Кстати о посуде, или как я покупал автомобиль
Всякий мужчина планирует купить автомобиль. В данном случае, я не исключение. Всегда хотел иметь собственное транспортное средство. Еще со студенческих лет. Правда, на стипендию его не купишь. Но вот когда начну работать, думалось, тогда да, тогда уж точно. Однако оказалось, что на зарплату молодого специалиста не то, что автомобиль не купишь – штаны себе не купишь. Так, что первые пять лет откладывал только мысленно. Но в итоге почти за пятнадцать лет собралась сумма в шесть тысяч рублей, что вполне годилось для покупки Жигуля. Однако, таких как я, желающих, много, а Жигулей мало. Поэтому очередь на приобретения заветного транспортного средства велась почти на каждом предприятии. И отбор соискателей в эту очередь, был строже, чем в отряд космонавтов. Оказалось, что я не дотягиваю по отдельным параметрам, чтобы встать в заветный строй. Во-первых, хромала профсоюзная составляющая, а о партийной работе вообще нечего говорить – беспартийный. Социальная часть тоже не в мою пользу: и не рабочий и не крестьянин, а представитель интеллигенции, которая есть не класс, а так - прослойка (хорошо еще, что не прокладка) между классами. В общем, полный облом. Но нечаянно повезло с другой стороны. Оказалось, что у жены на работе тоже есть очередь, и что самое замечательное, что она, жена, по всем параметрам подходит быть занесенной в этот список избранных. Потому, что в отличие от меня, анархиста, она и по профсоюзной линии, и по партийной, на высоте. В общем, «комсомолка, спортсменка».
Стоим, значит в очереди, стоим. Все хорошо. Но тут Горбачев затеял перестройку. Он хотел немного подремонтировать этот прогнивший социализм, но не рассчитал сил. Все здание рухнуло, похоронив и страну и первого президента.
Президента СССР, я сказал, а не Горбачева. Горбачев жив до сих пор. Да, пусть продлятся его дни.
Кончилось государство развитого социализма, вместе с ним кончились и очереди на: ковры, холодильники, мебель, автомобили. Очереди кончились, товары исчезли, цены выросли. Мои автомобильные сбережения, соответственно сильно потеряли в цене. И вот, чтобы спасти остатки, снимаем всю сумму и идем с женой по рынку, высматривая, что еще можно на них купить, пока они совсем не обесценились.
- Вот, вот это хочу купить, - говорит супруга. - Таких веселеньких кастрюль у меня еще не было. Хочу вот эти, с белыми ромашками и синими фиалками, на голубом фоне. - Подожди, говорю, они же стоят 6000 рублей. У меня рука не поднимается. Это же цена автомобиля, а не кастрюль.
- Автомобиля нет сегодня, а кастрюль не будет завтра, - говорит жена. А на свои 6000, завтра ты сможешь купить, разве, что коробок спичек. - В общем убедила. Купили.
Набор кастрюль купили, а автомобиль все равно хочется. Но поскольку денег нет, то планы превращаются в мечты. Мечтать, как говорится не вредно. Но мечтать долго не пришлось – наступили времена, в которых не до «сбычи мечт». Хотя бы выжить. Тем более, что и государство расписалось в полном неумении и неспособности обеспечить… даже минимальные потребности своих граждан. Но, тут надо сказать, к чести этого государства, что оно не стало как раньше врать и обманывать, а сказало правду: «Спасайся, кто может». Более того, оно не стало глушить веслом тех, кто самостоятельно пытался выплыть из-под обломков этого «Титаника». Это был первый случай, когда я зауважал свое государство. Ни до, ни после этого больше не было. Ну и народ, конечно, поняв, что не на кого надеяться, начал выживать самостоятельно. Кто-то торговал овощами и картошкой с дачных соток, кто-то «бомбил» на старом Жигуленке, кто-то челночил в Китай. Кто как мог, так и выживал. Я, тоже, как говорится, «вместе со всем советским народом»… несмотря на статус «гнилой интеллигенции», выращивал (крестьянские корни во мне еще не окончательно засохли) на дачном участке картофель и овощи для прокорма семьи; ездил в Китай за всяким ширпотребом. В итоге, за три года труда, и экономии на жвачках и прочих шоколадках для сына, нарядах для жены и дочери, мне удалось собрать тысячу американских рублей.
Пора, решил я. Пора покупать автомобиль. И поехал на автомобильный рынок. Цены на рынке не сказать, что меня удивили, нет. Они повергли меня в шок. На мою тысячу можно, что разве было купить раздолбанный Жигуленок, который непонятно каким чудом самостоятельно доехал до рынка.
Я задумался. Знания, полученные в институте («Что делать?» и «Как нам реорганизовать Рабкрин») и еще не совсем выветрившиеся из моей головы, не давали ответа на вопрос: как быть?
