Потомки русского Гефеста

Кузнечное дело и художественная ковка с древности овеяны ореолом тайны


...С утра до вечера из кузницы на окраине поселения доносился мерный стук молота. Уважали и боялись кузнеца односельчане – многими тайнами владел он, стихия огня была подвластна ему. Никак силы свыше управляют мехами и молотом,  превращая твёрдый металл в причудливые блестящие изделия?

У многих народов были божества кузнечного дела. Можно вспомнить Гефеста древних греков, ставшего у римлян Вулканом. Скандинавский бог-громовержец Тор не оставлял кузнецов без своей помощи. А в прибалтийской мифологии именно бог-кузнец Кальвис выковал Солнце. И в славянской мифологии присутствует божество, покровительствующее кузнечному делу. Это Семаргл.

…Много детей-сварожичей было у бога Сварога. Но один из них появился на свет таинственным образом. Ударил о камень Алатырь чудесным молотом бог Сварог. Разлетелся сноп искр, вспыхнуло пламя, и появился среди дыма Семаргл. Суждено было новому сварожичу покровительствовать земному огню.

Чтили славянские кузнецы своего покровителя, незримо живущего в горячем горне. А ещё было поверье, что охраняет Семаргл землю от зла, объезжая её на златогривом коне и с огненным мечом в руках. И последний снег весной растапливал именно он.


Чудеса и реальность


Столь таинственный ореол, окутывавший профессию кузнеца с глубокой древности, возник не на пустом месте. Сама кузница, которая стояла в стороне от других построек из-за открытого огня, вызывала суеверный трепет. А сам кузнец не участвовал в других работах, а был сосредоточен на своём ремесле, секреты которого передавал своему сыну, а тот – своим детям.

К тому же все технические приспособления казались непосвящённым чем-то волшебным. Это имело немалый смысл: в древности все предметы одушевлялись, тем более те, с помощью которых осуществлялось столь таинственное ремесло. Печи, меха, наковальни совершенствовались на протяжении веков, но основные принципы действия не утрачивались. Со временем возможности кузнечного дела расширились благодаря применению техники сварки.

Интересно, что в кузнечном ремесле присутствовала определённая специализация. Существовали кузнецы по меди, по железу, по серебру. Дошедшие до нас молоты поражают своим многообразием. Одни были совсем маленькими и применялись в ювелирном деле, другие массивными и тяжелыми – ими выковывались железные листы, которые были основой для многих изделий.


Металлическое кружево


Кузнечное дело – это не только оружие и орудия труда. Это ещё и такое направление прикладного искусства, как художественная ковка. Оно развивалось на протяжении веков, вбирая в себя элементы разных стилей и художественных направлений. И в наши дни продолжают создаваться интереснейшие изделия, украшающие ворота, фасады зданий и даже жилые интерьеры.

Овладевшие мастерством художественной ковки были уже не только кузнецами, а настоящими художниками. Виртуозно воспроизводились в металле узоры из средневековых манускриптов, силуэты скульптур и фасадов каменных зданий. В наши дни на помощь традициям приходят современные технологии.

Мастерские современных мастеров, конечно же, мало похожи на мрачные кузницы древности и средних веков. Сварочные аппараты, разнообразные по своему назначению, позволяют прикладывать меньше физических усилий и производить ковку значительно быстрее. Широко применяются токарные станки. А современная кузня – это мастерская или даже большой цех.

Но кованые изделия настолько завораживают взгляд, что нет-нет, да и появится мысль: никак этой работе и впрямь покровительствовали силы свыше? Не русский ли Гефест – сварожич Семаргл двигал рукой кузнеца, создавшего из металла барочное великолепие, сдержанные узоры в стиле классицизма или нечто оригинальное, навеянное модерном?

Красота кованых изделий столь же сильна, как и могучая стихия огня, породившая их. Прочный металл призван сохранить на века вдохновение, вложенное мастерами в свои творения. И ещё долгие века будут сохраняться и развиваться традиции художественной ковки.

***********
Статья написана на заказ много лет назад


Рецензии