Можно ли взвесить и сфотографировать душу

      МОЖНО ЛИ ВЗВЕСИТЬ И СФОТОГРАФИРОВАТЬ ДУШУ?
(Мнения ученых, журналистов и любителей с комментариями редактора)
Э.Б.Тайлор в книге "Первобытная культура". М., "Политиздат", 1989, С.227, впервые вышедшей в свет в 1871 году, говорит: "В литературе время от времени встречается указание на то, что духи имеют вес. Подобные сведения относятся к разным временам и регионам, начиная от колдуна племени басуто о том, что покойная королева села ему на плечи и как он никогда в жизни не чувствовал подобной тяжести, до рассказа Гленвиля о скотнике  Давиде Гентере, который подняв дух старой женщины, чувствовал его на  руках,  как будто это был мешок с пухом. Сюда же относится трогательное поверье германских крестьян, что умершая мать по ночам приходит кормить ребенка, оставленного ею на Земле и это можно узнать по углублению оставленному на кровати, где она лежала. Hаконец, современное спиритуалистическое учение определяет  вес  человеческой души в 3 или 4 унции". В редакторском комментарии к этому сообщению профессор А.И.Першиц пишет:"ЗдесьТайлор употребляет термин "спиритуалистическое" в смысле "cпиритическое". Kак  известно, спириты уверяют, что душа состоит из особого вещества и даже может быть сфотографирована. Унц или унция равен  7  золотника   или 28,35 грамма". То есть по Э.Б. Тайлору душа весит 85,05 - 113,40 г. Сол Шульман в книге "Инопланетяне над Россией". М., "Профиздат", 1990, С. 148 пишет о том же: "По Москве ходили слухи, что несколько лет назад группа ученых, занимающихся парапсихологией, получила за свои работы", имевшие важный военный характер, Ленинскую премию. "Но, так как парапсихология не входит в обойму наук, официально признанных "материалистической идеологией", то и присуждение этой премии прошло без повышенного шума и газетных публикаций. В частности, согласно слухам этими учеными был установлен такой любопытный факт: в момент перехода человеческого организма из состояния жизни в состояние смерти, он каким-то загадочным образом теряет примерно 70 грамм  своего  веса. Что  это за 70 грамм, пока остается загадкой. (Напрашивается сравнение с "отлетающей душой", но ведь как утверждают богословы "душа" ничего не весит!) Некоторые исследователи считают, что эти 70 грамм являются "сгустком жизненной или биологической энергии", определяющим "энергетический запас" живого организма. Если связать его с законом превращения массы в энергию, то можно предположить, что запас "жизненной энергии" в организме человека имеет весьма внушительную величину. Тут же хочется вспомнить и загадку, связанную с Туринской Плащаницей - погребальным саваном Христа, в котором происходило не только Его погребение, но и Его Воскрешение. На этом куске материи, как известно, четко видна "тень" человека.
    Плащаница несколько лет назад была обследована в физических лабораториях США, и некоторые ученые высказали предположение, что "тень" произошла от кратковременного, но очень сильного "энергетического всплеска", который сопровождал момент Воскрешения. Как бы процесс, обратный тому, о котором говорилось выше. "Там энергия" улетучивалась из тела умершего, а тут ее что-то или кто-то "вдохнул в тело". Само собой разумеется, что все  это пока лишь ничем не подтвержденные догадки, граничащие с фантазией. Но, тем не менее, сама проблема становится все более и более интересной".
            Член-корреспондент АH Беларуси А.Й.Вейник в статье:"Таинственный мир хроносферы"// Свет (Природа и человек), 1991, N 1, С.17 пишет:"Сейчас уже можно с уверенностью говорить о трех таких мирах: тонком, сверхтонком и ультратонком (пикамир, фемтомир и аттомир, по моей классификации). Будучи тонкими они внутри нас  есть по принципу: все во всем. И они правят бал, располагая колоссальными энергиями и другими возможностями эффективного   воздействия на нас, особенно это касается могущественного аттомира. Например, по опытам американского врача Мак Дугала, взвешивавшего кровать с умирающим, в момент смерти от человека отделяется объект тонкого мира массой 5,25 золотника (22,4 г). Эти опыты были повторены в лондонском монастыре" (См. так же: А.Й.Вейник. Термодинамика реальных процессов. Минск, "Наука и техника", 1991, С.530-531).
