Кыргызский бог ветров Бороон и его потомки

               
     В  глубокой древности в эпоху палеолита (гр. palaios  - древний), когда люди ещё не обладали развитым мышлением, не имели письменности и орудий труда, необходимых приборов они не могли объяснить происхождение и течение многих природных явлений и в силу своих возможностей пытались объяснить их на примере своего видения мира и приписывали их происхождение как-бы существующим (иллюзорным) незримым духовным существам, наделённым сверхъестественными способностями, создавшими мир и управляемые им. Такие существа назывались  по-разному, в зависимости от языка, на котором они разговаривали. В славянской мифологии  такое существо называется «бог» (bogъ), на     иранском языке -  «baga» и на санскритском «bhaga»s и означает «податель благ».
     Также по своему укладу образа жизни, почти все древние народы считали, что боги живут семьями, в построенных ими жилищах, ведут подобный людям образ жизни, производят продукты питания т.п.  Каждый из богов управлял каким- то определённым природным объектом  или явлением.  В пантеоне богов  существовала иерархическая лестница, которая делила  богов и духов  на главных и второстепенных.
Подобное сообщество богов и их взаимосвязь с людьми  называется язычеством и это слово происходит от церковно-славянского слова  я;зы;цы - «народы». Язык – это система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения  в человеческом обществе.
     В кыргызском фольклоре такая религия (лат. religie -  набожность) называлась  тенгрианством.  Она была названа так по имени главного бога Тенгри или Тенира. Его женой являлась богиня Умай-Эне, богиней земли была Жер-Суу, богиней луны –  Ай-Кунда, богом подземного мира – Эрдик.
     В сказочном фольклоре кыргызов  среди менее важных богов также неоднократно упоминается бог ветров Бороон и  его дети. Имя Бороон  на кыргызском языке имеет значения буран, вьюга, снежная буря, смерч.  В свою очередь слово «буран» произошло из тюркского языка (боран – ураганный ветер с метелью; тур. buran – вертящий, сверлящий, колющий,  тат. buran – метель, пурга).  На татарском и кыргызском языках  слово бур имеет значение  вертящий, сверлящий, колющий + ан (перс. - место) =  место, где ветер крутится. На многих языках других народов слово «буран» имеет это же значение.
     Бог Бороoн был многодетным отцом, а его сыновьями были:  Ак-Бороон -  белая буря, снежная буря; Сары Бороон – пыльная буря; Кара-Бороон – сильная буря без снега; Бороон-Чапкын – сильная буря, вьюга, заваруха,  буря и метель; Бороон- Катуу – катуу – твёрдый, жестский + бороон – буря – сильная, жесткая буря с обледеневшим снегом   
     Самой вероятной версией название ветра «Бороoн»  в кыргызском языке  было его заимствованиe cкорее всего из татарского языка  слова «буран».  (Следует отметить, что  слово «буря»  имеет совершенно иное происхождение и никак не связано с внешне похожим на него существительным буран и имеет характер народной этимологии.
     В этимологическом онлайн-словаре Крылова Г. А. слово «буран» имеет значение  «ураганный ветер с метелью». Слово  «боран» имеет то же значение и  заимствовано из  тюркского языка. На турецком языке  buran - вертящий, сверлящий, колющий;  на  татарском buran - метель, пурга; на  восточно-тюркском и  казахском языках бoran – метель в степи, снежная вьюга;  на башкирском языке буран – вьюга, метель в степи; на  чагатайском языке  boraуan, buraуan - вихрь, сильная буря, наводнение, волна.  На монгольском языке  «borugan», на калмыцком « bor;n».
     По данным  другого  этимологического онлайн-словаря Фасмера М. слово «буран» заимствовано  не позднее XVIII в. из тюркского языка, где буран -  производное слово  от бур - крутить, сбивать.
     В фольклоре многих народов первоначально все боги ветров жили одной семьёй, вместе дули воздух и создавали ветер. Но с годами некоторые из них возгордились, стали считать себя более важными, значительными духами и семья богов распалась и все потомки бога Бороона стали жить отдельно от отца обычно в ущельях, каньонах, узких долинах и  стали  самостоятельными духами.
