Мои первые книжки

Какая-то подмена понятий, девальвация... вундеркиндами считать детей самых обыкновенных, а в чем-то и отстающих от нормального развития. Нормы видимо изменились, если это считать за чудо-детей.

 
  их отец заявил что в таком возрасте естественно дети даже вундеркинды не смогут понять Преступления и наказания и тем более Войны и мира. Поэтому литературы в их программе и сдаче ЕГЭ - не было.
Да, но...Итак, поехали.
 
1) Я самостоятельно записалась в библиотеку -в 7 лет.
Услышала двух старшеклассниц, которые шли "записаться в библиотеку" - и увязалась за ними. В районной б-ке мне сказали, что это "для взрослых", а есть школьная библиотека, девочка.
Уже не знаю, но наверное мой расстроенный вид, шла, предвкушала...-ну ладно, запиши её! И меня записали. И выдали книжку:

А.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке.
серия Мои первые книжки.

 
Я помню -на всю жизнь запомнила! -чудо открытия Пушкина! В 7 лет уже бойко читала.
 
2) Какой была программа по Родной речи - отдельный вопрос, но плохо это помню.
Хорошо ярко запомнила уроки за 3 класс, которые очень интересно вела учительница уже в городской школе.

 
3) Но в городе я пошла в школу во 2 класс, после 2-х лет обучения в сельской местности(0-й,1-й).
Осенью в класс пришли две библиотекарши из школьной б-ки и расставили яркие книжки на изгибе Доски. И записали всех. Раздали по книжке.
Мне досталась:

Аркадий Гайдар. Голубая чашка.

На следующий день я пришла с этой книжечкой тоже тоненькой, серии Мои первые книжки - в школьную б-ку.
Библиотекарша очень удивилась моему робкому протягиванию книжки с словами:"Я уже прочла. Можно ещё книжку?"
Она спросила, чтобы я перессказала книжку.
Я начала перессказывать, она оборвала меня и торжественно(как сейчас помню)сказала:

"Я принесу тебе сейчас САМУЮ ЛУЧШУЮ КНИЖКУ!"

 
Я очень долго ждала. Всё думала:какая же это книжка -самая лучшая!
Наконец она вышла из другой комнаты("фонды")с большой книгой альбомного типа, с твердой обложкой.

Сергей Михалков. Стихи для детей.

С картинками.
Как ни странно, но самая лучшая книжка - мне не слишком понравилась. С тех пор я(вдруг подумалось, что именно с тех пор)всегда выбирала книги сама.

Однако прочла все стихи(а то вдруг снова спросит рассказать).

 
4)С тех пор(сборника С.Михалкова) -я не прекращала посещать школьную б-ку, а кроме того записалась в районную детскую б-ку.
 
кстати слова Автор - я тогда и не знала, в отличие от вундеркиндов семьи. Т.,которые авторОв - не запоминают и на имя Пушкина не откликаются.
 
Что же я помню из прочитанного - строго до 9 лет?!

Не так уж и мало.
 
5) Я помню околдовавшее меня состояние изумления - когда я принесла из районной дет. б-ки и устроилась читать при свече(электричество отключили, а ждать не было терпения пока включат)старую потрепанную книгу очень давнего года выпуска:

Ганс-Христиан Андерсен. Сказки.
 
Свеча добавила, конечно, сказочности атмосферы. Но не знать в 8 лет сказок Андерсена?! Это нонсенс. И считаться при сем - индиго:))
 
Я была совершенно ошарашена - попав в Сказки Андерсена! ерунда ваш Гарри Потер.

А еще показывали экранизации - я выучила то слово.
А посмотрев - в библиотеку! Это было нормальным. Многие тогда дети и студенты - посмотрев фильм - стремились в библиотеку, часто выстраивалась очередь. А если был спрос - то книга исчезала из фондов навсегда.
Так уже нельзя было(когда мы были уже старше) достать Мастера и Маргариту и прочее "престижное".

Но я за престижем не гонялась и просто поглощала книги какие были доступны.

 
  назову что вспомню навскидку.
2 класс.
Пушкин. все сказки.
3 класс
Русские сказки.
Пушкин. стихи.
Повести для детей- А.Лиханов, А.Алексин, В.Тендряков, В.Губарев - многие из журналов кипами в школ. б-ке за прошлые годы.
почти всё перелистала.
из самого ярого

Елена Ильина Четвертая высота. О Гуле Королевой.
3 класс. мне 8-9 лет.
Любовь Комодемьянская. Повесть о Зое и Шуре.
тогда же.