          О подобных же  опытах  американских  исследователей  феномена смерти сообщается в сенсационном интервью генерального  директора Центра по исследованию аномальных контактных  явлений  А.К.Приймы газете "7 с плюсом", 1990, N 3 (См. Ю.Алексеев."Сколько весит душа или как попасть в ад?" в указанной газете),  породившем  целый ряд публикаций (перепечатка этой статьи в г. "Витебский  курьер", 1990, N 13; его же: "Ваша душа "весит" всего-то  от  2,5  до  6,5 грамма. Но это не должно вас смущать. Душа бессмертна" // На грани возможного, 1991, N 3; Л.Полыковский "В чем  твое  бессмертие, человек? // Витебский курьер, 1991, N 17; "ВК" в союзе с нечистой силой?" // Витебский курьер, 1991, N 27 (интервью А.Й.Вейника редактору бюллетеня "Человек, Вселенная, бессмертие"); Лилия Ламсадзе "6,5 грамм бессмертия // Народная газета, (Минск), 1990, N 1; М.Башарымаў. "Колькі важыць душа?"// Звязда, 1991, 24 февраля; "Сколько весит душа? // Толока (г. Могилев),  1991,  23  февраля; там же: H.Башаримов, Л.Полыковский. "Можно ли взвесить и  cфотографировать душу? // 1991, 28 марта; Л.А.Полыковский.  Разговор  о бессмертии // Речь (газета г.Череповец), 1992, 5 августа; В.Г.Чистяков. Если есть душа, то сколько она весит?// Витебский курьер, 1992, 24 сентября).А.К.Прийма сообщает  об  опытах  американских медиков, которые клали умирающих, с согласия их родственников, на специальные весы, учитывающие малейшие колебания веса тела. В момент смерти тела умирающих становились легче в пределах от 2,5 до 6,5 грамм. А Санкт-Питербургские медики недавно с по-мощью  приборов обнаружили сгусток энергетики яйцевидной формы, ненадолго зависающий над умирающим.
    Эти сообщения так комментирует антиимморталист В.Г.Чистяков из Каменск-Уральска: "Интересно не постепенное уменьшение веса на 2,5 - 6,5 г (т.е. в реднем на 4,5 г или 0,007% при средней массе умирающего в 65 кг), в ходе агонии, как результат высыхания или каких-то выделений, а быстрое (в самый момент смерти), уловимое лишь уникальными весами класса 0,001, грузоподъемностью до 100 кг с платформой в роли смертного одра. Оригинальная этическая ситуация - человек встречает последний свой час на платформе высокоточных весов!?
Но, предположим, мы, пренебрегая доводами этики, обратились к физике. Видимо, вес уменьшился за счет выделений газа. Жидкие или твердые выделения остались бы на платформе. Допустим из организма выходит углекислый газ, самый тяжелый из имеющихся в нем (водорода, кислорода, азота, сероводорода и т.д.). Его одна грамммолекула весит 44 г., а объем ее при атмосферном давлении - 22,4 л.  Объем 4,5 г составит 2,3 л (для более легких газов объем  больше).  Таким образом, в момент смерти из человека должно быстро выйти  2,3 л газа, что вполне наблюдаемо и без взвешивания, так часто и  бывает. Недаром говорят: "испустил дух". Причем здесь душа?? Если же вес потерян на выброс энергии по формуле Е=мс2, тогда при  массе 4,5 грамм каждая смерть была бы приличным атомным взрывом. Явный нонсенс.
Но, пусть существует и покидает тело мистическая душа (нефизический, т.е. нематериальный объект, который немыслимо  "взвесить" на материальном приборе), бытие которой, кстати, противоречит таким атрибутам  материи,  как  бесконечность  и  всегданаличность. Здесь мы вторгаемся в область богословия, где я  не  считаю  себя компетентным.
    Если бы светящееся "яйцо" над умершим было видно всем, всегда издали, то феномен был бы известен издревле, не стоило бы сообщать об открытии. Значит понадобилась лабораторная обстановка, как минимум надежно затемненная комната и съёмочная аппаратура вокруг смертного одра. Опять некая этическая щекотливость - некто и  его родня соглашаются принести на алтарь науки последние часы в жизни.
      Но, допустим, что такой некто  нашелся,  "яйцо"  сфотографировано. Оно, следовательно, излучает кванты. Это, стало быть, некий газ (висит!), логично, что тот самый "испущенный дух". При  комнатной температуре он должен быть облучен извне квантами большой энергии. Например, ультра-фиолетовое свечение может быть заснято кварцаппаратурой. возбуждающие кванты в таком случае  -  рентгеновские  или гамма лучи. Значит рядом с "яйцом" или в составе газа должен  находиться изотопный источник. Если он был в газе, то был и в умершем (оттого и умер?). Если вне, то зачем ради наблюдения тривиальной люминисценции городить огород с умирающим? Газ еще мог светиться за счет электростатики, но тогда  все  это  умирание  должно проводиться в мощном поле". Вывод В.Г.Чистякова такой:  сообщения о взвешивании и фотографировании души несостоятельны.
                   Рассмотрим эти соображения. Можно выделить два методологически различных вида атеизма: догматизированный "воинствующий" атеизм, отрицающий какую бы то ни было ценность религиозной  культуры и всякую возможность материалистического  объяснения  религиозных чудес, достижимость индивидуального бессмертия, воскрешения и радикального  преодоления  смерти  и  диалектико-материалистический атеизм, признающий огромную ценность религиозного наследия, материалистическую объяснимость всех религиозных  чудес,  допускающий возможности личного бессмертия и воскрешения  человека. Наиболее радикальные имморталисты-признают и бессмертие  души,  понимаемое материалистически (не мистически).
