Через года, сценарий короткометражного фильма

НАТ. ДЕНЬ. ЛЕС
Действие происходит до лета 1989-го года. Сибирь, где-то на Алтае.
Весна. Май месяц.
Небо пасмурное. Небольшой ветер.

По лесу с большим рюкзаком за плечами идёт ГЕОЛОГ - мужчина лет от двадцати пяти до тридцати, среднего роста, волосы каштановые, худощавого телосложения, в круглых очках, без какой-либо растительности на лице. На поясе у него закреплён геологический молоток. Геолог напевает мелодию припева из песни “Молодость моя, Белоруссия”...

Геолог развязывает рюкзак, достаёт из него карту, смотрит в неё, кладёт обратно, рюкзак завязывает, после чего продолжает идти по лесу.

ГЕОЛОГ
(кричит)
Надя! Миша! Боря! Ау! Я здесь! Ребят!

Геолог видит большой камень и садится на него.

ГЕОЛОГ
Фу-ты, ну-ты… Кому я кричу, спрашивается? Как в пустоту…
(напевает)
Я искал здесь вино, а нашёл… никого. Тьфу!

НАТ. ДЕНЬ. ПОЛЯНА
Геолог выходит на поляну. На лбу у Геолога пот - он измождён, тяжело дышит, волосы взмокшие. Он еле идёт.
Вдруг Геолог замечает дом вдалеке и начинает к нему идти. На подходе к этому дому Геолога из будки, стоящей рядом с этим домом, мощным лаем встречает большая собака на цепи. Собака явно хочет отпугнуть незнакомца.

ГЕОЛОГ
(повышает голос)
Есть тут кто живой?

ГОЛОС ОХОТНИКА
Нету!

Геолог улыбается и одновременно недоумевает.

ГЕОЛОГ
(про себя)
Не понял…

Собака продолжает лаять.

ГЕОЛОГ
Ну хоть кто-то да есть?

ГОЛОС ОХОТНИКА
Нет здесь никого!

ГЕОЛОГ
А кто тогда говорит, позвольте спросить?

ГОЛОС ОХОТНИКА
(с насмешкой)
Лесной дух!

ГЕОЛОГ
Кто-кто?

ГОЛОС ОХОТНИКА
Дух лесной!

ГЕОЛОГ
Какой ещё дух? Послушайте, вы можете мне помочь? Я заблудился. Я вас очень прошу!

Из дома выходит с ружьём за левым плечом ОХОТНИК — высокий мужчина лет от шестидесяти до семидесяти. Несмотря на возраст, он держится бодро, ходит уверенно, фигура если не спортивная, то, по крайней мере, хорошо сложенная. Охотник - левша, у него здоровый цвет лица и сильный загар, зубы тоже здоровые, все на месте, но белизной они не отличаются. Руки натружены. В волосах Охотника проседь, глаза серо-зелёные, на лице ещё не седые совсем борода и усы. Взгляд суровый, хитроватый и недоверчивый. С дикцией у Охотника тоже полный порядок.
Геолог остаётся на месте — он ждёт, что будет дальше, и смотрит на Охотника.

ОХОТНИК
(собаке)
Лада, ну тише ты, тише ты, господи! Угомонись. Чего ты разоралась-то так? Аж надрывается...

Собака повинуется и перестаёт голосить.

ОХОТНИК
(Геологу)
Ну? Ты кто такой будешь? Откуда?

ГЕОЛОГ
Я геолог. Отправились в экспедицию с партией, а я…

Геолог разводит руками.

ГЕОЛОГ
Я потерялся в лесу. Три дня шли как надо, всё было хорошо, а тут зазевался, задумался, и всё, и на тебе… Кранты. Потерялся. Отстал от партии. Места не совсем обхоженные ещё, вот и...

ОХОТНИК
Помощь с чем нужна?

ГЕОЛОГ
Воды, если можно. Моя заканчивается.

ОХОТНИК
И всё?

Геолог кивает.

ГЕОЛОГ
Да, и всё.

ОХОТНИК
Ну есть у меня вода...

Охотник заходит в дом, возвращается оттуда с алюминиевой кружкой, протягивает её Геологу.

ОХОТНИК
Бери.

Геолог радостно улыбается.

ГЕОЛОГ
Ох, спасибо вам огромное…

Геолог освобождает плечи — ставит свой рюкзак на землю, берёт кружку из рук Охотника, пьёт.

ОХОТНИК
(усмехаясь)
Раз ты такой растяпа, чего ж ты в поход отправился?

Геолог с негодованием смотрит на Охотника.

ГЕОЛОГ
Это вы совершенно зря. Я же не первокурсник какой-нибудь. Я человек опытный. Так получилось просто, со всеми бывает. Я сам не понимаю, как это произошло, но…
(пожимает плечами)
Так бывает.

