Алтай Часть 5-4-38 Устье реки Коксу

Устье реки Коксу

Ольга Шадрина
zen.yandex.ru›Яндекс.Дзен›…/altai-taina-reki-koksu…

ЧАСТЬ 5-4-38 Устье реки Коксу

На реке Коксу выделяют пять участков с различным характером.

Первый участок располагается в трех км от одноименного озера. Скорость течения речки на нем очень невысока. Узкая река плавно течёт среди зарослей кустарника.

Второй участок доходит до притока Орошаган. Здесь у реки высокий уклон, много камней, но расход такой же маленький, как и на первом участке.

Третий участок протягивается до каньона. Река течёт в широкой долине, постепенно набирая водность, имеет несколько порогов и шивер.

Четвёртый участок – это каньон, протяженностью 400 м, где расположены пороги водопадного типа до 3 м высоты.

Пятый участок охватывает реку до впадения в Аргут, где река преодолевает несколько порогов и шивер.

В поисках лучшего обзора водопада на реке Коксу мы решили внимательно осмотреть оба берега. Первым нашему исследованию подвергся левый берег.

Рано утром мы перешли деревянный мост, что переброшен через Коксу в нескольких км от ее устья, и по конной тропе, ответвляющейся вправо от дороги, уходящей после моста влево, мы начали движение. Некоторое время спустя, начался подъем на перевал, который является началом каньонного участка русла реки.

Но осмотреть бушующую в каньоне реку с района перевала мы не смогли, поэтому двинулись далее по тропе. На спуске с перевала открылся вид на гряду Южно-Чуйского хребта и высившийся пик горы Иикту.
Вдоль тропы на скалах ютились кусты крыжовника с очень спелыми ягодами. Ветки плодового кустарника были до того колючими, что снять ягоду и не уколоться было невозможно. Здесь мы вспомнили весьма актуальную в буквальном смысле слова поговорку: «И хочется, и колется».

После мы спустились на широкую террасу, где стояла кошара, миновали лес и услышали шум падающей воды. Некоторое время мы выдвигали версии о происхождении этих звуков, но, выйдя из леса, мы очутились на берегу горной речки, стремительно «падающей» в долину Коксу. Речка эта называется Дирентай. У нее молочно-бирюзовый цвет воды и довольно высокая для конца августа мутность. Русло речки выражено слабо, так как довольно широкая по площади территория завалена окатанными камнями, что дало нам предположить, что речка время от времени меняет свое русло.

Уклон и падение у реки на этом участке долины были весьма приличными, именно поэтом она такая голосистая и шумная. Во время перехода Дирентая по мостику, сооруженному из нескольких бревен, мы, остановившись в средине, долго вглядывались в открывшийся пейзаж. Русловое поле Дирентая представляло собой обширную «каменную дорогу», почти перпендикулярно стыкующуюся с руслом Коксу.
В его правой стороне бледно-бирюзовой лентой извивалась по бело-серым, блестящим на солнце валунам, речка.

В вертикальный кадр, сделанный с середины мостика, улеглось все: и ниспадающий Дирентай и величавая Коксу, и замыкающая кадр, поросшая тайгой, гора, и синее небо, причем этот участок чистого неба был на тот момент единственным на всем небосводе.

Далее мы шли через лес, понимая, что все же водопад остался где-то сзади.

Посовещавшись, мы решили пройтись по тропе, исследовав все до конца. Мы перешли еще одну речку, и вышли на открытое место, где на высокой террасе располагалась скотоводческая стоянка. И эта тропа, ответвляющаяся от моста, вела именно к ней. Перед домом у коновязи разговаривали мужчина и женщина. Приметив нас, они спустились и ответили нам на наши вопросы о расположении водопада на Коксу. Согласно рекомендациям хозяев, нам надо было несколько вернуться, где у заброшенной стоянки спуститься к берегу и двигаться до тупика.

Выполнив все рекомендации, мы оказались на выходе реки из большого ущелья или даже каньона с отвесными и высокими бортами. Так как солнце еще не поднялось на свою максимальную, для этого времени года высоту, каньон был во власти тени. Освещалась солнцем только верхняя половина левого скального борта ущелья, причем, так, что виделся нам этот отвесный скальный склон очень рельефно и был схож с крепостной стеной заброшенного замка.
Река, втиснутая в узкое пространство каньона, сильно преобразилась, она побелела и закипела, как бы на время оживилось. На своем пути в пределах каньона она преодолевала 3-4 ступени и виделась нам довольно хорошо, начиная с первого высокого уступа.

ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ


Рецензии