глава 7 Кочубей роман

               
                Тайные встречи
Где слово твоё возмущался посланник Мазепы «Апостол» размахивая руками. Как ты мог нарушить наш уговор, как ты мог за нашими спинами начать переговоры с королём польским?  Хан сидел неподвижно, опустив в землю глаза, и напевал себе под нос мелодию или молитву, чёрт его поймёшь этот странный собачий язык.
                Крымский аэлет
«Апостол» чувствовал, что напрасно возмущается, всё напрасно, всё проиграно. За спинами опять сплели паутину заговора. Продали, что можно сделать, как ситуацию выправить? Он знал, могло быть и хуже, хан мог ударить в спины казаков, он знал, за своё несостоявшееся поражение  король хорошо заплатил хану, незачем тратить время. Хану не нужна эта победа никоим образом над королём. Очевидно, что этим отчаянным поступком крымский хан – вассал, хочет приобрести в поляках и русских союзников против турок. Восток – дело тонкое, их так трудно понять: говорят одно, делают другое, а на душе – третье.
 И словно отгадав мысли, Гирей как ужаленный, - подвскочил, подступая к посланнику гетмана. Твой гетман меры не знает,  алчность его безмерна. Гад, замыслил помазанника божьего, моего брата, в прах повергнуть, растоптать моими руками. Разве такое слыхано, не надо пролития крови. Если он хочет воевать, пусть один и сам воюет. Но пусть знает угрожающе и гневно закричал хан, я вам в спину ударю. Я вам и так помог, чем помог - возмутился посланник гетмана? Хан не ответил и устало опустился, тем самым давая знак, что он устал и требуется прекратить дальнейшие разговоры. Посланник гетмана поднялся и вышел, он уже в спину не слышал довольный смех  Гирея. Нет бога, кроме бога, и Магомет пророк его, поговорил хан. Дело сделано, сделка состоялась. Но, ничего  в этом  мире нет - тайного, а тайное – это  всегда становится явным,  и доступным  для окружающих. Не прошло и нескольких дней,  как о встрече крымского хана и доверенного человека Мазепы полковника «Апостола» уже было известно царскому воеводе. Неплохо работают осведомители сыска.
                Казаки против польских уланов
Хмель праздничный выветрился, к Шереметеву пробиться нет мочи. Казаки и атаманы поступают худо, просто грабят местное население. С каждого двора требуют по два хлеба в день и мерку соли. Кто не принесёт, с того четыре хлеба и две мерки соли, а где взять родимые? Хлеб у нас в этом году не уродился, продолжал малороссиянин – мужик, саранча посевы поела, а где поуродило, так много полей остались неубранными из – за нехватки мужицких рук, ибо все, кто мог, положили головы на  ратном деле за веру и волю свою. Гетман просит сам у царского величества,  чтобы он пожаловал Войску Запорожскому хлеб, соль и всякие товары. А еще просит, чтобы казаки с Дона пожелают прийти к нам на помощь,  чтобы государь на это  вето не налагал. Ибо  мы не раз вместе,  донцы с запорожцами оружно ходили на татар и турок, плечом к плечу бились как львы и победы одерживали. Лучших – это гетман завсегда выделял, да  награждал оружием, и все казаки в ответ дружно кричали – Слава! Единоверцы! Братья по крови, одного бога дети – всё это так. У казаков много достоинств, но есть и один старый обычай: приторачивают к сёдлам большие сумы, ох, как  не любят они их привозить домой – пустыми, ох как не любят. Особенно  не любили казаки во все времена жидов, грабили их зачастую, так как у всякого жида можно не плохо - поживиться. Перемещения армейских подразделений приносили местному мирному населению большие неприятности. Помимо боевых действий, воины ежедневно гадили,  где попало: мухи  роем кружились в зловонном лесу, а потом носились по окружающей местности. Садились на жителей и еду, провоцируя массовые эпидемии, которые выкашивали значительную часть местного населения, а также войск. В среднем армия за один день выбрасывала до 30 тонн пахучих веществ. А что можно было сделать в такой жизненной ситуации? Православные, ясновельможные  паны, мы же за веру и отечество не жалели своих животов обращались жиды к казакам. Зачем губите верный народ, чем мы вас прогневили? Разве держали мы дружбу с погаными татарами, шли на поводу у турок, за что такая немилость к нам? Нам всем дадены привилегии Голицыным. Да засунь эти привилегии себе в жопу - свиное ухо, а то упекут как Голицына в Сибирь.  Да, по тебе знамо видно каков живот,  да станичники,  он,  пожалуй, и ступней своих не видит? Что же ты думаешь нам помирать с голодухи, а тебе самому хлеб жрать, не в меру? Ступай прочь жидовское семя,  хлеба пожалел, иди прочь пока тебе голову не отрубил как собаке. Отблагодарил меня, пёс, за мой хлеб – соль! С ненавистью подумал  - старый жид о сердюке, выходя  вслед за ним во двор. Погодите, а как же дальше – то? А дальше не знаю, да кто как, но жертвы будут огромные. Но вы думаю, бедствовать не будете, про запас у вас много всякого добра припасено. Евреи – самая пакостная нация, всем жалятся, прикидываются бедными. В бескрайней степи,  опосля - каждого похода,  росли  и множились курганы. Вокруг - кажется,  реют призраки, но они совсем недавно были живыми людьми, многие были даже знакомыми.  Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. И вспоминая, что ими многими пережито тогда, оставшимися в живых участников  дальних  походов, кровавых сеч, жестоких схваток.  Да  и сошли в могилы бойцы обеих сторон, свидетели совершившихся боёв, многое изменилось вокруг, даже сама земля обильно  политой кровью, соперничества друг у друга. На равнинах всюду рос подорожник, с напоминающими звёздочки  цветками, льнущий к краям дорог, как будто ищущий человеческого общества. Сторож у дороги, и в этом названии скрыта история его происхождения. Говорят, однажды ночью ушла молодая девушка из деревни, и отправилась по дороге в лес, чтобы встретиться со своим возлюбленным, но он не пришёл на свидание. Всю ночь она прислушивалась к звуку его шагов. Но слышала только уханье сов и шум ветра. Она легла на краю дороги и умерла.  Взошло солнце, вокруг её тела выросли зелёные всходы.  К полудню бледные цветки проросли сквозь тёмные пряди её волос. К вечеру её тело исчезло, превратившись в массу мелких цветков.  Они до сих пор так и растут вдоль дорог, ожидая прихода возлюбленного, который так и не пришёл. Курганы, трава подорожник словно стражи оставались навсегда и стерегли её покой. Проходя мимо курганов -  казаки снимали шапки,  лица их  мрачнели,  да сколько - таких курганов по всей Украине, да и по чужим краям рассеяно? Одни крестились, другие сурово сжимали губы, хороня в сердце - печаль по товарищам, честно павшим в боях. Что поделаешь, историю уже нельзя сотворить заново.
                Казачьи разъезды
Ах ты - тёмная южная  ночка.
Не видать ни дорог, ни пути.
Даже звёзды не светятся точками.
В небе месяц и тот не найти

