситуацию поиска, чтобы научились добывать знания самостоятельно, использовали на практике то, чему учу на уроках.

   А тут ученики, которых я знаю только как завуч. Первый урок. Ребята присматриваются ко мне, я - к ним. Веду перекличку. Не по журналу. Встают один за другим, называют имена. Такое знакомство позволяет мне соотнести имя с учеником и запомнить сразу.

- Оля.
- Маша.
- Ваня.
- Сережа.

 Последним встал молодой человек и представился:
 - Станислав.

В классе – хохоток.

- Готова подвести итог переклички. Я была уверена, что иду в десятый класс, что мои будущие ученики – взрослые люди. Но услышав, как вы себя называете, поняла, что вы еще дети, воспринимаете себя именно как малыши. Жаль, конечно, что статус наших учеников с годами не меняется: что в первом, что в пятом, что в десятом вы остаетесь в представлении многих учителей детьми. И соглашаетесь с этим: так проще, спроса меньше.

   Но ваш сегодняшний статус - это не формат тех знаний, которыми я буду с вами делиться.  Я пришла учить, мне нравится моя профессия. Вы пришли учиться. Но, как выяснилось, только Станислав ощущает себя на свой возраст. Мне необходимо время, чтобы привыкнуть к вам. Месяц-другой, пусть вас это не удивляет, я буду ко всем обращаться на «ВЫ». Поэтому прошу называть себя полными именами.

     Взяла и не пожалела: через пару месяцев они стали такими же родными, как и мои.  Одно их отличало: быстро наступала умственная усталость, отторжение информации, то есть не была наработана устойчивость внимания. Пришлось прибегнуть к средству, которое использую обычно в 5-6 классах, пока дети привыкают к темпу урока: как только вижу, что глаза тускнеют, переключаю на другой вид деятельности. Буквально 15-20 секунд – и снова веду урок по плану. Знание физиологии головного мозга позволяет определить, какие структуры перегружены, дать им возможность отдохнуть.

Ситуация 2.
 Я учитель и приучена пользоваться в вопросах языка академической литературой. У меня не возникает желания, обращаясь письменно к конкретному человеку, использовать обезличенное «вы». Но попала в ситуацию, когда человека, видимо, на аркане привели на мою страничку, заставили читать
   Удивляет другое: читатель этот вцепился в меня мертвой хваткой. Убедить его в том, что обращаясь к конкретному человеку, необходимо писать местоимение с большой буквы, мне не удалось. Словари, учебники, как оказалось, не стоят того, чтобы на них ориентироваться. Аргументов не хватило, перешел на личности. Когда человек переходит на оскорбления, это признак культуры или ее отсутствия? Если мы, преподаватели, настолько безграмотны, то есть законный способ забрать ребенка из государственной школы, написать уведомление в комитет образования о переходе на семейную форму обучения, встать на учет в конкретную школу для прохождения промежуточной и итоговой аттестации, учить самостоятельно. Я, например, так и сделала. Проверив сформированность знаний, умений, навыков у внуков, поделилась своими выводами с сыном. Поговорила с мальчишками. У них нормальное чувство юмора и адекватное отношение к происходящему в школе, но не хватает социального опыта, чтобы правильно оценить ту или иную ситуацию(не знают, что есть другая форма обучения и все можно все изменить в рамках закона).

Ситуация 3.
- Как твои дела?
- Нормально, если ты о моих делах.
- А, судя по интонации, есть НО?
- Да, посуди сама. Урок иностранного языка. Учитель за урок допустила 36 ошибок сама. Но проблема в другом: ребята встают, строят предложения, не учитывая структуру английского языка, не могут оформить интонационно. Она ставит «5».

- С английским разобрались. Как другие предметы?

- Учитель обществознания не видит причинно-следственные связи. Дает фрагментарную информацию. Я не выдержал и, когда меня спросили, стал излагать академическую точку зрения, потом альтернативную… Он дал мне возможность, по сути, вести урок. Выхода не было у него: все молчат, в теме не разбираются. Когда прозвенел звонок, я пытался закончить мысль, а он говорит:
- Отпусти меня, а?
- Внук, не вини учителей. Нет у преподавателя английского языка, к примеру, возможности ездить по заграницам, совершенствовать язык: зарплата позволяет выживать, а не жить. Учитель истории и обществознания излагает свою дисциплину так, как его учили в институте. Никто же не учит в вузе будущих преподавателей видеть причинно-следственные связи. Скажи "спасибо" учителям, что они соглашаются за нищенскую зарплату работать в школе, делиться с вами знаниями. Считаешь, что надо больше? Читать умеешь? Найди дополнительную литературу и сам возьми те знания, которых тебе не хватает.

   Поговорила с сыном и человеком, который готов своих детей забрать из массовой школы и учить у меня. Для шестерых детей открыла Центр поддержки семейного образования, сняла в престижном клубном доме еще 3 кабинета, нашла четырех преподавателей (они сейчас в штате) и восемь совместителей. Отобрала лучших из лучших. В классе по одному, в начальной школе два ученика. Для детей несколько лет экстрима: глаза в глаза с учителем, не отсидишься в расчете на «авось, не спросят сегодня». Дорого ли? За двух внуков я платила 200 000 ежемесячно (старшие классы) в течение нескольких лет. Но это того стоило. Бабушки нужны не только для того, чтобы любить и холить внуков, но и оказывать конкретную помощь. Я взяла ответственность за образование.

Ситуация 4.
    В школе сегодня не хватает 30 процентов учителей (из разговора с инспектором Министерства образования). То отношение, которое сформировалось в обществе по отношению к ним, вопиющие случаи оскорбления, унижения ведут все общество в тупик: кто будет учить наших детей, внуков? Я в образовании не один десяток лет и не перестаю восхищаться своими коллегами, их умением делиться своими знаниями, их терпению, их заинтересованности в своих учениках. Когда ко мне обращаются за консультацией или с просьбой  подсказать, как действовать в конфликтной ситуации между ребенком и учителем(такое, знаю, бывает), я спрашиваю:
- Сколько у Вас детей? Один? Двое? Вспомните ваши взаимоотношения с собственными детьми. Всегда хватает времени, чтобы разобраться в конкретной ситуации? Не бывает желания использовать другой способ "обучения", когда не подчиняются? А перед учителем в день проходит порой 120-150 детей (четыре-пять классов), и иногда просто не хватает сил, времени, чтобы вникнуть в ту или иную ситуацию. Побеседуйте с сыном, дочерью, поговорите с учителем: помогите преподавателю найти общий язык с Вашим умным, начитанным, всезнающим (родители видят чаще своего ребенка таким)сыном. Кроме вас это никто не сделает. Научите уважать учителей, он будет с уважением относиться к вам.


Рецензии
А мне понравилось. Мало таких людей, которые любят свое дело и вкладывают в него свою душу. Такое чувствуется сразу.

Больше бы таких. Особенно там, где идет работа с людьми.

Султан Тултаев   04.08.2021 05:18     Заявить о нарушении
Добрый день. Султан, таких людей, по-моему, большинство. Они честно делают свое дело, вкладывают свою душу, но считают это само собой разумеющимся и не афишируют.

Лидия Львовна Васильева   04.08.2021 06:08   Заявить о нарушении