Эхо ейского взрыва 1952 года

Старожилы Ейска помнят эту трагедию, которая произошла в 1952 году на территории бывшего морского аэродрома на Ейской косе. Я узнала некоторые подробности от непосредственного участника этих событий, потрясших в тот далекий год всех ейских жителей. Виталия Андреевича Шошина я знаю с детства, но эта страница его биографии случайно открылась мне только сейчас.

Виталий Шошин - воспитанник Одесской спецшколы ВВС

Почему Виталий Андреевич, родившийся в Туркмении, а затем проживавший с родителями в Одесской области, оказался на всю жизнь тесно связан с Ейском? Это объясняется просто – уже более 55 лет он женат на ейчанке Валентине Федоровне Коноплевой, которую я и сейчас называю своей соседкой, хотя семья Шошиных уже более полувека проживает в Литве.

Виталий Шошин, сын офицера-пограничника, в 1951 году учился в Одесской спецшколе ВВС. В нее принимали юношей, окончивших семь классов школы на «4» и «5» и обладающих крепким здоровьем. В спецшколе изучали предметы обычных общеобразовательных школ и науки военно-авиационных училищ. Большое внимание уделялось военно-патриотическому воспитанию, физкультуре и спорту. В спецшколу не принимали юношей, чьи родственники жили за границей или были репрессированы, и это тщательно проверяли сотрудники НКВД. Переводные и выпускные экзамены проводились в присутствии представителей военных училищ. Выпускники, успешно окончившие спецшколу, получали особый аттестат и распределялись по военно-авиационным училищам. Спецшкольники, или «спецы», как они себя называли, имели летнюю и зимнюю военную форму, получали трехразовое питание.

В послевоенные годы в Одесскую спецшколу ВВС поступили будущие космонавты Георгий Добровольский и Георгий Шонин. В спецшколе тогда преподавали фронтовики, которые видели в своих воспитанниках будущих военных специалистов. В 1951 году Одесскую спецшколу сначала передали в военно-морское ведомство, и «спецы» собирались стать морскими летчиками, а затем школа и вовсе прекратила свое существование. Последние три сформированные роты одесских спецшкольников были переведены в город Ейск. Летом 1952 года по одесским улицам Л. Толстого, Дерибасовской и Пушкинской на вокзал прошагала стройная колонна воспитанников, в их числе был и Виталий Шошин. Он вспоминает: «Поезд прибыл в Ейск ночью, на вокзале нас построили, и мы колонной отправились в летное училище. По дороге, с удивлением разглядывая низенькие заборчики, из-за которых на нас лаяли собаки, мы недоумевали: «Куда это нас привезли?»
 
Взрыв на морском аэродроме 28 июля 1952 года

Трагедия произошла почти сразу после приезда одесских спецшкольников в Ейск. Понедельник 28 июля был обычным летним днем, ничего не предвещало беды. Далее я привожу рассказ Виталия Андреевича Шошина об этом событии, каким оно сохранилось в его памяти: «Нам объявили, что сегодня мы отправляемся на море для купания и стирки обмундирования. На морском аэродроме мы оказались впервые. Там были наклонные спуски в воду для гидросамолетов, я и мои товарищи расположились на них загорать. Все было спокойно. На песке мы увидели неизвестный предмет цилиндрической формы, диаметром около 100-150 мм и длиной около полуметра, он весь оброс ракушками и водорослями. Никто из нас даже не подумал, что этот кусок железа может быть опасен. Мы его трогали и даже поднимали на руках, его вес был около 10-15 кг. Затем этот предмет оставили в покое и продолжали заниматься своими делами. Кто-то из товарищей играл в шахматы, а мы вместе с моим другом Самойленко лежали и загорали. У одного из игроков упала шахматная фигурка, и он, потянувшись за ней, случайно сдвинул с места камень, который ударился о злополучный неизвестный предмет.

До этого момента вокруг меня были слышны разнообразные звуки, и вдруг наступила просто мертвая тишина… Я поднял голову и увидел перед собой неожиданно выросшее красно-черное дерево. Я не поверил своим глазам и снова опустил голову. Затем опять поднимаю голову и по-прежнему вижу все то же красно-черное дерево - время как будто остановилось на этом моменте. Потом это дерево вдруг начало опадать, и я посмотрел на своего товарища Самойленко, у него текла кровь из ушей. И он, и я махали руками, что-то кричали, но при этом совершенно ничего не слышали. Военные, находящиеся в этот момент на территории морского аэродрома, сориентировались мгновенно, они сумели очень быстро погрузить всех пострадавших в машины и отправить в госпиталь. Я не лежал в госпитале, но ходил туда на процедуры вместе со своими товарищами. Погибшие спецшкольники были, в основном, из Одесской области. Туда был послан специальный самолет, на котором в Ейск доставили их родителей. Я тоже присутствовал на похоронах своих товарищей. Помню, что тогда в Ейске стояла жара, и даже разбрызгиваемый одеколон не мог перебить запах смерти, а родители в отчаянии падали на гробы своих детей. И для нас, оставшихся тогда в живых, эта нелепая гибель наших товарищей в далеком 1952 году стала трагедией, которая до сих пор не забыта».

Встреча с ейским краеведом Жанеттой Федоровной Поповой

При взрыве три воспитанника погибли сразу, всего было ранено 49 человек, причем 10 человек получили очень тяжелые ранения, многие впоследствии стали инвалидами. При транспортировке и уже в госпитале умерло семь человек, еще один умер вскоре после трагедии. Всего на ныне снесенном ейском кладбище было похоронено 11 человек. Виталий Андреевич Шошин не знал о том, что и сегодня на нынешнем "старом кладбище" стоит памятник его товарищам, погибшим в 1952 году при взрыве на Ейской косе. Он не знал, что неутомимый ейский краевед Жанетта Федоровна Попова в 1998 году стала инициатором и активным борцом по установлению имен погибших воспитанников подготовительного отделения Ейского авиаучилища, места их перезахоронения и установке на нем достойного памятника.

