Из книги Мамина песня
В нашем регионе зимы длинные, но светлые и не только от белоснежного снега, но и от солнца. В любой даже самый пасмурный день солнышко нас балует, выглянув хотя бы на час. Зима в этом году снежная и уже до нового года во многих дворах жильцы - энтузиасты умудрились построить для детей ледяные горки из снега. Я не помню, почему сразу не устанавливали готовые конструкции металлических горок. Может, потому что была новостройка? В нашем дворе вообще никакой горки не было и желающих её построить тоже. Весь день шёл «мохнатый снег», так называет его мой пятилетний внук. Снежинки блестящие, крупные, отборные и узорчатые! Такую красоту вряд ли можно вырезать из бумаги. Они медленно оседали на землю и к вечеру за два дня выпала месячная норма осадков. В соседнем дворе я приметила небольшую ледяную горку. Снег шёл и сейчас , но более редкий.
Мой внук Саша ждал меня с работы. Я обещала покатать его на санках. Если честно, то я, возвращаясь домой, хотела отговорить его от прогулки, но он вышел встречать меня в коридор уже в валенках и свитеке, и я сдалась… Внук – это святое! Этот маленький, и на данном этапе моей жизни, самый дорогой для меня человечек - мой первый внук. «Однажды» появился в моей жизни и сумел оттяпать большую часть моего сердца, «украв» его у других домочадцев. Любые наши прогулки с ним назывались - путешествием. Я пыталась научить ребёнка запоминать округу. Путешествия с внуком были всегда очень интересными и словообильными. Мальчик сам задавал вопрос и сам же на него отвечал, поэтому я иногда даже не успевала сообразить Сколько вопросов и столько же - «однажды»!
- Однажды выпал снег. Я помню. - Сказал внук. - Он был такой лохматый. А однажды, баба, я увидел тебя и сразу полюбил крепко - крепко. - Малыш прижался ко мне и ещё крепче зацепился за руку. - Бабушка, - продолжил он, - когда я однажды родился, а ты уже жила? Живая была? - Санька тараторил не умолкая. - Бабушка, ты что, опять ушла в себя?
Он тащил сам за собой санки, постоянно оглядываясь на них, и выдергивая их наметённых сугробов.
- Что, что роднулька, моя?
- В себя опять ушла, что ли
-Нет, я просто устала и задумалась.
- Бабушка, ну ты уже живая была?
- Я, когда?
- Ну, когда я однажды родился.?
- Конечно! Ты же сам говорил, что сразу меня увидел и даже полюбить успел. Сочинил опять? - Он приостановился и задумался. - Да, нет! Я однажды, когда родился, сначала маму полюбил, а потом сразу же тебя. - Саша замолчал
- Подхалим. Сейчас просить будет что нибудь. – подумалая. Ладно, Сашок - посошок, я согласно на второе место в твоём сердце. Мы пришли. - Сказала я малышу. - Ты на этой горке будешь кататься?
- Бабушка, мне нужно посмотреть. А вдруг она сломается. Я ведь уже большой, а ещё саночки со мной.
Горка небольшая. По краям невысокие бортики и ступеньки ещё не сломанные. Саня, нахмурившись, деловито обошёл горку вокруг, таща за собой санки. Попинал по стенкам горки валенком, смёл снег со ступенек, и, оставив возле меня санки, стал карабкаться наверх.
- Ух, здоровая гора! Я был однажды здесь . А ты сказала мне, что горка маленькая!
Санька стоял на горке и был таким смешным. Филлипок из сказки и только! Валенки и клетчатое пальто великоваты, а солдатская шапка - ушанка сползла на глаза. Он пытался смести налипший снег с рукавичек, стоя наверху, и глаза его светились счастьем!
- Саша, ты не был здесь. Эту горку сделали только вчера, а мы с тобой вчера гулять не ходили.
- Нет, - заупрямился он, - я был здесь, вчера, однажды. - Уточнил он. - Зря ты мне, бабушка, не веришь. Я здесь был, - и добавил, - может во сне, однажды… Точно я здесь был!
Внук осторожно спустился с горки и опять обошёл её вокруг.
И что за присказка у него сегодня однозначная: однажды родился; однажды полюбил; однажды приходил, но во сне! Смешной маленький фантазёр!
- Бабушка Томушка, а ты меня пожалеешь? -обратился он ко мне.
- Прямо сейчас? А зачем тебя жалеть?
- Бабуля моя, - он залез обратно на горку. -Ты мне санки подай и прокатимся вместе? - он протянул руки.
- Ого! Да мой внук - трус! Саша, горка - то маленькая. Ты же сам всё проверил. Надёжная! Горки он испугался! Вырастишь большим и с бабушкой в армию пойдёшь служить?
- Не солдат я ещё. Баба, я боюсь. - Он уже чуть не плакал. - Трус я, трус! Ну, один маленький разочек! -. Всего один разочек…
Мне, конечно, страшно не хотелось залазить на горку и тем более кувыркаться в липком снегу. Но, что не сделаешь для любимого чада?
Едва мы плюхнулись на санки, они тотчас поехали, но я задела ногами бортик и мы свалились вниз. Сашка упал лицом в снег. Я испугалась и , соскочив, стала его отряхивать и торопливо вытирать лицо. В его глазах был такой испуг, что я даже растерялась, понимая что он испугался ни столько того, что упал, а холодного снега, залепившего лицо.
- Ну, что не солдат! Реветь будешь на всю улицу? Если заплачешь, сразу же пойдём домой ! -Начала я его уговаривать, продолжая сметать снег с валенок. – Подумаешь, какой -то снег! Снег - это просто холодная вода! - уговаривала я его. - Что сильно напугался? Я даже когда была девчонкой, не дружила с трусами! Что домой пойдём? Ты же хоть ещё и маленький, но - мужчина.
- Хитрая какая! Я зачем тащил санки по твоим кочкам? Тащил их, тащил! Бабушка, это я совсем немного и только первый раз испугался. Давай ещё..
- Один пойдёшь?
- Нет, пожалуйста, ещё один разочек! Бабушка, моя любимая!
- Ладно, подхалим. Только не рули в бок. Нашёл подружку! - проворчала я. - Я и не подхалимлю. Я ещё немножечко, чуточку боюсь! - Сашка радостный побежал на горку.
Я чувствовала, что мы превращаемся в снеговиков. А катание - сплошное кувыркание в снегу. Он садился на санки, брал в руки верёвку от санок и отталкивался ногами так, чтобы санки съезжали с горки, не доехав до середины. Санки падали вниз, а мы в снег. Малыш расхрабрился и стал кататься один. Бросив санки у горки, он залазил на горку и, перекатываясь с боку на бок, сползал в сугроб. Я только успевала ловить его внизу, отряхивать и проверять руки и ноги.
Мне, даже стыдно признаться, что в моём далёком детстве я не испытывала такого безмятежного веселья и счастья. А мы, когда были ребятишками, тоже катались на санках с крыш сараев и невысоких домов! Столько, было много было снега! А это намного выше этой горки.
- Здравствуйте!
Я не заметила, как к нам подошёл незнакомый мужчина.
- Здравствуйте.
Я разглядела его. Мужчина среднего возраста, бородатый, с добродушной улыбкой на лице и пронзительным взглядом голубых глаз. Прилично одетый.
- Извините, что я вас напугал. - Я наблюдаю за вами уже 20 минут. Можно мне присоединиться к вашей весёлой кампании? Можно я покатаюсь с вашим замечательным сыном?
- Не сыном, а внуком. - Во мне заговорила бабушка. - А вам вашей дублёнки не жалко? Вон, какая дорогущая!
. Мужчина среднего возраста, бородатый, с добродушной улыбкой на лице и пронзительным взглядом голубых глаз ,Прилично одетый. .
- Дублёнку, нет, не жалко. Заработаем ещё и купим новую. За всё надо платить, а за удовольствие вдвойе! Внук, у тебя замечательная бабушка! - обратился он к Саше. - Ну, разрешите! У вас так весело! Вы такие снежные! - Сказал он, широко, улыбаясь.
- Белые и пушистые! - Огрызнулась я. Саша встал рядом со мной.
- Дяденька, моя бабушка не разрешает мне с чужими дядями кататься. Саша крепко прижался ко мне , обняв меня за ногу.
- Молодец! Защитник! Как тебя звать, бабушкин внук? Да и не чужой я
вовсе. Сосед, можно сказать. Вон в том доме живу. - Он показал рукой на дом напротив горки. Неужели я такой страшный? Бабушка, скажите пожалуйста, как звать вашего внука?
Саша молчал, глядя настороженно исподлобья
- Я сам. Саня я! - осмелев, мальчик протянул ему руку. - Бабушка, пусть катается с нами, можно? Места всем хватит. Бабушка, ты только не разговаривай с чужими дядями!
- Строгий мужчина! - улыбнулся мужчина. - И очень серьёзный!
- И ревнивый! - ответила я. -Катайтесь уже, только прошу осторожно.
Мужчина, подхватив санки, а заодно и моего внука, скользя подошвами дорогих ботинок, полез на горку.
- Ну, что пацан, садись и держись крепче! - А вы, молодая бабушка ,поддайте нам скорости.
- Что поддать? - растерялась я.
- Скорости! Просто толкните меня в спину.
- Это я сделаю с большим удовольствием! Толкнуть мужчину в спину? Когда ещё такой случай представится! - съязвила я.
Мой любимый внук и этот новоявленный сосед, похоже, забыли, что я есть. Они просто играли. Специально сваливаясь в снег и придумывая всё новые «кульбиты».Что мне оставалась? Толкать мужчину в спину для скорости и бегать вокруг их? Смешно, но я бегала и квохтала, как озабоченная курица, боясь за внука.
С моим внуком катался с горки его ровесник, беззаботный и по - детски азартный. В глазах мужчины было столько неподдельной « детской» радости, что я вдруг подумала: « Вот так однажды бес втыкается в ребро мужчины!»
- Вы не устали? Смотрите, люди свет зажгли. Поздно уже, да и я устала. Саша, на сегодня хватит. Пойдёмте домой.
Удивительно, но внук не возразил.
- Я тоже притомился, однажды. - вздохнул Санёк.
- Какой послушный мальчик, не узнаю! - удивилась я. - Устал, наконец – то!
Пальто обледенело от растаявшего снега, а валенки вообще покрылись сплошной снежной коркой. Я пыталась хоть чуть - чуть и хоть что - то соскаблить с одежды.
- Сашка, ты такой обледенелый и мокрый!
- Не мокрый, а снежный! - возразил мальчик.
Мужчина тоже пытался очистить дублёнку.
- Ну вот, я вас предупреждала. - Сказала я ему. - Как мальчишка, ей Богу.
- Вы мне не поверите, но я давно не был так счастлив. - Ответил он. - Давайте я вас провожу. Вы же с нами устали. А где вы живёте?
- В соседнем дворе. - Ответила я.
В разговор вмешался Саша.
- А ты повезёшь мою бабушку Томушку на санках со мной вместе. Сам сказал, что бабушка с нами устала. Мы с ней после работы гуляем.
- А ты, парень, оказывается хитрец. Может, сам свою бабулю повезёшь?
- Вот ты, дяденька, сам к нам пришёл, однажды, и я от тебя устал. Я даже сам идти больше не могу. - Он вздохнул. - Хоть валенки снимай!
- Саша, ты почему грубишь? Успокойся. Спасибо вам, но мы сами дойдём. Извините. - Прервала я их спор
- Ну, философ! Ну и дипломат! - расхохотался мужчина. - Ты, смотри какой смелый пострелёнок! Сам идти не хочет, но ещё и бабушке льготу на проезд даёт! Садитесь, господа снеговики. Да садитесь вы, не бойтесь, - ещё раз повторил мужчина, деловито наматывая верёвку от санок на руку.
- Вы с ума сошли! Вам же тяжело будет по такому рыхлому снегу. А если кто увидит? - Спросила я мужчину.
- Ну и пусть видят… Вы, что верите в такую чепуху? Мы же с вами про себя всё знаем. Пусть завидуют! Правда, Сашок! Любишь кататься, люби и саночки возить. - Мужчина так внимательно на меня посмотрел, что я невольно отвела взгляд.
