Шедевр поэтического авангарда - В. Маяковского

После прочтения гениального стихотворения Маяковского «От усталости», анализ стихотворения опубликованный на сайте  https://pishi-stihi.ru/ot-ustalosti-mayakovskij.html вызвал тошноту, от того, что в поэте увидели «несмелого подростка», который «слишком громко заявляет о своем присутствии глупой выходной или же неуместной фразой». Простите, вынужден здесь сделать рвотную паузу…  Уф! Хорошее рвотное средство же я нашел…
Не поленитесь еще раз на картину Пабло Пикассо «Герника» (1937 ), а после прочитать внимательно "От усталости". Вы сможете обнаружить поразительное созвучие картины великого испанского художника с поэтической картиной Маяковского. Напомню, что стихотворение «От усталости» написано в 1913 г. Сам Маяковский ушел из жизни в 1930 году. Между стихотворением «От усталости» до «Герники» растояние в двадцать четыре года. Согласитесь, - не так уж много. В этом смысле, это произведение можно назвать "пророческим". Оно не ограничивается снятием психологической «портрета» поэта, но и показывает картину мира будущего - периоде разрушительных войн. Внимательно перечитывая «От усталости», вы увидите фейерверк поэтического авангарда. Снимая шляпу, уступаю Владимиру Маяковскому. Пусть он сам скажет слово (текст стихотворение цитируется полностью):
«Земля!
Дай исцелую твою лысеющую голову
лохмотьями губ моих в пятнах чужих позолот.
Дымом волос над пожарами глаз из олова дать «слово»
дай обовью я впалые груди болот.
Ты! Нас – двое,
ораненных, загнанных ланями,
вздыбилось ржанье оседланных смертью коней.
Дым из-за дома догонит нас длинными дланями,
мутью озлобив глаза догнивающих в ливнях огней.
Сестра моя!
В богадельнях идущих веков,
может быть, мать мне сыщется;
бросил я ей окровавленный песнями рог.
Квакая, скачет по полю
канава, зеленая сыщица,
нас заневолить
веревками грязных дорог».

