Кыргызский бог ветров Бороон и его потомки
В глубокой древности в эпоху палеолита (гр. palaios - древний), когда люди ещё не обладали развитым мышлением, не имели письменности и орудий труда, необходимых приборов они не могли объяснить происхождение и течение многих природных явлений и в силу своих возможностей пытались объяснить их на примере своего видения мира и приписывали их происхождение как-бы существующим (иллюзорным) незримым духовным существам, наделённым сверхъестественными способностями, создавшими мир и управляемые им. Такие существа назывались по-разному, в зависимости от языка, на котором они разговаривали. В славянской мифологии такое существо называется «бог» (bogъ), на иранском языке - «baga» и на санскритском «bhaga»s и означает «податель благ».
Также по своему укладу образа жизни, почти все древние народы считали, что боги живут семьями, в построенных ими жилищах, ведут подобный людям образ жизни, производят продукты питания т.п. Каждый из богов управлял каким- то определённым природным объектом или явлением. В пантеоне богов существовала иерархическая лестница, которая делила богов и духов на главных и второстепенных.
Подобное сообщество богов и их взаимосвязь с людьми называется язычеством и это слово происходит от церковно-славянского слова я;зы;цы - «народы». Язык – это система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения в человеческом обществе.
В кыргызском фольклоре такая религия (лат. religie - набожность) называлась тенгрианством. Она была названа так по имени главного бога Тенгри или Тенира. Его женой являлась богиня Умай-Эне, богиней земли была Жер-Суу, богиней луны – Ай-Кунда, богом подземного мира – Эрдик.
В сказочном фольклоре кыргызов среди менее важных богов также неоднократно упоминается бог ветров Бороон и его дети. Имя Бороон на кыргызском языке имеет значения буран, вьюга, снежная буря, смерч. В свою очередь слово «буран» произошло из тюркского языка (боран – ураганный ветер с метелью; тур. buran – вертящий, сверлящий, колющий, тат. buran – метель, пурга). На татарском и кыргызском языках слово бур имеет значение вертящий, сверлящий, колющий + ан (перс. - место) = место, где ветер крутится. На многих языках других народов слово «буран» имеет это же значение.
Бог Бороoн был многодетным отцом, а его сыновьями были: Ак-Бороон - белая буря, снежная буря; Сары Бороон – пыльная буря; Кара-Бороон – сильная буря без снега; Бороон-Чапкын – сильная буря, вьюга, заваруха, буря и метель; Бороон- Катуу – катуу – твёрдый, жестский + бороон – буря – сильная, жесткая буря с обледеневшим снегом
Самой вероятной версией название ветра «Бороoн» в кыргызском языке было его заимствованиe cкорее всего из татарского языка слова «буран». (Следует отметить, что слово «буря» имеет совершенно иное происхождение и никак не связано с внешне похожим на него существительным буран и имеет характер народной этимологии.
В этимологическом онлайн-словаре Крылова Г. А. слово «буран» имеет значение «ураганный ветер с метелью». Слово «боран» имеет то же значение и заимствовано из тюркского языка. На турецком языке buran - вертящий, сверлящий, колющий; на татарском buran - метель, пурга; на восточно-тюркском и казахском языках бoran – метель в степи, снежная вьюга; на башкирском языке буран – вьюга, метель в степи; на чагатайском языке boraуan, buraуan - вихрь, сильная буря, наводнение, волна. На монгольском языке «borugan», на калмыцком « bor;n».
По данным другого этимологического онлайн-словаря Фасмера М. слово «буран» заимствовано не позднее XVIII в. из тюркского языка, где буран - производное слово от бур - крутить, сбивать.
В фольклоре многих народов первоначально все боги ветров жили одной семьёй, вместе дули воздух и создавали ветер. Но с годами некоторые из них возгордились, стали считать себя более важными, значительными духами и семья богов распалась и все потомки бога Бороона стали жить отдельно от отца обычно в ущельях, каньонах, узких долинах и стали самостоятельными духами.