- Бабушка, почему тебя надо, как маленькую, уговаривать? Поехали домой, а то у меня шапка вспотела. Я устал.
- Во, во устами младенца… - Усмехнулся «сосед». - А как ты думаешь, Саша, я вас довезу?
- Да везите, дядя, уже. Я ведь совсем устал.
- Хорошо, но взялся за гуж… - сказала я , усаживаясь в санки и посадив на руки внука. - Где наша не пропадала! Везите, сколько сможете. Лучше до арки и
Я видела, как ему было тяжело тащить санки с «бесценным грузом» примерно сто метров. Снег летел ему прямо в лицо, но мужчина, ни разу не обернулся. Возле арки мы стали прощаться. С мальчиком они попрощались по - мужски, как и при встрече, пожав протянутую друг другу руку. А нам обоим он сказал на прощание, улыбаясь:
- До свидания, бабушка Томушка и Сашенька. Вам Томушка можно позавидовать у вас чудесный и смелый малыш. Саша, твоя бабушка - замечательная женщина. Слушайся её и береги, ладно? - сказал он на прощание. - Я надеюсь, что мы ещё встретимся. Саша, как ты думаешь?
- Не знаю. - Устало ответил Саша. Может, однажды, и соберёмся. Бабушка, пошли скорей домой. Пока.
Мужчина наклонился и, с грустью в голосе мне прошептал на ухо:
- Внук вас очень сильно любит, а я ему очень сильно завидую! До свидания.
Я так и не спросила его имени.
- Бабушка, я писать хочу. Пошли быстрее.
Подойдя к подъезду, я оглянулась. Мужчина стоял в арке и держал руку под козырёк.
Мне показалось, что от усталости мы с внуком не зашли, а вползли в подъезд. Раздеть ребёнка у меня уже не было сил. Мы принесли, наверное, целый сугроб снега. Сашино клетчатое пальтишко плохо обметалось, а валенки обледенели. Муж их просто бил друг об друга. Мои были не лучше. Вещи потом два дня сушились на батарее.
За ужином, этот маленький человечек, почти засыпая, вдруг встрепенулся и выдал потрясающую фразу:
- Дед, если ты не будешь ходить с нами кататься на горку, то с нами будет кататься другой дедушка с бородой. А однажды, он полюбит мою бабушку, как я её полюбил однажды, когда только родился.
От неожиданности я чуть не выронила ложечку, которой помешивала чай в стакане. Этот маленький «эксплуататор» выдал то, о чём я хотела промолчать Каким он оказался наблюдательным и хитрым! Кто бы мог подумать?
- А с этого места, подробнее… Что ты, Сашенька, сказал? Какой такой дедушка? Расскажи мне, пожалуйста, внучок. - Муж прижал мальчика к себе.
- Дяденька с нами был на горке. Он ещё совсем не старый. Он как ты, но только с бородой . Сосед. Ходит в красивой дублёнке и любит возить на санках женщин и детей, Снегу много, а он катает! С горки всё время падал и падал.. Прямо в снег.
- Он, что пьяный был?
- Нет. Он смелый и весёлый.
- Вот и отпускай вас с бабушкой гулять. Твоя бабушка любого уговорит санки возить. - улыбнулся муж.
- Нет, дед, это он бабушку уговаривал. Я видел, однажды. Дед, я устал и спать хочу.
- Ладно, пойдём. Я тебя сам спать уложу. А ты мне по секрету, Санек, ещё что - нибудь интересное про нашу любимую бабушку расскажешь?
- Хитрый ты, дед. Бабушка, моя любимая, ты не переживай, потому что я скоро вырасту и куплю тебе санки с роботом. Дед твой будет совсем старенький и не сможет тебя покатать, однажды. - Он подошёл ко мне, и мы обнялись. Взял дедушку за руку. - Дед, пошли пока мои ножки сами ходят, а лучше возьми меня на ручки. Ты же по мне соскучился? Они ушли в спальню.
Вот такая история случилась со мной однажды, то есть всего один раз в жизни. Мне было всего 45 лет.У меня был первый внук! Я была счастлива! Однажды…
Свидетельство о публикации №221080501051
Наталья
Наталья Мезенцева Тайна 18.12.2022 19:01 Заявить о нарушении