Дихотомия добра и зла

Дихотомия добра и зла относится к нормативно-оценочным категориям социальных явлений. Социум же, в свою очередь, есть человеческая общность как результат исторически сложившихся форм деятельности людей (например, в Китае ребёнок носит штанишки с дыркой, а определённые общности считают войны нормой человеческой жизни, и армия является важнейшим атрибутом государства, - территориальная агрессия). Так же социум признаёт правомерной агрессию альтруистическую, проявленную в действии защиты, или непосредственно самозащиту (намерения в расчёт не принимаются).
Соответственно, по своей природе оценочные категории есть регистраторы уже достигнутой ступени духовного созревания конкретной общности людей.
Целью же духовного роста является выход за рамки законничества (фарисейства), основанного на запретах, выход за рамки буквы послушания к жизни обновлённого сердца, которая направляется Духом.
Церковники, например, считают, что церковь - это общество, а те, кто критикуют служителей, есть больные. "Не здоровые имеют нужду во враче, но больные": где искать бога? Среди грешников... на социальном дне общества?
М.Горький: "старик живёт из себя... он на всё смотрит своими глазами" ("На дне").
Да. Благими намерениями вымощена дорога в ад. Добро часто оборачивается злом. Напротив: "я часть той силы, что вечно хочет зла, но вечно совершает благо" ("Фауст").
Однако, спасение добра с помощью зла априори невозможно: "переступить через кровь" "во имя добра" ("Преступление и наказание").
Но послушайте: зло необходимо для существования добра: зло наказывает за зло...
"Вероятно, так и началась история на земле. Обида отплачивается обидой (трансактная агрессия - прим. авт.). Всегда хотя бы с маленьким перехлёстом. Крупица зла породила горошину зла... И вот в конце концов накопился океан зла, в котором может потонуть всё человечество" ("Под одной крышей").
А как началось предложенное нам христианство? М.Раваж: "Мы полностью отдаём себе отчёт в том, что мы наносим вам неизлечимую рану, когда накладываем на вас наши собственные, чуждые вам веру и традиции" ("Христианство глазами иудея"). Бескровно ли происходило крещение народов, имеющих свои корни? Бескровно ли рубят живые деревья?
Вы не можете любить добро, если не ненавидете зло? Но зло - это чувство вражды, недоброжелательности. А ненависть - чувство сильной вражды и отвращения. Следовательно, человек не может быть добрым, если в нём нет зла, а зло возникает на основе вырождения дружеских несложившихся отношений по причине подозрения на несправедливость, ущемление власти. Таким образом, Христос и Велиар уживаются в одном человеческом сердце: всходит солнце, отступает ночь.
"КАК ВАЖНО ПОЧУВСТВОВАТЬ ГНЕВ И ОБИДУ, ЧТОБЫ ПРЕВОЗМОЧЬ ИХ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛОСЬ ПРОЩЕНИЕ".
"Своим гневом вы другого человека не переделаете. В ответ обижаются, и редко кто задумывается о своей ошибке".
Человеческие страсти не изменяются в веках.
"Хорошее отношение должно родиться в душе. И только тогда душа освобождается от гнева, обиды и в ней водворяется мир Христов", - святоотеческая мысль до-верия.
С момента, когда бог сподобит вас улучить его, начнётся новый перестрой всего внутреннего, - и хождение перед богом станет неотступное. Бог сам созидает нас, как хочет и ведает. Бог требует всего человека, жизнь приобретает совершенно другой характер. Очень непросто признаться себе, что ценности, которые были главными в нашей жизни, оказались фальшивыми и от них надо отказаться...
Или: "Бог умер", - Ницше. Я - сверхчеловек... и право имею...
и гнев мой справедлив.
К этому следует добавить, что, как пишет Ф.Гиренок, все предметы уже обсижены словами как мухами. Что не скажи, на всё будет два ответа, в корне неверных, построенных умствованием из кирпичиков уже известного жизненного опыта и обусловленных зачастую субъективным отношением к сказавшему (за или против).


Рецензии