Если мы начнем анализировать текст произведения используя ключи герменевтики, мы можем обнаружить множество контекстов. Кто-то здесь увидит в поэте «пацана», кто-то увидит жреца-пророка, являющего проводником «гласа» мирового духа.
 Друзья, предлагаю посмотреть на поэта как на проводника мирового духа. Эта идея не моя. Такой подход предложил использовать Гегель для анализа истории философии, за что был назван «идеалистом».
«Земля!
Дай исцелую твою лысеющую голову»
То, что планета имеет форму шара напоминающего голову – это слишком очевидно.
Посмотрите, как дух может общаться с планетой. Посмотрите на историческую фазу, в которой находится планета Земля. Наша планета уже в каком-то смысле «старушка». Разве наша планета не растеряла свои былые прекрасные зеленые (леса), и голубые волосы(реки)?
Сколько уже возникло пустынь вместо былых лесов, лугов? А сколько уже вырублено леса? А сколько еще леса и природных ландшафтов продолжает уничтожаться мусорными полигонами, топором и огнем, войнами, военными испытаниями?
«лохмотьями губ моих в пятнах чужих позолот.
Почему у духа губы стали «лохмотьями». А разве сегодня единый мировой дух не разорвали на части «мировые религии», да и наука в этих «губах» сделала хорошую «дыру»? Материалистический атеизм – разве это не дыра?!
А что такое «пятна чужих позолот»? Мировому Духу человек приписывает много «позолоты», но в действительности Дух не нуждается в этом.
«Дымом волос над пожарами глаз из олова
дай обовью я впалые груди болот».
Несомненно, что отношения мирового духа и Земли можно рассматривать как супружеские интимные отношения. Дух может «облачаться» во все природные формы. Отсюда у Него волосы из дыма.
«Впалые груди болот» - отражают болезненное, «чахоточное» состояние планеты.
Выражение любви Духа по отношению к планете – это исцеляющий акт милосердия.
«Ты! Нас – двое,
ораненных, загнанных ланями,»
Эти строчки - бриллиант в короне.
«Ты! Нас – двое,» это встреча «тет а тет» (с фр. «голова к голове»)
Спрашиваю одного профессионального редактора, как вам такое слово, как «ораненный»? – «Думаю, что это не более, чем художественная причуда» - был его ответ.
Если про распятого Христа можно было сказать «раненный», «израненный». То для всей планеты земля – этого будет ничтожно мало. В этом смысле приставка «о», означает глобальный, вселенский масштаб «раны», по сути это экологическая катастрофа!
В словах «загнанных ланями» - на ум приходит сначала уголовный сленг «легавые», коим назывались сотрудники полиции, жандармы, милиция, спецслужбы НКВД и т.п. Маяковский, по молодости был под контролем у сыщиков, и даже 11 месяцев был под арестом в «Бутырке». Так, что он наверняка знал, что это быть «загнанным ланями». В данном контексте, «лани», пожалуй – это вся «структура власти», в отношении планеты -  техногенная, агрессивная цивилизация людей.
Обратите внимание на строчку:
«вздыбилось ржанье оседланных смертью коней».
Если вы видели загнанных до смерти коней, харкающих пенной кровью, то даже и эти картины тускнеют, перед гротескной «вздыбилось ржанье» - символ предсмертной агонии. Кого? Ответьте на этот вопрос сами.
«Дым из-за дома догонит нас длинными дланями,
мутью озлобив глаза догнивающих в ливнях огней».
Тот, кто видел извержения вулканов, масштабные лесные пожары, тот может представить какие у дыма – «длинные длани», и то как они «нас догоняют» везде. Кто ощутил, как от дыма слезятся глаза, как дым выедает глаза, тот может понять слова «мутью озлобив глаза». Но эта метафора, говорит о том, что наши глаза ума попадая по влияние «дыма» - любой негативной информации обретают дефект – слепоту или «муть». И больше всего «дыма» там, где «огни догнивают», т.е. тухнут, теряют силу. В этом смысле «ливни» - это поток времени, которое «тушит» старые парадигмы, концепции, политические или религиозные институты и т.п.
Обратите внимание на второе обращение к Земле:
«Сестра моя!»
Такое обращение уже больше подходит к духу по иерархии ниже космического Духа. Такой уровень в эзотерической литературе называют «планетарным духом». Это же обращение можно отнести к «земному» Маяковскому. В Евангелии у Христа есть подобные пассажи: «Я и Отец – одно», другое «Я – сын человеческий». Это может соответствовать описанию структуры личности по Фрейду, что представляет арену взаимодействия «Супер эго», «Оно - Эго» и «Бессознательного – «Ида».
«В богадельнях идущих веков,
может быть, мать мне сыщется;
бросил я ей окровавленный песнями рог».
Первая строчка, свидетельствует о глубоком понимании смены фаз истории, где в каждой фазе ценность искусства оценивается по-разному. «В богадельнях идущих веков» - это мирные периоды истории, когда значение и ценность искусства значительно возрастает.
«Может быть, мать мне сыщется» - речь идут о человеке-искусствоведе или институте искусства, кто смог бы заниматься глубоко изучением творческого наследия Маяковского.
«бросил я ей окровавленный песнями рог» - видимо речь идет о незавершенных рукописях, дневниковых записей.
Последний заключительный поэтический аккорд, лично меня пьянит своей художественной выразительностью, глубокой метафоричностью. Еще раз прочтите: 
«Квакая, скачет по полю
канава, зеленая сыщица,
нас заневолить
веревками грязных дорог».
Во-первых, легко увидеть холмистое поле, по которому «скачет» канава (овраг). Конечно, там живут лягушки, конечно там протекает ручей, а потому там трава зеленее, гуще. Овраг не бывает ровным, он извилист, как бы «рыщет» по полю. Отсюда «Зеленая сыщитца». «Канава» - символ стереотипов, штампов, психологических устоявшихся паттернов – схем поведения, культурных норм и т.п.
«Нас заневолить
Веревками грязных дорог»
Это строчка могла стать сутрой любых канонических восточных трактатов вед, буддийских текстов.  Вся философия Востока обнаружила, что земное бытие способствует обуславливанию сознания, возникновению привязанностей: «мое», «наше», «не мое» и т.п. Это создает множество дисфункций, являющимися препятствием для постижения Истины.


Рецензии