ОХОТНИК
(усмехается)
Будешь так теряться — долго не проживёшь. По себе знаю.

Геолог протягивает кружку обратно.

ГЕОЛОГ
Спасибо. И за совет тоже.

Охотник принимает кружку. Когда он делает это, то на пальцах его левой руки виднеется наколка — “КОСА”. Охотник вытряхивает капли из кружки.

ГЕОЛОГ
А вы сами, что, живёте здесь?

ОХОТНИК
Ясен пень.

ГЕОЛОГ
А чем промышляете?

Охотник идёт по направлению к дому, спиной к Геологу.

ОХОТНИК
Тебе больше всех надо?

ГЕОЛОГ
Да нет, я спросил просто.

Охотник останавливается, становится вполоборота к Геологу, но смотрит не на него, а куда-то в сторону.

ОХОТНИК
Охотой.

ГЕОЛОГ
А-а-а-а… А медведей много здесь?

ОХОТНИК
Хватает. Обратно пойдёшь — смотри во все глаза.

ГЕОЛОГ
Да куда ж я пойду-то…

Охотник поворачивается к Геологу всем телом, смотрит на него и приподнимает брови.

ОХОТНИК
(с раздражением)
А, я так понимаю, ты у меня собрался перекантовываться?

Геолог тоже в свою очередь раздражается. Он берёт рюкзак и накидывает его на плечи.

ГЕОЛОГ
И не собирался. Нужны вы мне, как собаке пятая палка, тьфу, нога, с таким тёплым приёмом. Просто своих найти не так-то просто.

ОХОТНИК
Искать будешь — найдёшь.

Геолог вдруг останавливается и оборачивается, на лице растерянная улыбка.

ГЕОЛОГ
Не понял?

ОХОТНИК
Чего ты не понял?

ГЕОЛОГ
Что вы сказали сейчас?

ОХОТНИК
У тебя, никак, ещё и со слухом плохо, что ли?


ГЕОЛОГ
Нет, нормально всё.

ОХОТНИК
Искать, говорю, будешь — найдёшь. Вот и ищи.

ГЕОЛОГ
А вы фильм “Знаете ли вы?” смотрели?

ОХОТНИК
Не смотрел. Фильмов очень мало видел.

ГЕОЛОГ
Ну вспомните! Может, видели.

ОХОТНИК
Не видел.

ГЕОЛОГ
Там начальник политотдела был фронтового...

ОХОТНИК
Ну? И чё?

ГЕОЛОГ
У него фраза была там такая: “Искать будете — найдёте”. Его ещё Квятов играл… Вы на него, кстати, похожи очень.

ОХОТНИК
(недоумённо)
Кто играл?


ГЕОЛОГ
Квятов. Николай Валентинович.

ОХОТНИК
Такого не знаю.

ГЕОЛОГ
Точно? Он очень был известный...

ОХОТНИК
Парень, слушай, чего ты заладил? Я ж тебе говорю: не знаю. Откуда мне знать-то?

ГЕОЛОГ
Ну ладно... А вас как зовут?

ОХОТНИК
А тебе что за надобность?

ГЕОЛОГ
(пожимает плечами)
Да так. Не хотите — не говорите.

ОХОТНИК
Ну Кузьмин я. Ефим Трофимыч.

ГЕОЛОГ
(пожимает плечами)
Да, странно…

ОХОТНИК
Чё странно-то?

ГЕОЛОГ
Да вы так на Квятова похожи, что у меня аж наваждение сейчас случилось как будто... Я просто лицо его помню хорошо, мы с мамой много раз этот фильм пересматривали…

ОХОТНИК
(машет рукой)
Всё ты путаешь, парень. Не похож я.

ГЕОЛОГ
А вы откуда знаете-то, похожи вы, не похожи, если фильма не видели?

ОХОТНИК
А как фильм, говоришь, называется?

ГЕОЛОГ
“Знаете ли вы?”.

ОХОТНИК
Что знаю? Ты мне название фильма можешь сказать?

ГЕОЛОГ
Ну он так и называется — “Знаете ли вы”! А вы местный?

ОХОТНИК
(с гордостью)
Местный, конечно. Всю жизнь здесь прожил.

ГЕОЛОГ
А Квятов из Москвы был… А разговариваете-то вы, как москвич, Ефим Трофимыч.

ОХОТНИК
Чего-чего-чего? Это я-то, как москвич? Сам-то откуда?

ГЕОЛОГ
Из Москвы.

ОХОТНИК
Ну? Откуда ж ты знаешь, как местные говорят?

ГЕОЛОГ
Так я ж общался с ними. И немало. С ними разница чувствуется в языке. А с вами нет. Как будто никуда и не уезжал.

ОХОТНИК
Знаешь, чё, парень? