Пресная вода для Крыма. Где? Вопросы на засыпку

Хочу напомнить. Автор комедии «Горе от ума» Александр Сергеевич Грибоедов в 1825 году посетил Крым  с 24 июня —12 июля, оставил путевые заметки под названием «Крым». Изучал природу, знакомился с памятниками Тавриды. Перед поездкой он изучил много литературы, а с книгой Палласа не расставался.

Кстати, Петр Симон Паллас (1741–1811) – один из крупнейших естествоиспытателей XVIII века. Талантливый берлинский ученый в 1767 году поступил на службу в Петербургскую Академию наук и задумал комплексную экспедицию для исследования России. Сначала возглавил   один из отрядов Оренбургской экспедиции. В течение шести лет отряд Палласа провел выдающиеся исследования европейской части России, Урала и Сибири. На протяжении всего путешествия ученый вел подробный путевой журнал – «Путешествие по разным местам Российского государства». Я держал в руках и много раз читал один из  томов той самой книги, какую издал Паллас в переводе с немецкого на русский, в библиотеке Магнитогорского пединститута. Были в этой книге и записи о посещении моего родного города Кыштыма летом 1768 года. Я сделал небольшую заметку в газете «Кыштымский рабочий» под псевдонимом Игорь Голубев летом 1968 года, то есть через 200 лет. Позднее ни книгу, ни этих записей я не встречал, потому и отмечаю этот факт.

Однако вернёмся к Грибоедову и его путешествию по Крыму.

Осмотр полуострова Грибоедов начал от Перекопа, из Симферополя отправился он вверх по Салгиру, исследовал склоны и вершины Чатырдага, Демерджи, осмотрел Алушту и ее окрестности и объехал весь южный берег. Особое внимание уделил он севастопольским бухтам, Херсонесу и Инкерману.

Из общих впечатлений о Крыме приведу лишь одну фразу Грибоедова от 30 июня 1825 года: «Лень и бедность татар. Нет народа, который бы так легко завоевывал и так плохо умел пользоваться завоеваниями, как русские».

А вот запись от 3 июля 1825 года приведу с подробностями:

«3 июля. Севастополь лежит лицом к Ктенусу, одною стороною на южную военную (или Корабельную) бухту, а другою на Артиллерийскую. Несколько батарей на северной косе и на мысе военной гавани. Ктенусом плывем 7-мь верст; лес истреблен (жаль, а то бы прелестное гулянье по воде). В балках справа казенный сад, где гулянье 1-го мая, пороховой магазин, слева сухарный завод, справа и слева хутора. Выезжаем в камышовый Узень, струйка пресной воды, ясени и другие деревья; направо гора двойная, изрытая пещерами; коридор, полуразрушенная внутренность церкви (живопись: святой с ликом, стертый), точно арки гостиного двора или караван-сарая. Древний мост слывет Ханским; перейдя через него, насупротив прежних и выше их две другие горы, тоже пробитые пещерами, иные застроены и вымазаны, с окошечками, нашими артиллеристами, рабочими на селитренном заводе. Здесь церковь целее, фигурные украшения, горнее седалище. Из придела церкви обломанный свод без лестницы; Александр туда, и я за ним. Вверху ступени в крепость, идет к южной крутизне, там пещеры ярусов в десять, иные раскрашенные, иные клетчатые, выдолбленные украшения.

Вид на луг и долину Узеня прелестный. Также, оборотясь вправо, на залив. Вероятно, когда нападали на жителей, то они спасались на верхние жилья; если подламывали пилястры, то бросались в крепость. С севера и востока стены и башни довольно целы, так как эти обе стороны здесь приступнее и положе, то и был тут он укреплен тверже, двойною стеною. На север башня круглая и далее четырехсторонняя, на восток зубчатая стена, башня круглая, опять стена, четырехугольная башня и еще стены и круглая башня угловая.

Инкерман самый фантастический город; представляю себе его снизу доверху освещенным вечером.— Но где брали воду? — Отчего монахи? — Во всяком случае, ариане, ибо готфы сперва были ариане; таков был и переводчик их Библии епископ Ульфила.

С севера сход, крыльцо к роднику. Приятно умываться, когда сам божок или нимфа ручья подает воду из рукомойника. Панорама с крепости: к западу Ктенус и горы такие же, как та, на которой крепость и которые отделяют полуостровок. К югу, за долиною Узеня, Байдарские горы; с востока и севера протяжение тех гор, на которых крепость.