Так согласно биопсиполевой концепции А.К.Манеева всякий многоклеточный организм состоит из белкового  тела  и  биопсиполевого макрокванта (души), представляющего все многообразие сознания человека (информацию, самость его "Я", волю и т.д.). А каждая отдельная клетка, как и доклеточные  организмы,  наряду  с  белковыми компонентами, одухотворяется своими биополевыми автономными микроквантами. Видимо, эти  живые  монады  являются  суперустойчивыми квантовыми состояниями как производными единого поля,  названного философом Субстанцией континуально-полевого типа или мегаквантом.
Кроме того поля можно классифицировать на физические (электромагнитное, гравитационное, сильных и слабых взаимодействий) и информационные (ноосфера или информационное поле Земли), информационные поля Галактики, Вселенной. Макро-, микро- и субмикрокванты, видимо, можно отнести к информационным полям.
    До последнего времени Ф.Энгельса считали противником бессмертия, ссылаясь на его мысль: "Жить - значит  умирать".  но  вот  в книге А.В.Мартынова "Исповедимый путь".Л.,"Прометей",1990, С. 131 приведено такое высказывание из ранее не переводившейся на русский язык статьи Ф.Энгельса о Штраусе: "Hовейшие Каппадакийские открытия обязывают изменить наш взгляд на некоторые немногие, но важнейшие события мировой истории. И то, что казалось раньше достойным только мифологии, должно будет отныне привлечь внимание историков. Новые документы, покоряющие скептиков своей убедительностью, говорят в пользу наибольшего из чудес истории - о возвращении к жизни того, кто был лишен ее на Голгофе".
    Даже допущение о нефизической природе души не есть бесспорное свидетельство ее нематериальности. Так например, В.В.Орлов в книге:"Человек, мир, мировоззрение".М.,"Молодая гвардия",1985,С.178-179 пишет:"Физическая форма материи - простейшая из известных нам сейчас форм материи не  является...  первичной  и  наипростейшей, "первоматерией"... C  точки  зрения  диалектико-материалистической концепции материи и развития, признание существования субфизических форм материи является необходимым". Видимо Cубстанция континуально-полевого типа и  является  субфизической  формой  материи. Информационные поля, в отличие от чисто физических, обладают атрибутом разумности, т.е. являются сверхфизическими формами на полевом уровне, как например, химическая, биологическая и социальная формы движения - на вещественном. Но, сохраняя свою  физическую природу, макро-, и микро- кванты должны иметь какую-то массу, точнее говоря спектр масс, т.е. множество допустимых значений массы в зависимости от энергетического состояния кванта (такую массу  в физике называют релятивистской или массой движения). К  сожалению, физические характеристики этих полей нам неизвестны  и  потому  в качестве грубого приближения используем в модели фотоны (кванты электромагнитных полей). Наибольшее значение массы  среднестатистического фотона видимого света из спектра допустимых масс меньше одной четырехсотмиллиардной доли массы атома водорода и в  грубом приближении составляет 10-35 г. Масса же атома водорода в 1011 раз превышает массу фотона (10-24 г). Если масса  микрокванта близка к массе фотона, то массу макрокванта возьмем из следующих соображений: в организме человека имеется порядка сотен миллиардов клеток, примерно столько же, cколько в массе протона уместится масс фотонов видимого света. Т.е. в нашей модели масса  макрокванта  равна массе протона. Но тогда никакого атомного взрыва в момент  смерти не будет.
    Но, допустим, что модель электромагнитных полей неприменима к информационным полям и масса макрокванта все же равна сотне граммов. Вызывает  ли  его  излучение  наблюдаемый  приборами  ядерный взрыв? Подобный взрыв означал бы неуправляeмую цепную реакции распада или синтеза каких-то химических элементов. Видимо, даже такая победа хаоса над жизнью, как смерть, все же есть  управляемая (то ли информационным полем Вселенной, то ли ее разумом, то ли НЛО, то ли чем-то другим) реакция распада механизма удержания макрокванта в "упряжке" белкового тела. Так же и акт оплодотворения, когда включается каким-то образом механизм стыковки  и  удержания макрокванта белковой структурой зародыша, управляется той же умной системой. Недавно было совершено открытие холодного термоядерного синтеза, т.е. косвенно доказано, что если зачатие  и  смерть вызывают ядерные реакции, то в них тепло может выделяться в не-значительных количествах. А В.П.Казначеев, Б.В.Болотов и др. обосновывают возможность управляемых именно биологическими  процессами холодных ядерных реакций в живом организме.
