И мой сурок со мною...

«И мой сурок со мною…»

Внучка моего знакомого стучит по клавишам разбитого пианино. Страшно фальшивит, но музыка всё таки получается.
-- Та-та, та-та! Та-та, та-та! Та-та, та-таа-та-та-та.
Мелодия до боли знакомая. Ба, да это же бетховенский «Сурок»!

По разным странам я бродил
И мой сурок со мною.
И сыт всегда везде я был
И мой сурок со мною.

Сразу же вспомнилось, как я мучил баян, извлекая эти же звуки. Но сейчас из памяти, как из своей норки «вылез» совсем не сурок, а, испуганный, мокрый, со слипшимися волосами суслик.
Тотчас вспомнил, как в детстве нас, октябрят и пионеров,  заставляли "выливать" сусликов. Нет, не подумай, мой благосклонный читатель, что мы делали отливки сурков из воска или металла. Школьные учителя водили нас классами на весенние поля, с ведрами и лейками и мы, дети восьми-двенадцати лет с энтузиазмом занимались этим делом. Мы находили вход в норку суслика, заливали туда воду - два, три ведра, и ждали, когда из неё выскочит мокрый зверек, и старались прибить его. Иногда суслик выбегал из другого хода своей норки, и тогда нужно было гоняться за ним ,чтобы прикончить.
Современным людям, наверное, непонятно, для чего это делалось? Конечно же вовсе не для того, чтобы развивать у детей садистские наклонности. Таким способом руководство страны пыталось сократить потери зерна нового урожая. То, что тонны его просыпалось на землю через разные щели и дыры в кузовах по дороге от поля до тока, и элеватора не замечалось или на это просто закрывали глаза. Считалось что куда больше зерна с полей оседает в «закромах»  грызунов – мышей и сусликов.
Нечто подобное, точнее во сто крат более массовое происходило в те же времена в Китае. Там коммунистические власти боролись с ворбьями, как главными расхитителями риса на полях.
Владимир Высоцкий хорошо пошутил на эту тему:

…козы в Бельгии съели капусту,
Воробьи — рис в Китае с полей,
А в Австралии злые мангусты
Истребили полезнейших змей.

Китайцы народ послушный и организованный, Приказал Мао истребить воробьев, чтобы у людей стало больше риса, и послушное население принялись выполнять задание «великого кормчего». По команде, все китайцы вышли на улицы с хлопушками, веерами, тряпками,  подняли в воздух бедных птиц и гоняли, не давая им садится. По советскому телевидению показывали, как потом образовывались горы из птичьих тел. Уж, что с ними китайцы делали, как утилизировали, не помню. Скорее всего сжигали, но, могли и съесть. Говорят же, что для китайцев несъедобными являются только Луна и её отражение.
Вряд ли Мао накормил народ сохраненным от воробьёв рисом, но уничтожение этого вида птиц естественно вызвало цепную реакцию. Ведь в природе всё взаимосвязано, и расплодились гусеницы и саранча, которые нанесли вреда в несколько раз больше, чем «сэкономили» на воробьях. В последующие годы китайцам пришлось даже закупать воробьев в соседних государствах. Ведь в природе всё взаимосвязано.
Но, вернемся к отечественным сусликам. Я не знаю, занимались ли чем-то подобным школьники в других краях и весях Советского Союза, а не только в регионах, где выращивают зерновые культуры, поэтому не могу сказать, сказалось ли уменьшение их поголовья на экологическую ситуацию. Да и школьников с их учителями и воспитателями у нас было на несколько порядков меньше, чем в миллиардном Китае. Во всяком случае я не слышал, чтобы советское правительство закупало сусликов за рубежом.
Но, самое важное в этой истории то, что заниматься этим варварским и бесчеловечным делом приучали нас наши школьные учителя, призвание которых – развивать в детях гуманизм, сеять в их душах семена доброго и вечнго. Я не знаю, что творилось в душе тех из них, кто вырос в городе и приехал на целину по распределению? Хотя и в городах тогда население было так «заидеологизировано», накручено советской пропагандой, что тоже часто не задумывалось о таких «мелочах», как массовое истребление сурков и сусликов.
И, осмысливая сейчас это, становится понятным, как население такой культурной страны, как Германия дошло до такого «оскотинивания» в течение двенадцати лет нацистской пропаганды. От истребления сурков и воробьев, до окончательного решения еврейского вопроса, до уничтожения цыган, славян, прочих «унтерменшей» один шаг. В Советском Союзе в тридцатые годы тоже «отлавливали» массово «врагов народа», шпионов и вредителей, врачей «отравителей». Благо, после смерти Сталина это постепенно сошло на нет, и в виде рудимента сохранилось в форме борьбы с мышами, сурками и сусликами.
А садизм в скрытой форме присутствует в любом человеке. Этим жарким летом расплодилось много слепней и оводов, и я, к своему удивлению заметил, с каким удовольствием и наслаждением бил и раздавливал на себе этих кровососов и получал удовольствие от хруста их тела под пальцами. В голове же произносилась фраза: «Вот тебе гад, получай…!»
Психологи утверждают, что у трети «человеческой  популяции» садизм, при определенных условиях проявляется в т.н. легальной форме. У военных, полицейских, ФСИНовцев, всякого рода охранников, спортсменов. Не у всех, конечно из перечисленных категорий людей, но большинство, кто поступает на эту службу пользуются легальным каналом для проявления внутренней агрессии.
И ещё я вспомнил, с каким удовольствием резал лягушек на занятиях по физиологии, даже готовил костно-мышечные препараты для девочек на другие столы.
Многие наверняка слышали о Стэнфорском эксперименте. Напомню его суть и короткие выводы психологов.
Ученые Стэнфордского университета исследовали реакции человека на ограничение свободы, на условия тюремной жизни и на влияние навязанной социальной поведенческой модели.
Добровольцы играли роли охранников и заключённых и жили в условной тюрьме, устроенной в подвале факультета психологии. Условные «заключённые»  и «охранники» быстро приспособились к своим ролям. У трети  «охранников» проявились садистские наклонности, и они стали терроризировать «заключенных», применять к ним необоснованные методы воздействия, унижать и бить без особой необходимости электрошокером.
И вот эта песенка про сурка напомнила мне о той «занозе», что сидела в теле памяти, а теперь я вынул её ,чтобы не пошло нагноение внутри.


Рецензии