Но помог Пушкин – «наше все»: «Ладно ль за морем, иль худо? И какое в свете чудо?».
Точно. За морем надо искать автомобиль. В Японии. Японцы их хорошо делают и цены у них хорошие.
Да, но как же я попаду в эту сказочную Японию? У меня не только визы нет, но даже паспорта, куда вклеивается эта виза, тоже нет.
Не грусти, сказали мне друзья из Дальневосточного пароходства. Мы моряки и виза нам не нужна. У нас везде открыт безвиз. Это потому, что в море консульств нет. И сделали мне паспорт моряка, и посадили на судно, и вписали в судовую роль, типа старший помощник, младшего матроса. И поплыл я в Японию. Поплыл, потому, что не настоящий моряк. Настоящие моряки по морю не плавают, а ходят.
Вот она, автомобильная Япония. Рынок подержанных автомобилей: Тойоты, Хонды, Ниссаны, Мицубиси, Мазды, Судзуки и прочие Дайхатсу. Купить хочется все и немедленно. Ну, я тут и разошелся. На свою тысячу, купил с размаху, совершенно не торгуясь: Ниссан Блюберд универсал за 650 американских тугриков. Он мне сразу приглянулся своей вместительностью: мы с женой, сзади двое детей и в багажнике шесть мешков картошки и прочие капуста с корнеплодами. Хороший автомобиль. Ну а на сдачу прикупил еще симпатичный хэтчбек Дайхатсу Шарада и седан Митцубиси Ланцер.
Думаете слишком дешево? Ничуть. Рекорд цены, у меня был 100 долларов за Тойота Терсел.
Таким образом, вошел я в клуб автолюбителей. Правда, был я еще неопытным автомобилистом. Поэтому на перекурах, слушал с восхищением рассказы коллег-автомобилистов, которые повествовали о своих автомобильных подвигах. Кто-то заменил на своих Жигулях поршневые кольца, кто-то вкладыши коленвала. Одному мне не о чем было рассказать.
- А ты, что ничего не рассказываешь, как справляешься со своим японским железом?
- Никак - отвечаю.
- Ты, что же, не ездишь?
- Езжу – отвечаю.
- А почему ничего не чинишь?
-Так, не ломается.
- Не, ну так не может быть. Если на машине ездить, то она не может не ломаться.
И вот, я езжу, но прислушиваясь к советам более опытных водителей, жду, когда мое авто сломается. А оно не ломается, и не ломается. А когда прошел целый год, я со страхом подумал, что, ну вот, сейчас уж точно сломается. И чтобы не испытывать судьбу дальше, достал свой паспорт моряка и ушел в моря. За новым автомобилем. А старый продал за 1650 американских дензнаков.
По законам предпринимательства, продажа должна приносить прибыль. К тому времени мы немного отошли от плановой экономики и осваивали азы рынка. Уже чисто практически.
Обратно я пришел уже с четверкой японских автомобилей. И, продолжал ходить в моря еще лет пять. Поскольку по-прежнему боялся, что, что-нибудь сломается. А еще и потому, что в умах россиян бытовало представление о том, что японцы закладывают в свои автомобили ограниченный ресурс, чтобы народ долго не ездил, а покупал новые. Но японцы оказались мудрее, нежели наши представления о них. Они делали вечные автомобили, но заставляли своих граждан как можно чаще их менять. Но не потому, что старый автомобиль может сломаться, а потому, что за старый нужно больше платить за техосмотр и другие сборы. А старые они начали продавать нам россиянам, обалдевшим от цены и качества. А также в страны Африки, Азии и даже в Австралию.
Таким образом, за пять лет, ежегодных походов «за зипунами» я лично увеличил парк автомобилей в России на три десятка единиц. Но потом… постарел, стал ленивым и перестал ходить по морям. Да и необходимость отпала. Теперь, развалившись в кресле и двигая только мышкой, а не ногами или в лучшем случае педалями велосипеда, от стоянки до стоянки, можно было на электронном японском аукционе находить и покупать нужное авто. Да и делать это не нужно ежегодно. Как убедился на практике, ни через год, ни даже через десять японские автомобили не ломаются. Так, что последний свой автомобиль я прикупил уже дистанционно и езжу на нем одиннадцатый год.
А, что же кастрюли, спросите вы?
Кастрюли тоже ничего, тоже не сломались и даже до сих пор и функционируют. Жена, правда, периодически собирается их выбросить по причине древности. Но, я ее останавливаю:
- И хорошо, что древность. Я люблю всякий антиквариат. К тому же я им очень обязан, этим твоим кастрюлям. Они спасли меня от Жигулей. Купи, мы не кастрюли, а Жигули, судьба повернулась бы к нам совершенно другим боком. Так, что даже если у тебя не будет места для этой посуды на кухне, я возьму ее к себе в кабинет и поставлю на книжную полку, среди любимых томиков.
2018
Свидетельство о публикации №221080500776