    В сообщении В.Г.Чистякова есть интересная и, на  наш  взгляд, эвристичная мысль. Разумеется, смерть не есть какой-то приличный по мощности в тротиловом эквиваленте ядерный взрыв. Но, видимо, есть какое-то весьма существенное отличие как в механизме удержания макрокванта в теле, так и в характере холодных ядерных реакций в организме человека уже после его смерти. Ведь сверхчувствительные дозиметры определяет уровень радиоактивности любого организма, естественный для данных условий. Интересно  определить ее изменение после смерти человека, вследствие его болезней и старения (тоже нарушающих механизм удержания макрокванта).  Видимо  те или иные излучения живого организма зависят от  его  состояний  и позволяют вести диагностику этих состояний. Из приводимых публикаций, тем не менее, неясно: учитываются ли в описанных опытах те эффекты, о которых говорит В.Г.Чистяков (учет в опытах американцев массы испущенного выдоха и возможность наблюдения именно  газа как яйцеобразной сущности).
     Лалее В.Г.Чистяков пишет: "Приводимый в статье расчет потери  веса трупом за счет испускания биокванта не верен в принципе...
     1. Масса кванта электромагнитного поля зависит от его энергии, а энергия - от частоты. Е=мс2; E=h;; м=h;/C2, где h=6.62.10-27 эрг.сек - постоянная Планка.
    Частота меняется от герц до гигагерц и больше для -  квантов. Нельзя го-ворить о фиксированной  массе  кванта  электромагнитного поля.
    2. Каковы частота для биокванта  и  скорость  распространения биополя (аналог
"С" - скорости распространения электромагнитного поля)? Эти вопросы я задавал Л.А.Полыковскому и в 1987 году. На них никто не знает ответа, т.к. биополе порождение мифологизированного сознания.
3. По цитате из Ф.Энгельса о воскрешении. Здесь такие гипотезы. а/ В конце жизни Ф.Энгельс обратился к религии. Это бывает  с атеистами вследствие "усталости от материализма", страха смерти и т.д. В том числе и от одряхления разума.
б/ Упомянутая А.В.Мартыновым статья - фальшивка. О воскрешении (по Федорову, Манееву, Полыковскому). Пока нет надежных экспериментальных оснований считать, что биополе есть физическое поле, полностью отличающееся от других известных полей.  Скорее  всего, это комбинация известных (электромагнитное поле, химия, механика) колебательных процессов.
Но допустим, что: а/ биополе - совершенно иное явление, испускаемое только  живыми организмами и несущее голограмму организма.  Из  этого  следует, что биополе есть когерентный колебательный  процесс,  иначе невозможна голограмма.
б/  биополе действует только на живые организмы.
    Следствия:
    1. Из пункта а/ правомерно говорить о биополевых волновых пакетах.
    2. Из пунктов а/ и б/ - волновой  пакет,  испущенный  умершим организмом, немедленно будет искажен, а затем поглощен окружающими живыми организмами. Если, конечно, не предположить существование некоего места, куда эти волновые пакеты  доставляются  чудесным образом, без вредных контактов по пути следования, и где  они могут пребывать до воскрешения.
    Это место принято именовать "тот свет".
    Если объявить, что биополе только испускается, но не поглощается (т.е. не взаимодействует),  то  как  мыслится  использование волновых пакетов для манипуляций по воскрешению? И как быть с законами сохранения? Впрочем эта мелочь не может волновать лиц, обсуждающих проблему "того света".
    Можно возразить, что например,  существует  связь  на  волнах электромагнитных в радиодиапазоне. Эти волны хорошо поглощаются проводниками и плохо газовой атмосферой, где они распространяются достаточно далеко. Но источник биополя окруженный живыми организмами, подобен радиоантенне, заключенной в металлический экран.
    Биополевой пакет, испущенный в космос, пожалуй, мало поглотится. Но как можно вылавливать его в космосе на предмет воскресительных манипуляций? В каком  направлении  испускается  когерентный биополевой пакет умирающим организмом? Это важно,  так  как  диктует наивыгоднейшую позу для умирающего, претендующего на воскрешение. А что? - Вот вам сюжет для научно-фантастического  рассказа".
---------------------------------------
        Чистяков был бы прав в своем утверждении о принципиальной несостоятельности расчета массы биоквантов исходя из масс фотонов и протонов, если бы мы жестко придерживались именно такого расчета. Но у нас речь шла о другом. Мы лишь высказали догадку, что  масса фотона в принципе может принимать значение меньшее одной четырехсотмиллиардной доли массы атома водорода. Далее мы, в очень  грубом приближении объявили массу микрокванта равной массе  протона. Действительно масса фотонов зависит от энергии, а энергия от частоты. Но разве частота не обладает спектром  вполне  определенных допустимых значений, которые  и  определяют  допустимый  диапазон масс фотона?
    К сожалению, мы  не  располагаем  информацией  о  том,  какой спектр частот допустим для биопсикванта и  какова  скорость  распространения биопсиполя, а также  о  последних  днях  Ф.Энгельса. Поэтому мы не можем оспаривать допущение В.Г.Чистякова о том, что Ф.Энгельс в конце жизни обратился к религии.
