Читаю дословно

Это киноистория о двух идиотах у одного и того же советского комедиографа Л.И.Гайдая.

ПЕРВЫЙ ИДИОТ

Камео /от англ. cameo-камея/ - эпизодическое появление в постановочной роли /на киноэкране, в театральной постановке, видеоигре и т.д./ известной персоны – реальной /режиссер, актер, политик и т.д./ или являющийся, например, узнаваемым киногероем. Иногда в такой ситуации известная персона / или актер, сыгравший ее в первоначальной постановке/ приглашается, чтобы играть «самого себя». Как это и произошло в фильме «Москва слезам не верит», когда популярные артисты кино и эстрады «играли самих себя».

Понятия:объём и рамки камео постоянно расширяются и увеличиваются в лексическом и смысловом объеме, в образном смысле, без чего уже трудно вести разговор о кино. И, естественно, требуют от зрителей определенной профессиональной подготовки к восприятию художественного фильма. Вот как, например, раздвинул рамки понятия камео Л.Гайдай? Не будем обращаться к широко известным фактам камео, а остановимся только на одном пародоксальном примере.

Подчёркиваю, слово «идиот» артист А.Папанов бросил в сердцах на съемках фильма «Бриллиантовая рука» оператору и никакого прямого, буквального  отношения к самому фильму оно фактически не имеет. Сценарием комедии не было предусмотрено. Но тем не менее все-таки, благодаря счастливому случаю,другими словами,стечению обстоятельств, оно всё-таки прозвучало в советском художественном игровом фильме и было уже переадрессовано режиссером во время творческого монтажного процесса главному герою, которого играл артист А.Миронов. И при этом оно настолько органично переплелось с сюжетом и оценочной характеристикой главного героя фильма, что ни один даже самый строгий критик не усомнится в необходимости его существования в художественном фильме. Да он бы просто и не узнал об этой трансформации слова из действительности в искусство, если бы не утечка информации со съемочной площадки, которая откровенно показывает зрителям кинокухню.Точнее, как  дурят их брата-кинозрителя за их же кровные деньги.

Кто – то скажет: «Случай! Везение! Удача!» Кто-то: «Импровизация! Творчество!» А кто-то и : «Талант! Профессионализм!» Но будет прав и тот, кто однозначно резюмирует: «Камео». Слово «идиот», как и реальная известная персона из реальной жизни, тоже узнаваемо.Да еще как! Достаточно вспомнить известный роман Ф.М.Достоевского «Идиот». Не эту ли ассоциативную связь прежде всего имел в виду режиссер Л.Гайдай, когда смело шел на творческий эксперимент и вставил слово «идиот» в художественную ткань будущего фильма, не ограничивая формально свою художественную свободу жесткими рамками задуманного сценария. Эту выигрышную реальную ситуацию режиссеру подарила сама жизнь, а ему хватило профессионального умения и чувства такта.чтобы ею воспользоваться по совему прямому назначению. А кто-то бы прошел мимо этого счастливого случая. Удачи. Везения.

 Сколько вот всякого такого «мусорного идиотизма» случается на съемках,на репетициях и только Гайдай переплавил его в практическое дело, в искусство, которое вернулось в народ, но уже в форме огранки художественного произведения.
Советской классики.

«Камеология",В.Насонов, kino- teatr.ru

ВТОРОЙ ИДИОТ

Ни для кого не секрет, что для любого драматического актера, который служит в театре, кино дает широкие возможности: стать узнаваемым, популярным и любимым у миллионов зрителей. Поэтому, вполне объяснимо, как трепетно артисты относятся к киносъемкам.

Нередко бывает, когда востребованный актер становится, что называется, нарасхват. И может одновременно сниматься в нескольких картинах, лавируя между съемками. Или, едва закончив работать в одной киногруппе, уже спешит в другую.
Однажды в курьезную ситуацию попал Вячеслав Невинный. Его утвердил на роль Леонид Гайдай в картине «Не может быть!». А Невинный заканчивал снимался в другом фильме. Но, как назло, процесс затягивался.

Остался один съемочный день и нужно было снять последний эпизод, но тут в дело вмешалась еще и погода – с утра небо обложило тучами и пошел затяжной дождик. А сцена на натуре, то есть на природе. Невинный нервничал с самого утра. Приехал заранее, повторял текст роли. Вечером ему нужно было улетать к Гайдаю в Астрахань. А вся съемочная группа ждала, когда уймется дождик, потому что актеры не могли быть в кадре мокрыми.
Невинный подошел к режиссеру, объяснил ситуацию и сказал, что не может подвести астраханцев, Тем более, Гайдай по телефону сообщил, что туда уже приехали Михаил Пуговкин и Михаил Светин. Вылетают Георгий Вицин и Леонид Куравлев. Он не может подвести такую команду очень занятых артистов. Тем более, администратор уже купил ему билет на самолет и ждет в гостинице с вещами.

Режиссер его успокоил. Решили быстро соорудить над героями навес из фанеры. А администратору позвонили в гостиницу и велели ровно через час заехать за Невинным с вещами на машине, чтобы мчаться в аэропорт.

Начались съемки. Один дубль, второй, третий. Съемочная группа мужественно мокнет, а сухие Невинный с партнершей разыгрывают любовную сцену на садовой скамейке под навесом.

Вдруг на площадку прибежал радостный администратор, размахивая телеграммой. Его, тоже мокрого, естественно, к Невинному не подпустили. И он просто закричал издалека:

- Вячеслав Михайлович! Пришла срочная телеграмма! Можете не спешить! Съемка в Астрахани отменяется! Читаю дословно: «СЪЕМКА СЕГОДНЯ АСТРАХАНИ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ГАЙДАЙ» Так что вы никуда не летите! Я уже и билет успел сдать!
- Идиот! Что ты наделал? – взревел Невинный, - Это фильм, который снимает Гайдай и его название – «Не может быть!»

«Дела житейские. Знаменитые актерские байки»,Обезянообразные.Яндекс-Дзен


Рецензии