Судьба картины Наумова Белинский перед смертью
Алексей Аввакумович Наумов (1840—1895) — русский жанровый живописец, выпускник Академии художеств. Создал более пятидесяти картин, которые находятся во многих российских музеях. Самые известные среди них - "Белинский перед смертью", написанная в начале 1884 года, и "Дуэль Пушкина", написанная позже. Сюжет обеих картин художнику подсказал его друг, крестьянский поэт Спиридон Дмитриевич Дрожжин.
У картины "Дуэль Пушкина" была счастливая судьба. Она сразу стала популярной, а имя художника широко известным.
Картина Наумова "Белинский перед смертью" претерпела "многия несчастия". Её появлению был рад лишь Спиридон Дмитриевич Дрожжин.
Центральное место в картине занимает изображение русского литературного критика Виссариона Григорьевича Белинского. Белинский всю свою жизнь находился в центре внимания полиции из-за своей неблагонадёжности. В 1832 году по представлению Третьего отделения он был исключён из Московского Университета (формально за "болезненное состояние", а фактически "за вредный ход мыслей"). Его имя было внесено в картотеку Третьего отделения.
В течение многих лет имя Белинского было под запретом и о самом Белинском упоминали лишь намёками и иносказаниями, например, "критик гоголевского периода", "автор статей о Пушкине", "сотрудник "Современника", "покойный русский критик" и т.д. Произведения Белинского до 1856 г. не переиздавались, а позднее не допускались в общественные библиотеки и исключались из школьных программ.
Сюжетом картины стал вызов Белинского в III Отделение.
В просторной комнате/кабинете на диване у стены полусидит измождённый и усталый от болезни В.Г. Белинский. Возле дивана расположились Некрасов и Панаев, пришедшие его навестить. Их общение нарушила жена Белинского Мария Васильевна с сообщением о приходе жандарма, который принёс Белинскому повестку с вызовом в III отделение. Присутствующие оглянулись на Марию Васильевну, а Белинский даже привстал с подушек. Лишь дочка Оленька продолжала безмятежно играть в куклы.
Некрасов, бывший свидетелем прихода жандарма к Белинскому, рассказывал об этом эпизоде издателю и библиографу П.А. Ефремову:
"Вы представить себе не можете, какое было тогда время. Нам [Некрасову и Панаеву] пришлось как раз сидеть у смертельно больного Белинского, когда к нему принесли письмо от Попова [старший чиновник III отделения], и послан¬ный, когда ему сказали, что Белинский болен, для того, чтобы удостовериться в этом, сам заглянул в комнату. Потом дважды в день приходилось сообщать о состоянии здоровья Белинского".
Тургенев в "Воспоминаниях о Белинском" ("Вестник Европы", 1869) горестно вздыхал: "...какие беды ожидали его, если б он остался жив! Известно, что полиция ежедневно справлялась о состоянии его здоровья, о ходе его агонии... От тяжких испытаний избавила его смерть".
Тургенев был прозорлив. После смерти Белинского управляющий III отделением Дубельт с чувством сказал: "Рано ушел. Мы бы его сгноили в крепости!"
Жена Белинского Мария Васильевна рассказывала родственнику Д.П. Иванову, как "в последние часы жизни Белинского к нему в квартиру ночью явился адъютант генерала Дубельта... Умирающий Белинский был уже в бреду и без сознания; завидя гостей, он приподнялся в постели и стал говорить "речь к народу" ... Эта речь, произнесённая в бреду и почти в предсмертной агонии, была так жгуча и увлекательна, как никогда... Она и 4-х летняя дочь стояли у кровати... Бледен и молчалив был жандармский офицер... "Маша! растолкуй им —они не понимают!.." — проговорил умирающий, указывая на жандармов... "
Событие, изображённое на картине, случилось 27 марта 1848 года. Пришедшие с визитом друзья знали, что дни "неистового Виссариона" сочтены, но не предполагали, что это произойдёт уже через пару месяцев.
Создавая картину, художник Наумов не ставил перед собой задачу создать портреты Белинского и его соратников, он хотел показать семейный быт и обстановку, в которой смертельно больной Белинский проводил свои последние дни: кабинет с диваном, стеллаж с книгами, связки журналов, книжный шкаф, бюст Пушкина, письменный стол, портреты на стене.