В науке принято исходить из принципа невиновности автора  той или иной публикации в "фальсификации"  данных,  пока  его  виновность не доказана. С этих позиций следует подходить и к публикации в книге А.Мартынова "Исповедимый  путь"  выдержки,  касающейся бессмертия из непереводившихся на русский язык сочинений  Ф.Энгельса.
    В работах H.Ф.Федорова нет и не могло быть никакой информации о биополевых квантах, введенных в научный  лексикон  А.К.Манеевым намного позже после смерти Федорова. Поэтому вопрос В.Г.Чистякова следует адресовать А.К.Манееву. Однако же, судя по вопросам  В.Г.Чистякова, он говорит о воскрешении умершего в теле. А.К.Манеев же считает, что такое воскрешение хотя в принципе возможно, но не целесообразно.
    Что же касается природы биопсиполя, то такие явления, как телекинез, левитация, полтергейст и др., не укладываются в принципы описания физических полей (электромагнитного, гравитационного, полей сильных и слабых  взаимодействий). То есть, либо описания этих полей неполны, либо существуют какие-то принципиально  отличные от известных биологические поля.
    Опыты по телекинезу и биолокации показывают, что биополе воздействует не только на живые организмы, но и на любые  физические явления.
     Cуперустойчивость биопсиполей обусловливает и такое их  свойство, как существование без принципиальных искажений соответствующего волнового пакета. Наряду с этим  следует  допустить  возможность специфического вида взаимодействий биополей и  вещественных образований, без разрушения биополевой реальности. Такие  взаимодействия происходят, например, в момент  зачатия,  когда  осуществляется сближение и стыковка полевого зерна жизни  и  вещественной подсистемы будущего зародыша. В момент же радикального разрыва макрокванта с вещественной  подсистемой  организма  происходит расстыковка и излучение макрокванта из  тела.  В  этих  процессах больше неизвестного, чем известного. Приглашаем читателей  поразмышлять над высказанными здесь проблемами.
    Откликнулась на статью "Можно ли взвесить и  сфотографировать душу" и минчанка О.А.Баева:"В связи с высказанным в статье  соображением, что "яйцеобразная сущность", наблюдаемая в момент  клинической смерти, это и есть макроквант... у читателя, знакомого с курсом физики школы, возникает  представление о некоем материальном образовании яйцевидной формы, т.к. мы видим предметы потому, что они испускают кванты света, попадающие на сетчатку  наших глаз. А кванты света испускаются атомами вещества. Но читаем дальше.
    "Существуют... локальные поля, как физические, так и информационные". "К физическим полям традиционно относят:  электромагнитное, гравитационное, поля сильных и слабых  взаимодействий. Макроквант и микроквант видимо можно отнести к проявлениям информационных полей".
    Итак, поскольку здесь все известные полевые проявления материи отнесены к физическим полям, макро- и микрокванты из приведенных здесь соображений в этих двух высказываниях естественно считать (логически рассуждая) нематериальными образованиями. Это противоречит сложившемуся ранее мнению о материальности души. Но пойдем дальше по тексту. Трудно представить себе, что означает сочетание слов "дофизическая" и "сверхфизическая" формы материи. Как известно материя существует в двух формах: вещества и поля. Название "вещество" - условное, т.к. элементарные частицы, из которых построены ядра атомов, а следовательно, и все вещество, проявляют такие же полевые свойства (при определенных условиях), какие характерны и для электромагнитного поля. Законы движения полей и частиц (а иных форм материи нет) описывает физика. Так что же такое сверхфизическая форма движения материи? Смысл этого понятия неясен и потому кажется лишь сочетанием слов".
Попытаемся ответить на замечания О.А.Баевой.
    Она сомневается в возможности видеть биополевой макроквант в момент его излучения, или, по крайней мере, его фотографирования. Прежде всего, подумаем: одинаково ли чувствуют различные люди? Существует множество свидетельств сверхчувствительности отдельных людей (сейчас этот феномен называют экстрасенсорным). Отдельные люди видят как бы рентгеновским взглядом, то есть их взору открываются внутренние органы и многие детали внутреннего строения живого организма; другие видят вокруг всех людей свечение, так называемую ауру; некоторые слышат в радиодиапазоне; известны факты видения так называемых привидений и полтергейстов, которые, по существу, являются биополевыми формами жизни. Разработана даже техника фотографирования галлюцинаций. Поэтому, повидимому, для людей, обладающих такими феноменальными способностями, не представит труда и увидеть биополевой макроквант умирающего в момент его клинической смерти. Если же биополевые сущности доступны взору некоторых экстрасенсов (их иногда называют контактантами или медиумами), то при существующей технике фотографирования, не трудно подобрать оборудование для съемки макрокванта.
