Судьба картины Наумова Белинский перед смертью

У картин, как и у людей, бывает своя судьба, у некоторых счастливая, у некоторых нет. У картины А.А. Наумова "Белинский перед смертью" судьба как раз несчастливая. Причина этому – её сюжет.

Алексей Аввакумович Наумов (1840—1895) — русский жанровый живописец, выпускник Академии художеств. Создал более пятидесяти картин, которые находятся во многих российских музеях. Самые известные среди них -  "Белинский перед смертью", написанная в начале 1884 года, и  "Дуэль Пушкина", написанная позже.  Сюжет обеих картин художнику  подсказал его друг, крестьянский поэт Спиридон Дмитриевич Дрожжин.

У картины "Дуэль Пушкина" была счастливая судьба. Она сразу стала  популярной, а  имя художника широко известным.

Картина Наумова  "Белинский перед смертью"  претерпела "многия несчастия". Её появлению был рад лишь Спиридон Дмитриевич Дрожжин.

Центральное место в картине занимает  изображение русского литературного критика Виссариона Григорьевича Белинского.   Белинский всю свою жизнь находился в центре внимания полиции из-за своей неблагонадёжности. В 1832 году по представлению Третьего отделения он был исключён из Московского Университета (формально за "болезненное состояние", а фактически "за вредный ход мыслей"). Его имя было внесено в картотеку Третьего отделения.

В течение многих лет имя Белинского было под запретом и о самом Белинском упоминали лишь намёками и иносказаниями, например, "критик гоголевского периода", "автор статей о Пушкине", "сотрудник "Современника", "покойный русский критик" и т.д.  Произведения Белинского до 1856 г. не переиздавались, а позднее не допускались в общественные библиотеки и исключались из школьных программ.

Сюжетом картины стал вызов Белинского в III Отделение.

В просторной комнате/кабинете  на диване у стены  полусидит измождённый и усталый от болезни В.Г. Белинский. Возле дивана  расположились  Некрасов и Панаев,  пришедшие его навестить.  Их общение нарушила жена Белинского Мария Васильевна с сообщением о  приходе жандарма, который принёс  Белинскому повестку с вызовом  в III отделение.  Присутствующие оглянулись на Марию Васильевну, а Белинский даже привстал с подушек. Лишь дочка Оленька продолжала безмятежно играть в куклы.

Некрасов, бывший свидетелем прихода жандарма к Белинскому, рассказывал   об этом эпизоде издателю и библиографу П.А. Ефремову:

"Вы представить себе не можете, какое было тогда время. Нам [Некрасову и Панаеву]  пришлось как раз сидеть у смертельно больного Белинского,  когда к нему принесли письмо от Попова [старший чиновник III отделения], и послан¬ный, когда ему сказали, что Белинский болен, для того, чтобы удостовериться в этом, сам заглянул в комнату. Потом дважды в день приходилось сообщать о состоянии здоровья Белинского".

Тургенев в "Воспоминаниях о Белинском" ("Вестник Европы", 1869)  горестно вздыхал: "...какие беды ожидали его, если б он остался жив! Известно, что полиция ежедневно справлялась о состоянии его здоровья, о ходе его агонии... От тяжких испытаний избавила его смерть".

Тургенев был прозорлив. После смерти Белинского управляющий III отделением Дубельт с чувством  сказал: "Рано ушел. Мы бы его сгноили в крепости!"

Жена Белинского Мария Васильевна рассказывала родственнику Д.П. Иванову,  как "в последние часы жизни Белинского к нему в квартиру  ночью явился адъютант генерала Дубельта... Умирающий Белинский был уже в бреду и без сознания; завидя гостей, он приподнялся в постели и стал говорить "речь к народу" ... Эта речь, произнесённая  в бреду и почти в предсмертной агонии, была так жгуча и увлекательна, как никогда... Она и 4-х летняя дочь стояли у кровати... Бледен и молчалив был жандармский офицер... "Маша! растолкуй им —они не понимают!.." — проговорил умирающий, указывая на жандармов... "

Событие, изображённое на картине, случилось 27 марта 1848 года. Пришедшие с визитом друзья   знали, что дни "неистового Виссариона" сочтены, но не предполагали, что это произойдёт уже через пару месяцев. 

Создавая картину, художник Наумов  не ставил перед собой задачу  создать  портреты  Белинского и его соратников,  он хотел показать  семейный быт и обстановку,  в которой смертельно больной Белинский проводил свои последние  дни: кабинет с диваном, стеллаж с книгами, связки  журналов, книжный шкаф,   бюст Пушкина, письменный стол, портреты на стене.

