Начало раскола и роль Константинопольского патриар

 На Украине в 17 веке шли процессы, которые вели к разрыву с Польшей . Усилились интеграционные процессы с Россией. В частности, на Руси стали проявлять большой интерес к  традициям Западнорусской Церкви, бывшей в то время митрополией Константинопольского патриархата. Успехи Богдана Хмельницкого 1648года привели к тому, что греческие иерархи получили возможность для более тесного сближения  с киевским духовенcтвом. До этого, им сильно мешали   поляки.  На Рождество 1648 года Богдана Хмельницкого приветствовали в занятом им Киеве, не только митрополит Киевский Сильвестр, но и патриарх иерусалимский Паисий и другие греческие иерархи. Они рассчитывали на денежную помощь от казаков и царя для поддержки православной церкви в Турции и  других странах Османской империи, находившихся фактически под властью константинопольского Патриарха Алексей Михайлович в свою очередь думал о расширении влияние на православные народы Востока, частично в этом были и политические расчеты: установление связей с Молдавией, борьба с Османским владычеством. Такая политика, естественно, не могла войти в противоречие с русской церковной традицией и вызвать множество проблем, проводники этого плана не учитывали, что греческая церковь была заражена идеями эллинской исключительности Патриарх Паисий в 1648 году приветствовал словами: "Пусть святая Троица даст тебе возможность занять высокий трон царя Константина и освободить благочестивый христианский народ от неверных зверей". Таким  это был двоякий план6 втянуть  Россию в войну с Османской империей и укрепить влияние в Москве, вышедшей из-под влияние Константинопольской патриархии. Паисий первый начал осуждать  некоторые церковные обычаи: крестное знамение двумя перстами, которое расходилось с пост византийской традицией. Слова Паисий произвели сильное впечатление на царя Алексия,а впоследствии и патриарха Никона.. А в Москве решили тщательно изучить замечания Паисия, изучить книги , издаваемые в Венеции послать компетентного  человека на Восток для ознакомления с традицией. Этим человеком стал Арсений из Троицкого монастыря, который поехал с ним в Яссы.объехав почти весь восток Арсений вернулся в Москву с большим количеством  греческих рукописей и современных книг  Но Арсений отмечая противоречия с греческой традицией, не считал их традицию единственно верным образцом православия.Незадолго до этого, осмысленно ли или случайно, началось наступления на славянскую традицию на горе Афон. Греческий архиепископ, узнал, что у сербского монаха есть славянские церковные книги, напечатанные в Москве, и что эти книги содержат множественные расхождения с греческой традицией. Греки изъяли эти книги и сожгли публично,  а владелец книг изгнан из монастыря. В тоже время Арсений, полемизируя с греками, указывал , что в некоторых книгах, изданных в Венеции, текст изменен под влиянием римско-католической церкви.
Удивительно, что этот и другие примеры претензий греческой церкви на гегемонию в православии были хорошо известны. Фактически, многие  учения и традиции ее, позволяют говорить о ереси. Но в последний период ОВЦС усиленно закрывает на это глаза. так сказать маневрирует.И это уже привело к трагическим последствиям


Рецензии