После обеда. Часов в 5-ть после обеда еду к карантину. Стена, в которой пролом, прилежит к нынешним зданиям и тянется к заливу направо и по возвышениям югом, где обращается вдавшимися углами многоугольника к западу, возле песчаной бухты упирается в море, и тут пролом и части стен и башен. К сей стороне, внутри, насыпной холм. Не здесь ли Владимир построил церковь? («Корсуняне подкопавше стену градскую крадяху сыплемую персть и ношаху себе в град, сыплюще посреде града, и воины Владимировы присыпаху более». Нестор.) — Может, великий князь стоял на том самом месте, где я теперь, между Песочной и Стрелецкой бухты. Тут, теперь, наравне с землею основание круглой башни и четверосторонней площади к Стрелецкой бухте.— Впереди все видно, что происходит в древнем Корсуне, и приступ легок. Через город видны холмы Инкермана и два его маяка и верхи западной Яйлы, очерчивающей горизонт как по обрезу; Чатыр-Даг левее и почти на одной черте с городом особится от всех, как облако, но фигура его явственна и правильна. Смотрящему назад видны два кургана, один прибрежный, другой средиземной. Я на этом был,— груда камней, и около него два основания древних зданий. Солнце заходит в море, и черное облако застеняет часть его; остальная в виде багрового серпа месяца. Худое знамение для варягов. С насыпного холма, внутри города, виден маяк, а далее, по морю и кругом, не видать.— Пещеры к югу; их множество. Проводник уверяет, что они ведут к Инкерману, обложены огромными дикими квадратными камнями. — Колодезь, водопровод.— Лисица.— Два корабля и флот.»

Это путевые заметки. Грибоедов надеялся обработать их и издать, но не сложилось.

Обращаю внимание на вопрос, поставленный Грибоедовым. НО ГДЕ БРАЛИ ВОДУ?

То есть к моменту путешествия Грибоедова и за 30 лет до Крымской войны (1853 -1856), когда Англия, Франция, королевство Сардиния и Османская империя  напали на Россию с разных сторон,  древняя технология добычи воды из росы-конденсата с помощью галичника была уже утеряна.

После того, как Крым в 2014 году стал снова российским, указания на древнюю технологию звучали многократно, мне думается, что писатель Геннадий Пантелеев – литературный псевдоним Комиссар Катар -  обращался с письмами и к властям Крыма, и в администрацию президента РФ, но от него отмахивались, как от назойливой мухи, хотя в горах Крыма в окрестностях Инкермана сохранились многочисленные следы  древних сооружений для получения пресной воды по сути в неограниченных количествах.

На территории Италии в высокогорных районах можно встретить немало  деревень со множеством башен. Есть такие башни и в Грузии, и в Армении, и в Азербайджане. Эти башни, как уверяют экскурсоводы, строились для престижа хозяев.  И все забыли, что они сооружались для получения воды. И многочисленные каменные, якобы, половецкие бабы, в прошлом на огромной территории Великой евразийской степи тоже указывали на источник пресной воды. И каменные истуканы далёкого острова в океане Пасхи – тоже указатель источника пресной воды.

30 июля 2021 года информагентства донесли сенсацию: первую партию воды добыли из источников под Азовским морем, к концу сентября станут известны сведения о качестве добытой воды. 

Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин сообщил журналистам, что все данные по качеству добытой воды, а также об объемах ее запасов будут получены к концу сентября, когда будут дополнительно пробурены еще несколько скважин.
Хуснуллин также заявил, что запасов воды в Крыму хватит на ближайшие два года.

"Сейчас у нас водохранилища наполнились, у нас есть двухгодовой запас воды. На ближайшие два года проблема воды решена", - сказал он.

Вице-премьер уточнил, что за последние полгода удалось увеличить добычу воды на 110 тыс. кубометров за счет новых скважин. Кроме того, по его словам, сегодня активно идет работа по снижению потерь в системе водоснабжения.

Украина в мае 2014 года в одностороннем порядке перекрыла воду из Херсонской области, поступавшую по Северо-Крымскому каналу, который обеспечивал до 90 процентов  потребности полуострова. Сейчас жители и предприятия региона получают воду из местных источников. Из-за засухи последних лет водохранилища обмелели, в течение нескольких месяцев ряд населенных пунктов Крыма получали воду по графику, полностью дефицит был закрыт только после того, как в июне и июле в Крыму прошли сильные ливни (в ряде территорий за сутки выпали двух-трехмесячные нормы осадков).

А  за семь лет не нашлось никого, кто бы обратился к древнейшим технологиям получения воды из конденсата и попытался использовать их во благо жителей Крыма.


Рецензии