    По второму замечанию О.А.Баевой. Можно сразу признать физическую природу всех информационных полей. Сверхфизичность же их природы надо понимать в том смысле, что помимо физических свойств у них имеются и свойства разумности. Аналогично мы можем химическую, биологическую и социальную реальности назвать сверхфизическими на вещественном уровне; биологическую и социальную реальности - сверххимическими; наконец, социальное в определенном смысле есть сверхбиологическое. Как для полного определения человека недостаточно назвать его лишь физическим телом, пренебрегая его биологическим и социальным статусами, так и информационные поля несравненно нечто большее, чем просто физическое явление. Налицо несводимость без соответствующих уточнений биологического, химического и социального исключительно к физическому. Химическим явлением мы назовем такое, в котором более 50% всех свойств имеют химическую сущность, т.е. большую роль играет химизм, чем все другие факторы. В сущности биологического преобладают в подобном же соотношении свойства живого; в социуме - социального. То есть, если уровень организации материи - Х, то свойства Х-1 уровня по долевому участию в сущности составляет менее 5О%; Х-2 уровня - уже менее 25%; Х-3 уровня - менее 12,5%; Х-К уровня - (1/2)к. Возможен и сверхсоциум, в котором доля всех более низкоорганизованных форм убывает в геометрической прогрессии, то если порядок сверхсоциального стремится к бесконечности, то доля даже социального в нем стремится к нулю. Дело в том, что для потенциально бесконечно прогрессирующего ряда развития материи число форм существования бесконечно. Бесконечный прогресс означает бесконечное множество прогрессивных изменений. И по мере их накопления социум переходит в более высокое состояние сверхсоциального. Далее неуклонный прогресс приводит к сверхсоциальному второго, третьего, более высоких порядков и число таких порядков при бесконечном прогрессе бесконечно. Если опустить, что бесконечномерное сверхсоциальное уже реализовано в природе, то, возможно, это и есть разумный Космос или информационное поле Вселенной.
        Так что, по-видимому, материя существует в бесконечном множестве форм, а не только в вещественной и полевой. Вещество и поле - это две формы физической реальности, а не всей материи.
       О.А.Баева не права, говоря, что ядра атомов построены из элементарных частиц. Физики утверждают, что элементарных частиц нет в недрах атомных ядер и первые возникают лишь при распаде атомных ядер.
    В некотором смысле Субстанцию континуально-полевого типа правомерно называть дофизической формой материи,  являющейся материальной основой всех физических процессов,  но в то же время она в этих процессах не заимствуется, не расходуется и не расчленяется.
    Энтузиаст индивидуального, бессмертия, кандидат философских наук А.К.Манеев (г.Минск) пишет по данному вопросу:"Мне представляется весьма интересными публикации, посвященные "взвешиванию" и фотографированию души. По-моему,  любая  относительно  автономная реальность полевого типа обладает  какой-то  (пусть  минимальной) массой. Но реальной она будет в сфере возникших образований, а по отношению к Субстанции континуально-полевого типа как невозникавшей реалии никаких масс нет, ибо в ней все "плавает". Это напоминает ситуацию взвешивания воды, например, набранной из бассейна в "невесомый" целофановый  мешок, но находясь при этом под водой... Хотелось бы детально знать, как проводился опыт "взвешивания" души".
     А.H.Краснов из поселка Рамонь, Воронежской области  замечает:
    "Истинную ориентацию, истинный предмет рассмотрения нам дает религия, говоря о бессмертии души. Перед  нами  задача  выявления души и выявления е е бессмертия. Ведь в основном говорят и  пишут о внешней видимости души, теперь ее уже и взвесили и сфотографировали. Но душа - это ведь духовность не физическая, незримая. Она подобна, скажем,  улыбке   на лице - можно ли  взвесить  улыбку  или острие ножа?
    Душа - это Я как таковое, разумеется, немыслимое вне материального субстрата - тела, мозга, сердца и, быть может  какого-нибудь еще сверхтонкого, но все же взвешиваемого "обрамления".
    Именно о бессмертии - восстанавливаемости Я как ПЕРВОЛИЧНОСТИ как таковой должна идти речь, на мой  взгляд".  Рассуждения  А.H.Kраснова сводятся к нескольким проблемам. Во-первых, может ли существовать душа без материального носителя? На этот вопрос ответим отрицательно. Hа второй вопрос: может ли отсутствовать масса у того или иного физического объекта? нет единодушного ответа среди ученых. Так С.Т.Мелюхин и В.С.Барашенков считают, что  существуют и такие физические реалии, например, в микромире,  к  которым  не применимо понятие "массы". А Г.П.Мальковский в книге "О  массе  и энергии в современной физике". Рязань, 1961 доказывает, что масса является атрибутом материи. В 60-е годы 20-го века среди  физиков и философов прошла дискуссия по проблеме: является ли масса, энергия и гравитация атрибутами материи. С позиций материалистической диалектики правомерно утверждение, что анализируемые понятия имеют ограниченную область действия. Но, видимо этот спор будет решен лишь тогда, когда опытно подтвердится одна из подобных версий.
