Проклятые короли
"В трагическую годину История возносит на гребень великих людей; но сами трагедии — дело рук посредственностей".
"В начале XI века Франция была наиболее могущественным, самым густонаселённым, самым жизнедеятельным, самым богатым государством во всём христианском мире, и недаром нашествий её так опасались, прибегали к ее третейскому суду, искали её покровительства. И уже казалось, что вотвот для всей Европы настанет французский век".
"Как же могло так случиться, что сорок лет спустя эта самая Франция была разгромлена на полях сражений страной, население которой было в пять раз меньше; что знать ее разбилась на враждующие между собой партии; что горожане взбунтовались; что ее народ изнемогал под непосильным бременем налогов; что провинции отпадали одна за другой; что шайки наёмников отдавали страну на поток и разграбление; что над властями открыто смеялись; что деньги обесценились, коммерция была парализована и повсюду царила нищета; никто не знал, что принесёт ему завтрашний день. Почему же рухнула эта держава? Что так круто повернуло ее судьбу"?
"Посредственность! Посредственность её королей, их глупое тщеславие, их легкомыслие в делах государственных, их неумение окружить себя нужными людьми, их беспечность, их высокомерие, их неспособность вынашивать великие замыслы или хотя бы следовать тем, что были выношены до них".
"Все гибнет, когда во главе государства стоят, сменяя друг друга, скудоумные люди. На обломках величия распадается единство".
«Устраивать счастье тех, кого любишь, вопреки их воли и даже наперекор ей - значит любить недостаточно».
«Судьи - они судьи и есть. Заплатишь им побольше, ну и рассудят по-твоему, боятся, что их под зад коленом с места турнут».
«Через всю историю человечества проходит вечно возрождающееся племя фанатиков общего блага и писаного закона. Их логика граничит с бесчеловечностью, бездушием, как в отношении других, так и в отношении самих себя; это служители отвлечённых богов и абсолютных правил берут на себя роль палачей, ибо желают быть последними палачами. Но это лишь самообман, так как после их смерти мир перестаёт им повиноваться».
«Когда наш современник старается представить себе Средневековье, ему кажется, что добиться своей цели он может лишь напряжённой работой воображения. Средние века видятся ему зловещей эпохой, отступившей во мрак прошлого, тем часом истории, когда на небе вовсе не появлялось солнце, а тогдашние люди, общественное устройство в корне отличалось от того, что мы видим сейчас. А ведь достаточно получше присмотреться к нашей Вселенной, читать каждое утро свежие газеты, чтобы понять: Средневековье у нашего порога, оно не желает уходить прочь и выражает себя не только в материальных памятниках».
«Государственный человек с тех высот, откуда он осуществляет свою власть под защитой сыска и солдат, сам чувствует свою плоть настолько неуязвимой в буквальном смысле этого слова, что, осуждая виновного на смерть или пожизненное заключение, судит лишь некие абстракции. Не живых людей сжигают или казнят по его воле - он сметает со своего пути помехи, уничтожает символы».
«Даже когда карают за мнимые проступки, всегда имеется истинная причина для постигшего наказания. Любой неправый поступок, даже совершенный ради правого дела, несёт в себе проклятие».
«Взаимная ненависть связывает двух людей столь же крепкими узами, как и разделённая любовь, и когда исчезает с лица земли враг, против которого вы долгие годы строили козни, в сердце вашем остаётся пустота, совсем такая же, как если уходит из него великая страсть».
«Слово "прогресс" никогда не означало идеального совершенства».
«Есть такая порода людей, особенно очень молодых людей, которые инстинктивно ведут себя так, как того ждут от них окружающие. Глядят на такого юнца, скажем, презрительным оком - и он будет вести себя достойным презрения образом. Или, наоборот, проникаешься к нему уважением, веришь в него - тогда он, что называется, из кожи лезет вон и, хотя в душе обмирает от страха, действует поистине героически».
"Мы настолько глупы и трусливы, что позволяем этим ничтожествам править нами", - так говорит обо всем этом ещё один француз, кинорежиссёр Клод Шаброль.
===============
* Морис Дрюон
Французский писатель, член Французской академии, министр культуры Франции.
Свидетельство о публикации №221080401272