Для рассказа о Жанне Федоровне приведу сведения из посвященной ей статьи «След на земле», авторов Е.В. Состиной и Е.И. Котенко, опубликованной в газете «Совет Приазовья» за 2016 г. Во время своего обучения в ейской школе № 4 юная ейчанка Жанетта Медведева дружила со многими ребятами из числа одесских спецшкольников, и после случившегося взрыва она вместе с одноклассницами неоднократно посещала раненых спецшкольников в госпитале. Впоследствии Жанетта Медведева окончила геолого-географический факультет Ростовского государственного университета и стала женой ейчанина-моряка Валентина Васильевича Попова. После окончания Московской Военно-политической Академии им. Ленина В.В. Попов получил назначение на службу на Камчатку, а затем - на Балтику, в город Лиепаю, где получил звание капитана II ранга. После распада СССР семья Поповых вернулась на родину в Ейск. Жанетта Федоровна помнила, что на снесенном к тому времени кладбище был раньше величественный памятник с красивой чугунной оградой. Он стоял на месте захоронения воспитанников подготовительного отделения Ейского авиаучилища, трагически погибших на Ейской косе в 1952 году. И она стала искать. После долгих поисков в течение нескольких лет, когда были опрошены работники кладбища, комбината благоустройства, очевидцы и военный комендант Ейска А.К. Платонов, под руководством которого проходило перезахоронение, на нынешнем старом кладбище, наконец, была обнаружена безымянная могила. Началось многолетнее хождение по разным инстанциям Жанны Федоровны, совместно с участником тех событий А.Ф. Ильницким, раненным при взрыве. По книге записей актов о смерти за 1952 год были уточнены имена погибших. По запросу Ж.Ф. Поповой из Центрального военно-морского архива были присланы документы, подтверждающие эти данные. Инициативу Ж.Ф. Поповой и А.Ф. Ильницкого тогда поддержали только члены организации «Интернационалист» и лично ее председатель Иван Кухта. «Ейчане помнят вас» - такая надпись высечена на гранитном постаменте с именами погибших, установленном в 2007 году, к 55-й годовщине со дня трагедии. Там запечатлены их фамилии: Винокуров О.С., Дегурко К.Ф., Зинченко А.П., Фесенко А.А., Романов Н.Г., Билетченко В.П., Жогин Н.М., Евдокимов Г.И., Богданов В.П., Сычугов В.В., Скачко А.М.

Спустя 66 лет после того взрыва В.А. Шошин посетил могилу своих школьных товарищей на старом ейском кладбище и возложил цветы. А потом мы вместе с ним и ейчанином Виктором Федоровичем Коноплевым, который тоже помнит эту трагедию, отправились в гости к Жанетте Федоровне. Во время этой встречи она показала нам кропотливо собранные ею материалы, среди которых были фотографии выпускников подготовительного курса Ейского ВМОЛАУ им. Сталина и начальника этого курса Михаила Леонтьевича Винклера, экзаменационные ведомости и другие документы школы № 4. Именно в этой школе вместе с ейчанами обучались и ребята, прибывшие из Одессы. Виталий Андреевич Шошин нашел в списках и свою фамилию, а также прочитал о том, что на выпускных экзаменах он писал сочинение по произведениям А.П. Чехова. В альбоме Ж.Ф. Поповой даже нашлась выпускная фотография отделения, в котором обучался В.А. Шошин, за 1954 год, а у него такой фотографии не было. Для Виталия Андреевича это был день воспоминаний.

В 1954-57 годах В.А. Шошин обучался в Ейском ВМОЛАУ им. Сталина, и снова ему приходилось терять друзей. Это случилось на военном аэродроме возле села Кухаривка. В тот день курсант Виталий Шошин должен был совершать учебный полет на самолете Як-11. Но вдруг, совершенно неожиданно для всех, товарищ Виталия, одессит Костя Квитковский, вызвался полететь вместо него. Незадолго перед этим полетом между друзьями случилась размолвка, и Виталий не мог понять это решение Кости. Инструктор, в свою очередь, тоже очень удивился, но все же разрешил полет курсанту Квитковскому. Кто же мог предвидеть, что в этом полете самолет потеряет управление, и Костя даже не успеет раскрыть парашют. Колхозники, работавшие в тот день в поле, видели, как падал учебный самолет вместе с зацепившимся за него парашютистом... Виталий Шошин так никогда и не узнал, почему Костя в тот раз вызвался лететь вместо него и всю жизнь чувствует себя виноватым в его преждевременной смерти. А в 1957 году во время учебного полета курсанта Шошина на самолете МиГ-15 бис произошла разгерметизация кабины, и у него лопнула барабанная перепонка. Виталий тогда посадил самолет, но из училища его отчислили по здоровью, поэтому курсанту Шошину так и не довелось стать летчиком. И это тоже было эхо давней трагедии 1952 года, ведь тогда у него уже была контузия. А потом в жизни Виталия Андреевича была учеба в Одесском институте инженеров водного транспорта и долгие годы работы в торговых портах Черного и Балтийского морей: главный инженер торгового порта г. Килия Одесской области в 1985-89 гг.., начальник ремонтной службы Клайпедского торгового порта в 1989-2000 гг., главный механик фирмы «Гарант» по ремонту судов г. Клайпеда - до ухода на пенсию в 2007 г.


Рецензии