    В-третьих, если душа является нефизической реалией, то  может ли она иметь массу? В учениях Востока реальность делят на  грубый физический мир, где обитает наше бренное белковое тело, и астральный, ментальный, огненный и еще более тонкие миры. Но и в трактовках души нет единодушия. Так например, теория  микролептонного электромагнитного поля Б.И.Искакова объясняет  душу  вводя новые физические сущности (лептонные двойники человека). Согласно этой теории: "мысли и эмоции человека материальны, их масса  варьирует в пределах 10-39 - 10-30 г, а усилием воли человек может излучать" своего "лептонного (информационно-энергетического) двойника" "весом в 10-35  10-30 г посылать его на далекие расстояния и с его помощью  получать или передавать информацию об удаленных событиях и людях" (см. А.П.Дубров, В.H.Пушкин "Парапсихология и современное естествознание". М., "Соваминко", 1990, C. 227).
    Таким образом, суждения об отсутствии массы у души, о неприменимости понятия массы к душе и противоположные им суждения зависят от того, что назвать массой и физической реальностью. Остановимся еще на одном отклике на сообщения о взвешивании и фотографировании души. Энтузиаст биоэнергетики из  Ростовской  обл.,  ст. Чертково, В.Е.Скрыпников говорит следующее:"ДУША - это "объективное" HЕЧТО: ОHО может быть названо как угодно - "живой, мыслящей субстанцией" (Субстратом - сущим, "биополем", "энергией", и прочими синонимами символами) - ДУША, ДУХ - есть все СУЩЕЕ, во  всех известных и безвестных ипостасях, так как ВСЕ переходит во  ВСЕ, но не в HИЧТО.
    Поскольку БЫТИЕ не имеет антипода - ничто,  -  cледовательно, все существующее - мир материи и, мир духа ("энергия", "выкуум") - это объективный  субстрат, беспредельно континуальное и, одновременно, структурированное (уходящее в беспредельную делимость всякого отдельного), не просто набор структур, образующих  пространство-время, на каком-то, мол, уровне микромира абсолютно в себе замыкающихся - неделимых, т.н. "квантов действия" - HЕЧТО.
    Отсюда: масса (вещество), вес (и невесомость), гравитация и антигравитация, надо полагать,  есть  результат пространственных ориентаций движущейся мировой cубстанции-субстрата.
    Так, локализуясь в "фокусы-точки-мишени" излучения, "физический вакуум" ("вакуумная пена") - "продукт" от  распада более  компактных структурных ассоциатов, - рождают материальные структуры.
    Естественно, в этих зонах, в  стадии  концентрации,  превалирует сжатие отождествляемое нами с гравитацией или,  притяжением, - что как видим противоречит истинному положению дел в Природе.
Так, по-видимому, рождаются коллапсары-сингулярности  и,  при их "разворачивании - взрывах" - квазары ("белые дыры"), целые метагалактики (вселенные).
        Судите сами теперь: если "вакуум" - это структурированный субстрат-нечто  именуемое  Духом  (душой),  и,  если  "прессуясь" Дух-субстрат по-рождает структуры системы более компактные (сингулярности-коллапсары), и наоборот, рассредотачиваясь "вакуум"  порождает иллюзии ничто, небытия, а следовательно, неналичие массы-вещества, - выходит моя ересь строится вовсе не на "пустыре". Отсюда, очевидно, всякие рассуждения-диспуты на тему  - весит ли Душа, Дух - беспочвенны...  Версия  же,  согласно  которой американским ученым удалось с помощью рычажных весов взвесить душу - фикция. "Довод" - "свидетельство" будто покинувшая тело ДУША весит 2,5 - 6,5 г - несостоятелен! ДУША - СУБСТАНЦИЯ может варьировать "свой" вес в любых пределах:  концентрируясь в "точках", она способна иметь вес (вес тела) порядка миллиардов тонн, и делокализуясь (рассеиваясь) быть невесомой... 2,5 - 6,5 г (дефект массы за счет якобы "ушедшей" из тела ДУШИ вероятно вызван испарениями жидкого субстрата (воды).
    Предположение о наличии "призраков-душ" верно, не противоречит истине.
    Любая "идея" ставящая своей программной целью достижение личного бессмертия, за счет смерти смежного - идея не просто антигуманна, но и противоестественна.
     Поэтому идея индивидуального бессмертия для меня неприемлема в категорической форме; признаю и исповедую, пропагандирую лишь общее бессмертие, т.е. всего биоса, лишь бессмертие ДУХА (ДУШИ), - неисчезаемость и неисчерпаемость информационного  поля-субстрата, а потому бессмертие КОНТИНУУМА, где все "умирает" и возрождается в ИНОМ, через физические перевоплощения-метаболизмы. Такое истинное бессмертие - это многоступенчатые переходы-перевоплощения физических тел без прерыва сознания".