Месяц — это солнце казацкое.
Ветер травы  в степи шебуршит.
Степь полита кровью славянскою — братскою.
Чёрный ворон в небе кружит.
                Припев:
Алилуя, курган покатый.
Подорожник – трава, кусты.
Мы не видим родные хаты.
По степи лишь стоят кресты.
По степи разбросались курганы.
Очевидцы прошедших боёв.
Помнят раны свои атаманы.
И тоска по дубравам, песням соловьёв.
                Припев:
Алилуя, курган покатый.
Подорожник – трава, кусты
Мы не видим родные хаты.
По степи лишь стоят кресты.

Не вкусят девки - «сладость замужества».
У кого – то исчезнет весь род.
Только ворон – свидетель их мужества.
Не расскажет сотням, тысяч сирот.

                Припев:
Аллилуя, курган покатый
Подорожник, трава, кусты.
Мы, не видим родные хаты.
По степи лишь стоят кусты.

Это была эпоха борьбы с изобиловавшими полными драматизма эпизодами. Происхождение смуты – борьбы боярских группировок, дворцовых переворотов, народных восстаний, мятежами. Словом -  сложное переплетение действий и устранение различных интересов отдельных людей - самозванцев, которое осложнилось вмешательством внешних сил. В результате лились потоки крови, страдал народ. В истории 17 – 18 века она получила название «Смутного времени» она длилось на протяжении почти двух веков.
Алилуя это слово, которое использовали, когда призывали к славославию Бога. Буквально передать – «хвалите бога».

               


Рецензии