В VII-VIII вв. до н. э. древнегреческий поэт Гесиод создал на основе мифологических сказаний местного населения поэму «Теогония» (Происхождение богов), в которой впервые описал своеобразную теорию ветров, их генеалогию и жизнеописание. При этом он привёл имена наиболее значимых ветров и более полезных людям: - Борея – считающегося наиболее суровым северным ветром, Нота – южным, Зефира – западным и Эвра – восточным или юго-восточным ветром. Местные художники обычно изображали их крылатыми божествами.
Остальных духов ветров Гесиод отнёс к пустовеям, дующими без толку и разгоняющими в морях корабли злыми вихрями, а на суше разоряющими нивы людей земнородных и покрывающими их обильной пылью, создающей у людей панику и смятение.
Народная мифология создала целый сонм таких богов (духов). В кыргызском фольклоре это Улан – западный ветер, дующий из Боомского ущелья в сторону Иссык-Куля; Санташ – восточный ветер, дующий по северному побережью озера Иссык-Куль с Санташского перевала.
Другие типы ветров носили названия:
Ак бороон = (южн.) снежная буря;
Cары бороон -= желтая буря, пыльная буря;
Кара-Бороон = чёрная буря, сильная буря без снега;
Бороон-чапкын = заваруха, буран и метель;
Топурактуу бороон = пыльный смерч;
Куюн = вихрь, смерч; порывистое круговое движение ветра;
Аркыраган шамал = аркыра – реветь, бурлить, бурно течь + ган – аффикс причастий прошедшего времени + шамал – сильный ветер = сильный, бурно пронёсшийся ветер; ревевший, бурливший, бурно протекавший сильный ветер; ураган;
Сары шамал = холодный ветер;
Куюн шамал = куюн – вихрь, смерч + шамал – сильный ветер = сильный вихреобразный ветер;
Бурганак = бур – вертеть, крутить + ган – аффикс причастий прошедшего времени + ак – течь, протекать = снежная вьюга, сильные потоки ветра, при котором снег поднимается и кружится в воздухе;
Кара борон или кызыл бороон = сильная буря без снега.
Кар алаш бороон = кар - снег + алаш – действовать совместно + бороон – буран, снежная метель, вьюга = буран, сильная снежная вьюга или метель;
Катуу шамал = катуу – сильный, резкий + шамал – сильный ветер = сильный, резкий ветер,
Катуу бороон = катуу – сильный, резкий + бороон – буран, снежная буря = буря; сильный разрушительный ветер;
Алай-д;л;й = метель, перенос снега сильным приземным ветром.
Среди наиболее важных вопросов мифической тематики богов ветров первоочередным возникает вопрос о перемещении огромных масс воздуха и скорости их перемещения. Ответ можно найти в греческих легендах и мифах, приведённых в книге Н.А.Куна «Легенды и мифы древней Греции, 1955 г.». Так в легенде о посещении Одисеем острова Эола, говорится, о том что все ветры находились в меховых мешках и хранились в глубоких скальных пещерах. И по мере надобности боги открывали эти мешки и выпускали ветры на свободу.
О том же, как боги ветров нагнетали в меха воздух говорится в легенде о боге металлургии Гефесте, в кузнице которого стояли дивные нагнетатели воздуха, которые приводились в движение не руками, а словами кузнеца.
Однако на картинах многих художников того времени видно, что боги ветров создают движение воздуха дуновением губ, о скорости движения которого и воздействия на окружающую среду можно судить по легенде об Илье Муромце и Соловье-разбойнике. В этой легенде говорится о том, что как только засвищет Соловей по–соловьиному, то все травы вокруг пригибаются, все лазоревы цветочки осыпаются, а деревья до земли преклоняются. А те люди, кто услышит этот свист, падают замертво. Скорость движения воздуха при этом соответствует самому разрушительному ветру урагану и по шкале Бофорта составляет 12 баллов.
Этот факт говорит о том, что мифические персонажи могли дуновением воздуха губами создавать достаточно буйные ветры, способные нанести большие разрушения.
Свидетельство о публикации №221080500240