Лицо Белинского сходно с его прижизненным портретом работы Кирилла Горбунова и показано в том же ракурсе.
Некрасов на картине выглядит постаревшим, хотя в год смерти Белинского ему не исполнилось и 27 лет. Художник пошёл на "состаривание" специально для того, чтобы поэт был легко узнаваемым. Лица Панаева и Марии Васильевны даны фантазийно, так как Наумов не знал, как они выглядели.
Наумов хотел экспонировать законченную картину на выставке, организуемой Академией Художеств, и продать. Ему ответили отказом, но добавили, что возьмут работу, если он уберёт (замажет) фигуру жандарма.
Художник хотел выставить картину на выставке передвижников, но и-за полицейского запрета на экспонирование её не взяли. Наумов обратился в Петербургский цензурный комитет с просьбой о разрешении воспроизвести картину в печати, но цензурный комитет отказал. Наумов подал жалобу в Главное управление по делам печати. Жалобу оставили без внимания.
Неудачей закончились попытка продать картину в частном порядке. В январе 1884 года художник П.П. Чистяков написал письмо П.М. Третьякову с просьбой приобрести картину Наумова для галереи. Павел Михайлович обещал съездить в Петербург и лично взглянуть на картину, чтобы понять, почему о ней ходят слухи. Но что-то пошло не так, и картина осталась у художника.
Через семь лет (декабрь 1890) цензурный комитет разрешил выполнить с картины фототипию (отпечаток), но только если она будет изменена.
Художник изменил правую часть картины: закрасил фигуры жандарма и прислуги и "закрыл" дверь в прихожую. Учёный и популяризатор фотографии А.К. Ержемский сфотографировал картину, и с фотографии была изготовлена фототипия. Сохранился лишь один экземпляр фототипии, хранящийся в фондах музея Института русской литературы.
Цензура добилась своего – картина стала безвредной, но с пустой правой частью стало непонятно, что такое сказала жена Белинского, если трое мужчин разом повернули к ней головы?
Изменённый вариант картины Наумов хотел пристроить уже на любую выставку для дальнейшей продажи, к этому его толкала острая нужда. Наумов снова обратился в "альма-матер", и Академия художеств выставила "Белинского ..." вместе с другой картиной Наумова ("В отставке").
О том, что экспонируется переписанный вариант, сразу же стало общеизвестно, но одни газеты сохраняли упорное молчание, другие дружно критиковали.
П.П. Гнедич в "С.-Петербургских ведомостях" плеснул в сторону картины порцию ядовитой слюны: на картине, мол, изображена убогая, мещанская обстановка, ребёнок одет неопрятно, у жены Белинского "тупое, ничего не значащее лицо" и вообще "написана вся картина очень плохо".
Картина с закрашенным правым краем потеряла свою остроту и никого не заинтересовала, покупателя на неё не нашлось, тогда художник восстановил её первоначальный вид.
После смерти художника (28 октября 1895 года) его родные и друзья устроили памятную выставку из 13-ти его картин, среди которых присутствовала и картина "Белинский перед смертью". Желающих приобрести картину не нашлось, хотя к ней была прикреплена заметная пометка "продаётся". Охотнее покупались фотографии картины.
В 1900 году многострадальная картина была приобретена князем В.В. Барятинским, публицистом, драматургом, писателем и редактором-издателем прогрессивной, но недолго просуществовавшей газеты "Северный курьер".
В газете "Новости дня" появилось сообщение о покупке, сопровождаемое циничным примечанием: "Повесить Белинского в ознаменование первой годовщины" [нового тысячелетия].
В конце января 1925 года картина была приобретена ленинградским Музеем революции у частного владельца К.А. Кинберга.
В 1952 году картина была передана во Всесоюзный музей имени А.С. Пушкина, а позже она переехала на постоянное местожительства в мемориальную квартиру-музей Н.А. Некрасова.
Копии картины находятся в музее Института русской литературы, в Ярославской усадьбе-музее в Карабихе и других музеях.
Иллюстрация - слева картина "Белинский перед смертью", справа художник А.А. Наумов.
Свидетельство о публикации №221080501533
Леввер 06.08.2021 11:23 Заявить о нарушении