     В VII-VIII вв. до н. э. древнегреческий поэт Гесиод создал на основе  мифологических сказаний местного населения поэму  «Теогония»  (Происхождение богов), в которой впервые  описал  своеобразную теорию ветров, их генеалогию и жизнеописание.  При этом он привёл имена наиболее значимых ветров и более полезных людям:  - Борея – считающегося наиболее суровым северным ветром, Нота  – южным, Зефира – западным и  Эвра  – восточным или юго-восточным ветром. Местные художники  обычно изображали их  крылатыми божествами.
     Остальных духов ветров Гесиод отнёс к пустовеям, дующими без толку  и разгоняющими в морях корабли злыми вихрями, а на суше разоряющими нивы людей земнородных и покрывающими их  обильной пылью, создающей у людей панику и  смятение.
     Народная мифология создала целый сонм таких богов (духов).  В кыргызском фольклоре это Улан – западный ветер, дующий из Боомского ущелья в сторону Иссык-Куля; Санташ –  восточный ветер, дующий по северному побережью озера Иссык-Куль с Санташского перевала.
     Другие типы ветров носили названия:
Ак бороон = (южн.) снежная буря;
Cары бороон -= желтая буря, пыльная буря;
Кара-Бороон = чёрная буря, сильная буря без снега;
Бороон-чапкын = заваруха, буран и метель;
Топурактуу бороон = пыльный смерч; 
Куюн = вихрь, смерч; порывистое круговое движение ветра;
Аркыраган  шамал = аркыра – реветь, бурлить, бурно течь + ган – аффикс причастий прошедшего времени + шамал – сильный ветер =  сильный,  бурно пронёсшийся ветер; ревевший, бурливший, бурно протекавший  сильный ветер; ураган;
Сары шамал = холодный ветер;
Куюн шамал =  куюн – вихрь, смерч + шамал – сильный ветер  = сильный вихреобразный ветер;
Бурганак =  бур – вертеть, крутить + ган – аффикс причастий прошедшего времени + ак – течь, протекать = снежная вьюга, сильные потоки ветра, при котором снег поднимается и кружится в воздухе;
Кара борон или кызыл бороон = сильная буря без снега.
 Кар алаш бороон  = кар -  снег  + алаш – действовать совместно + бороон – буран,  снежная метель, вьюга = буран,  сильная снежная вьюга или метель;
Катуу шамал = катуу – сильный, резкий + шамал – сильный ветер =   сильный, резкий ветер,
Катуу бороон = катуу – сильный, резкий  + бороон – буран, снежная буря = буря; сильный разрушительный ветер; 
Алай-д;л;й  = метель, перенос снега сильным приземным ветром.
Среди наиболее важных вопросов мифической тематики богов ветров первоочередным возникает вопрос о перемещении огромных масс воздуха и скорости их перемещения.  Ответ можно найти в греческих легендах и мифах, приведённых в книге Н.А.Куна «Легенды и  мифы древней Греции, 1955 г.». Так в легенде о посещении Одисеем острова Эола, говорится, о том что все ветры находились в меховых мешках и хранились в глубоких скальных пещерах. И по мере надобности  боги открывали эти мешки и выпускали ветры на свободу.
     О том же, как боги ветров нагнетали в меха воздух говорится в легенде о боге металлургии Гефесте, в кузнице которого стояли дивные нагнетатели воздуха, которые приводились в движение не руками, а словами кузнеца.
Однако на картинах многих художников того времени видно, что боги ветров создают движение воздуха дуновением губ,  о скорости движения которого и воздействия на окружающую среду можно судить по  легенде об Илье Муромце и Соловье-разбойнике. В этой легенде говорится о том, что как только  засвищет Соловей по–соловьиному, то все травы вокруг пригибаются, все лазоревы цветочки осыпаются, а деревья до земли преклоняются. А те люди, кто услышит этот  свист, падают замертво.  Скорость движения воздуха при этом соответствует самому разрушительному ветру урагану и по шкале Бофорта составляет 12 баллов.
     Этот факт говорит о том, что мифические персонажи могли дуновением воздуха губами создавать достаточно буйные ветры, способные нанести большие разрушения.


Рецензии