Сломанный учитель
Кто же из девчонок не мечтал в детстве стать учителем? Наверняка, каждая вторая в ролевых играх примеряла на себя этот образ.
Все-таки, настоящим "Макаренко" может стать не каждый. Необходимо обладать определенными качествами: железная выдержка, безусловная любовь к детям, врожденное лидерство, быстрый ум, самоирония... Профессия не из легких. Каждый день на "минном поле". Ошибиться нельзя.
Дети сложный народ. С людьми вообще непросто, а тут дети. Цветы жизни. Хрупкие натуры. С ними нужно тонко, бережно, а иногда - жестко.
Попробуй тут баланс удержать.
Много у нас в жизни было учителей. Одних мы любили, другими - восхищались, третьих - боялись, четвертых - терпели, иных и вовсе презирали.
Хорошо запомнила учителя математики Валентину Карповну. Светлоглазая женщина маленького роста, но с каким-то особым внутренним стержнем. У нее на уроках не забалуешь. Умела и паузу выдержать и в глаза посмотреть правильно. Предмет все освоили должным образом. На уроках была звенящая тишина . Ее не боялись. Нет. Просто уважали. Даже ее жуткую фразу «Это же легче легчева», (вместо «Легче легкого»), никто на смех не поднимал. Старались не замечать, хотя слух резало.
Любовь в ней была и сила. Фальши не было. Поэтому союз «ученик + учитель» был счастливым.
Дети бывают жестокими и могут "кусаться", испытывая взрослых на прочность. Свои опыты они проделывают не с каждым. По интуиции.
Учитель географии. Имя не вспомню. Недолго она у нас была. Старая дева с длинным носом . Строгая. Раздражительная. А прозвище ей дали веселое - Буратино.
Ее атаковали каждый день. К примеру, могли всю доску заклеить фантиками от ирисок «Золотой ключик» с изображением вышеупомянутого сказочного персонажа. Могли нарисовать легко узнаваемый «дружеский» шарж. А бывало: всех учащихся «внезапно» одолевал приступ удушливого кашля во время урока. Тишину можно было ждать до бесконечности. В один из таких моментов, Буратино стала выгонять из класса "внезапно заболевших". Чахотка почти у всех прошла. Лишь один Ванька Павлов продолжал неистово кашлять и очень медленно собирать вещи для выхода из класса. Географичка стала объяснять новую тему, чтобы не радовать вниманием артиста.
Павлов медленно доковылял до учителя, волоча за собой ранец, остановился и неожиданно для всех брякнул:
-Убери нос, дай пройти.
Класс ахнул. Буратино покрылась пятнами и выбежала из класса.
Вместо нее пришла завуч. Уставшая женщина долго и печально объясняла «бессердечным» детям, что нет большей подлости, чем высмеивать физические недостатки людей, в которых они не виноваты. "Географичку" больше никто не видел. Ушла в другую школу. Свою вину дети быстро забыли. Почему? Не думаю, что отсутствие внешней привлекательности сыграли главную роль. К красоте и уродству привыкают одинаково быстро. На втором этапе взаимодействий всех интересует, что там у тебя прячется внутри? Какой ты настоящий? Не разглядели.
Другой случай всех нас потряс куда больше.
Молодой учитель английского языка Артур Константинович носил очки, которые то и дело сползали, как с горки по его потному носу. А он все поправлял и поправлял своими холенными рыхлыми пальцами дужку, не смотря никому в глаза, словно был в чем-то виноват. Трусливо мямлил тихим голосом новые слова по «инглишу". Его никто не слушал.
Константинович производил впечатление доброго, но очень жалкого человека. В нем буквально все вызывало отторжение. И козлиный запах, и нелепый измятый костюм, и зафиксированные набок избыточным количеством жира волосы рано лысеющей головы. Неприятно было даже смотреть на его ладони. Когда учитель опирался на них, у края своего стола - крайние фаланги пальцев неестественно выгибались "полубубликом" резко вверх. Иллюзия пластилиновых пальчиков.
На его уроках всегда было шумно. Каждый занимался своим делом. Девочки болтали, заполняли «Анкеты» и «Песенники». Кто-то ел свои бутерброды. Мальчишки увлеченно играли в карты.
Однажды наступил тот роковой день. Та самая "красная черта"! Все, как обычно. Занятие по "инглишу". Общий гул и равнодушие к преподавателю.
Неожиданно, раздался резкий матерный крик играющего в «свару» Витьки Ропатько. У Артура Константиновича, неожиданно для всех, «перегорели лампочки». Он отчаянно ринулся в бой с обозначенным врагом. Витек перехватил взгляд «разъяренного быка» и молниеносно подорвался с места.
Началась самая настоящая погоня! Учитель, в одно мгновение потерявший и разум, и самообладание - преследовал сквернословца.
Подросток ловко увертывался, прыгая по партам, как австралийский кенгуру, сметая все на своем пути. Этот ужас происходил под улюлюканье и крики "болельщиков", делающих ставки. Шум был такой насыщенный, что не остался незамеченным.
Дверь кабинета английского языка отворилась в тот самый момент, когда виновник был, настигнут и прижат к стене. Горло жертвы крепко сжимали руки окончательно обезумевшего преподавателя.
На пороге с широко раскрытыми глазами стояли много повидавшие за свою жизнь директор и завуч. Но этот случай был особенным.
"Англичанина", конечно, заставили написать заявление об увольнении «по собственному желанию». А самое нелепое, что ЕГО!!! вынудили в присутствии всего класса попросить прощения перед «пострадавшим» и всеми учащимися за сорванный урок. Всем ребятам тогда было слишком паршиво на душе. И никто не догадался сказать ему на прощание:
-И вы нас простите, если сможете.
Вспомнился жесткий фильм фильм с юной Кристиной Орбакайте в главной роли.
И ключевая надпись на доске: "Чучело! Прости нас!"
Я так до конца и не разобралась: это мы сломали учителя? Или же он был сломан кем-то до нас? Возможно, что он вырос в каких-то травмирующих психику и занижающих самооценку условиях? Нам сие не ведомо.
Одно я поняла тогда точно: не каждому можно в учителя.
© Copyright: Лариса Марченко, 2021
Свидетельство о публикации №221080401154
Свидетельство о публикации №221080401154