Мой друг Каштан

 

               
                миниатюра 300721

    Как определить название собачих сообществ ведь в наличии так много вариантов.
Начну с  самых безобидных:  Свора, шайка, банда, реже  группа или шалман.Я уже написал  ряд миниатюр на собачью тему, их многие довольно охотно читали. Начнём с того, что к сожалению собачих бездомных сообществ полно и в 21 веке.

Собака не может выжать одна без людей, ей нужно общество, ей нужен главарь или вожак. Когда в средине 90х в нашем  государстве начался кризис связанный с перестройкой и переходом от гос.социализма к олигарха-монополистическому капитализму гангстерского типа. То есть формации общества пройденной в Европах и Америках, ещё в конце 19 века и начале 20 века.Народу стало не до собак и они заполнили улицы городов, городков и просто раз. посёлков. Боже мой каких только пород не бегало по улицам в конце 90х:Гончие, мастифы, спаниели, доберманы и прочие благородные породы. Одна такая свора, вернее две долго ошивались у нас на улице Свободы. Пугая людей, и когда мы решили их пострелять, то  вожак шайки маленький да удаленький, учуял опасность и срочно увел всех в леса или другое место. Кстати руководил обеими сворами довольно маленький, но крепкий доберман.

Конечно  они  бездомные собаки  были всегда. Их количество напрямую связанно с благополучием общества, чем лучше положение в людском обществе, тем меньше бездомных псов-это аксиома или теорема не требующая доказательств.. В царское, советское и Путинское время бездомных собак хватало. Правда из крупных городов собаки были убраны лет 15 назад, куда их дели не понятно, толи отравили в тихушку, толи сдали в приюты, этого не узнает никто. У нас в посёлке много лет жили собаки на вокзале(в теплотрассе) все к ним привыкли подкармливали их, но внезапно-бах их не стало. Видно распорядилось Ж.Д. начальство. 

Собачары на улице живут в основном своими группами, редко можно увидеть одинокую бездомную собаку, одному в этом мире прожить очень сложно,- погибнешь в два счёты хоть ты кто,  хоть животное или даже человек.Так как автору не удалось пожить в царское и довоенное время,то и сочинять про это не имею права.

Но, начиная с 50 годов я владею не плохой информацией. После  ВОВ не смотря на так сказать бедность бытия-собак было много, а в частных избушках в каждой, по тому что воров после войны мелких особо, было навалом. Причём уносили всё; старые вёдра, рваные валенки и еду, а брать по большому счёту у советского после военного народа было нечего. Бродячие собаки тож были, и бегали целыми сворами и когда они доставали какую-нибудь улицу, то народ вызывал Собачников-то есть спецов по отлову бродячих  животных. Это были весьма колоритные кадры. Здоровые, одетые во всякую худую одежду. Они были вооружены до зубов: сетка крепкая типа на щуку метра три на двух палках. Шесты со стальной петлей на конце самозатягивающиеся. Была в их арсенале большая  клетка из дерева и стальной сетки  стоящей на крепкой телеге.Имелись у них и дубины отмахиваться от агрессивных собак, или оглушать их. Было у собачников и ружьё, против бешеных больных собак.

Особо собачники  любили лохматых собак, в те далёкие послесталинские времена народ простой был зажат здорово и зарплатой никого из простых людей не жаловали, так 300-700 р. Больше тыщи получали избранные, но магазины были полны товаром и к получке специально привозили в магазин  свежемороженного лосося, там  его и хватали все бабы поселковские для своих семей. Из лососика пекли замечательные пироги в простых печных духовках,  вкусный дух витал в такое время над посёлком, пироги было спасеньем народа-сытно и дёшево.

Почему собачники любили лохматых псов, да по тому что из их шкур умельцы шили шапки, дошки детские, рукавицы и собачьи мужские дохи-верх форсу начала 50 годов.                Это был шик, любая баба знала-если у мужика была такая шуба-значит он крутой по настоящему. Эти шубы носили до начала 70, износу им не  было.

Однако вернёмся в наше время.То есть конец 20 начало 21 века. Собачьи проблемы никуда не делись, а только усугубились.И если в городах  сейчас собак бродячих не видно, то в пригородах чуть поглубже их навалом и летом они не плохо кормятся за счёт садоводов и дачников.Однако зимой им приходиться туго, и они становятся очень агрессивные. В том году на меня нападали два раза во время велотренировок, притом из под тишка стаей. Еду вперёд отгоняю их палкой, они собаки делают вид, что испугались, и пропускают велосипедиста, потом выждав момент когда я на крутом подъёме перед мостиком торможу, сбивают меня с великом на дорогу, я вскакиваю бегу за ними, они рассыпаются и спокойно собираются метрах в ста от меня, очень довольные что отомстили мне, мол нечего палками махать.

Сейчас я хочу оправдать название рассказика своего. Года два назад в коллективном не большом саду в километре от нас,  где я часто проезжаю по просёлку, завелась стая лихих собачек, нет они не ели людей, а просто охраняли свою территорию и стоило мне там проехать, как готовый скандал уже висел в воздухе, псы то есть ждали таких одиночек, неожиданно выскакивали из-за  ограды хватали за ноги меня, пытаясь остановить. И я стал думать как мне ездить дальше, вскоре созрела мысль что надо вычислить их вожака,я стал искать его и скоро определил кто это. Их вожаком оказался чёрный пес неизвестной  беспороды, крепкого сложения, я назвал его Каштаном. Хотя каштановые волосы были только на его морде. Притом этот Каштан был очень хитёр, выдержан и никогда не лаял и не выскакивал на дорогу в отличии от подвластных ему собачек, он просто методически настраивал свою свору на отстаивания территории или её охрану. Доставалось всем пешеходам и велосипедистам. Как относился он к своим немногим садоводам я откровенно не знаю.

Что делать и я начал кормить этого шантажиста и деспота, принесу ему то хороших костей , то сухарей с мясом и вскоре через дней десять Каштан осмелел на столько что стал ждать меня на дороге, загнав свою свору предварительно за забор. Наша дружба продолжалась года полтора, я успел хорошо изучить Каштана-характер у него был явно лидерский и подчинённым он спуску не давал, чуть что и подопечный летел у него по дороге как кегля, работал он лбом, быстро и безотказно. Потянулась счастливая жизнь, никто не хватал меня за ноги, никто не облаивал с высока. Отдав ежедневную дань Каштану я ехал спокойно на треньку, свора сидела тихо. Умел Каштан наводить порядки. Он даже позволил снять с него старый брезентовый ошёйник, который болтался у него на шее как напоминание о хозяйской жизни, когда у него был свой дом, вот только  каждый ли дом даёт счастье-животному или человеку вопрос открытый.

Но всё хорошее не вечность, еду в конце зимы и стоит возле садов какая-то подозрительная тишина, я навострил уши-тихо и тоскливо не видно своры, никто не лежит,не высовывается,нет и Каштана.

Я как осиротел, да и дома у меня собака давно умерла, а новую брать уже не хочется. Медленно за домашними хлопотами протащилась зима,наступила весна и однажды еду на велике в сторону жд. переезда и вдруг из лесополосы выскакивает штук двенадцать собак, а во главе Каштан! Глянул на меня подбежал, подпрыгну-лизнул в щеку и рванул за своей бандой в припрыжку, больше я Каштана не видел. А в старом саду поселились какие-то мелкие противные собаки, брешут, кидаются на всех без разбора.... Успеха тебе на новых местах Каштан!

фото из интернета.


Рецензии