         Неверно отождествлять массу и вещество, как  это  следует из рассуждений В.Е. Скрыпникова. Если мировая субстанция - это  весь материальный мир, то какие же у нее могут  быть  пространственные ориентации? Видимо В.Е.Скрыпников полагает, что  явление,  имеющее переменный спектр масс, невозможно взвесить. Нет оснований  и для отождествления веса тела и души. Да и значения возможного веса тела им явно завышены. В литературе описано как уменьшение веса тела при левитации (если это уменьшение, а не  нечто  другое), так и увеличение веса тела. Так  в  журнале  "Наука  и  религия", 1990,N 11,C.17 в статье Ю.Кононова "Снова о Туринской плащанице и не только о ней" говорится о мгновенном набирании  веса  мастером у-шу. Вес был превышен в 20 раз, на твердой почве остались  вдавленные на несколько сантиметров следы его стоп. Если  мастер  весил 100 кг, то он набрал вес в 2 тонны. Величина очень впечатляющая и внушительная, но ей далеко до предположений  В.Е.Скрыпникова. То есть мы не можем признать спектр значений масс от нуля  до миллиардов тонн, поскольку нам  не  известен  механизм  изменения массы по В.Е.Скрыпникову.
      Феодосиец А.И.Кульпин так откликнулся на факты взвешивания и фотографирования души:"Все это чертовски интересно и забавно. Пулковский  астроном  H.А.Козырев  проводил  эксперименты со взвешиванием "волчка" на аптекарских весах. В зависимости от направления его вращения при неизменности его  массы,  вес  "волчка" менялся. Он становился то легче, то тяжелее. Что же такое д у ш а и имеет ли она вес? Суммирую информацию, полученную мной от  профессора Козырева,  биолога  Э.H.Чирковой  и  астрофизика  А.М.Чечельницкого, прихожу к мысли, что "ДУША" может иметь "в е с",  не материальный в обычном понимания слова "вес".
Человек как биологическая система, состоит из... неизвестного нам количества первичных, неделимых духовных (т.е. живых) единиц, названных Лейбницем Монадами.
    Если же представить себе каждую МОHАДУ как ВОЛЧОК с вращением в определенном направлении, то суммарное взаимодействие всех монад организма с гравитацией  планеты,  обусловливает  неизбежность того, что "вес" тела человека живого и усопшего не будет постоянным, при сохранении постоянства его массы.
    Отсюда и напрашивается вывод - ДУША - это активное состояние   монад, то есть живых монад. Когда они перестают  быть  активными, то есть умирают, вращение их вокруг своей оси  останавливается, останавливается и работа - жизнь  человека.  Душа  покидает  его, гармоническая связь с гравитацией прекращается  и  тело  умершего изменяет свой вес. Вот только в  какую  сторону:  уменьшения  или увеличения. Видимо это должно зависеть от индивидуальных  свойств организма".
    В отличие от Кульпина мы считаем, что  нематериальных  объектов не существует. Однако, если допустить нефизическую (сверхфизическую или инофизическую) природу души, то и вес ее и масса будут качественно отличаться от веса (массы) тела.
    Можно принять за гипотезу утверждение А.И.Кульпина о разном направлении вращения монад,  являющихся  элементарными  частицами жизни. Возможно, от этих ориентаций монад зависит и вид энергетики живого организма (плюсовой или минусовой). Но, если только  от вращения монад вокруг оси зависит жизнь или смерть, то в  чем  же тогда бессмертие сознания? Объяснения из  приводимых соображений феномену жизни сделать тоже затруднительно. Напрашивается вывод, что по Кульпину душа смертна и умирает с остановкой вращения монад. Но тогда значит и монады живые лишь тогда, когда они  вращаются. Такой подход нам неприемлем. Иное дело, если со  смертью тела уменьшится скорость вращения монад,  изменится на какой-то угол направление их вращения.
    До сих пор речь шла о взвешивании и фотографировании  души  в момент смерти. Но в литературе описаны опыты по выделению  и  исследованию компонентов души (если можно так выразиться) при  жизни человека. Например, в книге Г.Дюрвиля "Призрак живых"  Репринтное воспроизведение издания 1915 года. СП "Вся Москва", CП "Терра", 1990 говорится о выделении человеком астрального тела. В одном из опытов магнетического транса проводилось взвешивание  этого компонента живого организма. Так на С. 146 книги Г.Дюрвиля называется вес астрального тела - 25 - 30 г.
    И последний факт. 22 мая 1991, выступая  в  Витебске,  летчик испытатель и известный уфолог М.Л.Попович в  частности  сообщила, что киевским ученым С.А.Решетниковой  сфотографирован  человек  в момент смерти. На фотографии над ним видно облачко.  Когда  этого человека взвесили после смерти, то его вес уменьшился на 100 г.


   


Рецензии