Лицо Белинского сходно с его прижизненным портретом работы  Кирилла Горбунова и показано в том же ракурсе.

Некрасов на картине выглядит постаревшим,  хотя   в год смерти Белинского ему не исполнилось и 27 лет.  Художник пошёл на "состаривание" специально для того, чтобы поэт был легко узнаваемым. Лица Панаева и Марии Васильевны даны фантазийно, так как Наумов не знал, как они выглядели.

Наумов хотел экспонировать законченную картину на выставке,  организуемой Академией Художеств,  и продать.  Ему ответили отказом, но  добавили, что возьмут работу,   если он уберёт (замажет) фигуру жандарма. 

Художник хотел выставить картину на выставке передвижников,  но и-за полицейского запрета на экспонирование её не взяли. Наумов  обратился в Петербургский цензурный комитет с просьбой о разрешении воспроизвести картину в печати, но цензурный комитет отказал. Наумов подал  жалобу  в Главное управление по делам печати. Жалобу оставили без внимания.

Неудачей закончились попытка продать картину в частном порядке. В январе  1884 года художник П.П. Чистяков  написал письмо П.М. Третьякову с просьбой приобрести картину Наумова  для галереи.   Павел Михайлович обещал   съездить в Петербург и лично взглянуть на картину, чтобы понять, почему о ней ходят слухи. Но что-то пошло не так, и картина осталась у художника.

Через семь лет (декабрь 1890) цензурный комитет разрешил  выполнить с картины фототипию  (отпечаток), но только если она будет изменена.   

Художник изменил правую часть картины:  закрасил фигуры жандарма и прислуги и "закрыл" дверь в прихожую.  Учёный и популяризатор фотографии А.К. Ержемский сфотографировал картину, и  с фотографии была изготовлена фототипия.  Сохранился лишь один экземпляр фототипии, хранящийся в фондах музея Института русской литературы.

Цензура добилась своего – картина стала безвредной, но  с пустой правой частью стало непонятно, что такое сказала жена Белинского, если трое мужчин разом повернули к ней головы?

Изменённый вариант картины Наумов хотел пристроить уже на любую выставку для дальнейшей продажи, к  этому  его толкала  острая нужда.  Наумов снова обратился  в "альма-матер", и Академия  художеств выставила "Белинского ..."  вместе с другой картиной  Наумова  ("В отставке"). 

О том, что экспонируется  переписанный вариант, сразу же стало общеизвестно, но одни газеты сохраняли упорное молчание, другие дружно критиковали. 

П.П. Гнедич в "С.-Петербургских ведомостях" плеснул в сторону картины порцию ядовитой слюны: на картине, мол, изображена убогая, мещанская обстановка, ребёнок одет неопрятно, у жены Белинского "тупое, ничего не значащее лицо" и вообще "написана вся картина очень плохо".

Картина с закрашенным правым краем потеряла свою остроту и никого не заинтересовала, покупателя на неё не нашлось, тогда художник  восстановил её первоначальный вид.

После смерти художника (28 октября 1895 года) его родные и друзья устроили памятную выставку из  13-ти его картин, среди которых присутствовала и картина "Белинский перед смертью". Желающих приобрести картину не нашлось, хотя к ней была прикреплена  заметная пометка "продаётся". Охотнее покупались фотографии  картины.

В 1900 году многострадальная картина была приобретена князем В.В. Барятинским, публицистом,  драматургом, писателем и  редактором-издателем прогрессивной, но недолго просуществовавшей  газеты "Северный курьер".

В газете "Новости дня" появилось сообщение о покупке, сопровождаемое циничным примечанием: "Повесить Белинского в ознаменование первой годовщины" [нового тысячелетия].

В конце января 1925 года картина была приобретена ленинградским Музеем революции у частного владельца К.А. Кинберга.

В  1952 году картина была передана во Всесоюзный музей имени А.С. Пушкина, а позже она переехала на постоянное местожительства в мемориальную квартиру-музей Н.А. Некрасова.

Копии  картины находятся в  музее Института русской литературы, в Ярославской усадьбе-музее в Карабихе и других музеях.

Иллюстрация - слева картина "Белинский перед смертью", справа художник А.А. Наумов.


Рецензии
Очень интересно, спасибо. Хорошо, что художник на закате жизни восстановил исходный вид картины.

Леввер   06.08.2021 11:23     Заявить о нарушении
Да, это хорошо. И зря, что замазывал.

Мита Пе   06.08.2021 14:01   Заявить о нарушении
Вечная тема: творец и власть.

Леввер   06.08.2021 15:38   Заявить о нарушении