 
3 класс читала уже запоем.
ЗАПОЕМ.
 
Гуля Королева и Зоя Космодемьянская - герои моего раннего детства, мне больно, что имя Зои ныне трепают враги.

 
Из Альберта Лиханова особенно запомнила много раз перечитав:

"Магазин ненаглядных пособий" повесть в журнале. недавно вспоминаа, перечитать бы.

 
Из В.Тендрякова
повесть "Весенние перевёртыши"
это все для детей и подростков!
Только недавно я прочла почти всего Тендрякова уже в интернете. его глубокие произведения для взрослых, но если бы не было детских впечатлений, то...это было бы возможно не так волнительно-как встреча с детством.

 
Лиханов, Тендряков - не буду врать были уже в 4 классе, но мне было ещё 9 лет.
В 4 же классе помню такие книги, которые я прочла

Гектор Мало. Без семьи.
повесть не совсем для детей-адаптация.уточнить. это известная вещь.

 
В 3 классе помню Сказки братьев Гримм и Шарля Перро и лично рассказывала Золушку у доски.

А Спящая красавица Ш.Перро-изумительная книжка с иллюстрациями и мой стыдный на всю жизнь ПРОСТУПОК(кража денежки из карманов дома на её покупку).

 
я не могу поверить в то что дети-вундеркинды которых принимает МГУ! - не знают ни Шарля Перро, ни братьев Гримм, ни Андерсена, ни Пушкина, ни ...
Алиса в интервью сказала. что её любимый герой мультов - это Лунтик.
я не знаю кто это Лунтик -но подозреваю, что планка для не то чтобы вундеркинда, но НОРМАЛЬНОГО ребенка - низковатая...

 
и если уж о мультфильмах, то вот мой список мультиков к 9 годам:
Сказки Пушкина
Сказки Андерсена(Снежная королева, Дюймовочка, Дикие лебеди, и тд)
Сказки Аксакова(Аленький цветочек)
Сказки разные(русские,пр)
Повести для детей
как-то Е.Велтистов.Электроник(и экранизация Прикл.Электроника пересмотренные несчетно на всех каникулах).

Сказки Губарева
Сказки бр. Гримм(экранизации-Золотой гусь, Госпожа Метелица и др)
Экранизации Золушки по Ш. Перро - старая Золушка Я.Жеймо, Три орешка для Золушки

 
Ничего необычайного в моей начитанности не было - хотя всегда это нечасто. Но воспринимается или воспринималось - как норма. Как то, что должно быть. Хотя и нет поголовно такой начитанности. Но это не выставлялось как рекорд и чтобы показывали по телевизору.

 
А я читала не только худож. лит.
В 4 кл.взяла книжу довольно толстую
Б.Покровский Беседы об опере.
и прочла!Первое мое знакомство с оперой, классической музыкой.
 

Из прочитанного же могу вспомнить

Электроника Велтистова, но лучше запомнилось
Елена Верейская. Таня-революционерка.

искала по всему инету недавно. не могла вспомнить названия но содержание помню детально. На обложке французская гувернантка Рене, приехавшая в Россию и принимавшая участие в револ. движении.
агитки, конечно. Но ребенком мне казалось всё это необычайным, другой мир.
 
о революции и войне много прочла. школьная библиотека...

 
О пионерах-героях кучу полу-забытых книжек.
Молодую гвардию в 7 классе прочла но до неё много книжек, ни имен, ни содержания не помню, но что о пионерах-героях войны.
А также вообще о детях 30-х, не только гуля Королева.

кучу адаптаций

Новый Гулливер-старый фильм 30-х
потом прочла адаптир версию Гулливера Свифта а вот полную версию всё не соберусь, а актуально!!

 
В 4 и 5 классе читала ПСС Жюля Верна-неизвестно сохранившаяся в растасканных фондах и судя по всему ни разу не читанное никем.

 
хочу пересмотреть свои учебники (в интернете)и программу что же мы читали по программе, вот это помню хуже.
 
Вспомнила.
Пантелеев. мальчик который стоял на посту...название?
про Блокаду. Катя.
Гайдар. весь.
 
да.а вот Библии не читали.
и мне сейчас тяжело воспринимать всё это-хотя уже ясно что наше воспитание тоже было односторонним ангажированным и пр.

 
тот мир что выше припоминаю-уже рухнул в сущности.
а что на это место пришло-пустота.
вундеркинды с сданными егэ не обременяющие себя даже для приличия хоть именами авторОв.

Зера Черкесова  04.08.2021

----------------------


Рецензии