Память в картинах

  На днях я посетил персональную выставку картин моей хорошей знакомой Ирины Щербиной. В 2018 году она, в составе международной группы, совершила фантастическое путешествие на Тибет, к священной буддистской горе Кайлас, она же Кайлаш (между прочим, маршрут был на высоте более 5 тысяч метров над уровнем моря!). Конечно, в наше пандемическое время наиболее фантастически звучит то, что люди из разных стран прилетели в Китай, оттуда двинулись в Тибет, к самой границе с Индией, и всё это без каких-либо масок, даже кислородных!
  Под впечатлением от увиденного, Ирина написала и продолжает писать много разных картин: о Тибете, о горе Кайлас, о своих впечатлениях, и так далее – в стилях от реализма до символизма.
  И я понял: пока какое-либо событие не запечатлено на картине, память о нем весьма кратковременна. Ведь я и раньше знал, что Ира ходила на Тибет, и чего-то там видела, и вроде как есть фотографии и даже рисунки – но пока не посмотрел её картины, это прочно в моем сознании не отложилось.
  Тут я призадумался и понял, что именно художники позволяют сохранить человечеству память о минувших событиях. Не газетные статьи, не мемы в интернете и даже не книги и фильмы, а именно живописные полотна. Почему-то недоверие и отторжение у народа вызывают строгие научные исследования, а вот написанная с эмоциями и от души картина запоминается, сколько бы неточностей она не содержала.
  Взять к примеру Куликовскую битву, состоявшуюся в 1380 году. Несмотря на всю важность этого сражения, никто из современников ничего конкретного об этих событиях не запомнил, да так наглухо, что до сих пор ученые точно не могут найти то место, где битва проходила. А вот когда в 1943 году художник Михаил Авилов написал картину «Поединок Пересвета с Челубеем», то Куликовская битва сразу стала одним из любимых народом событий нашей истории. Хотя ученые и нудят, что такого поединка вовсе не было, и приводят какие-то аргументы и факты. Но кто же их будет слушать! А часть населения вообще считает, что Пересвет бился с Кочубеем, в чём даже я сомневаюсь, так как самый ранний из известных Кочубеев, генеральный писарь Войска Запорожского Василий Кочубей жил лет на 300 позже Куликовской битвы. Однако поиск в гугле на равных выдает поединок Пересвета и с Челубеем, и с Кочубеем.
  А Александр Ярославич Невский, прозванный так за победу на Чудском озере, где он отправил под лёд злых крестоносцев! Вы не находите здесь нарушения внутренней логики? Где Чудское озеро и где Нева? А виноват Александр Серов, который в 1942 году написал картину «Ледовое побоище», а «Невское побоище» не написал. Так вот, Невским юный Александр стал после того, как в 1240 году 19-летним пацаном с небольшой личной дружиной, без разрешения папаши-князя, в лихом бою разбил отряд шведов, с подозрительными целями высадившийся на берегу реки Невы (и да, часть  врагов была сброшена в воду). А в 1242 году была битва с крестоносцами ливонского ордена, в которой войско под управлением князя Александра одержало победу, вот только льда там на озере уже не было, весна всё-таки…
  Стоит обратить внимание на то, в какие годы были написаны эти замечательные полотна. Шла Великая отечественная война, стране срочно нужны были исторические герои и победы. Не ученых же слушать…
  Оно конечно, мало написать картину, которая запомнится людям, надо еще дать ей понятное и не противоречащее сюжету название. Например, «Переход Суворова через Альпы» или «Последний день Помпеи». Вот тогда люди точно запомнят, что к чему.
  А то одно важное событие на знаменитой картине запечатлено, а из-за сомнительного её названия с реальной мировой катастрофой не ассоциируется. Ну, помните, 1883 год, небо на многие месяцы затянуто дымом, разом погибло 26 тысяч человек, разрушено более 300 населенных пунктов. Не вспомнили? Из-за отсутствия солнечного света тогда случился страшный неурожай в Европе и Азии, умерли от голода десятки тысяч людей. Ни о чем не напоминает? Как раз тогда еще, спасаясь от голода, огромное количество ирландцев уехало в США, где засухи не было, зато были проливные дожди. Тоже без понятия? Ну, весь год тогда небо из-за частиц пепла было ярко-красного цвета! Вот теперь вы вспомнили, всё точно, как на картине норвежского художника Эдварда Мунка «Крик». Той самой, про которую в известной рекламе сказано: «А почему тогда он кричит: «Спазм?!» Так вот, по мнению Мунка, кричит вовсе не изображенный персонаж, а «как кровь и языки огня висят тучи …я услышал ужасный, нескончаемый крик природы!» То есть гражданин на переднем плане картины, спасаясь от крика окружающей среды, просто закрывает себе уши. Ну, и рот открыл, бывший артиллерист, видимо… А причина всего этого глобального безобразия – катастрофическое извержение вулкана Кракатау в Индонезии. В общем, не заморочился Мунк с подробным названием картины, и про взорвавшийся вулкан никто не помнит.
  Так что не стоит удивляться тому, что до последнего времени была напрочь забыта грозная эпидемия «испанки», унесшая всего сто лет назад миллионы жизней на планете. Нет картин – нет воспоминаний. Как это сейчас говорят: «Не запостил – значит не было!» Так и занимающая сейчас все первые строчки новостей пандемия ковида когда-нибудь канет в Лету (эх, поскорее бы!). Если, конечно, какой-нибудь особо впечатлительный художник не напишет эпическое полотно: «Блогер N, в реанимации чихающий на прививочную кампанию».

Август 2021


Рецензии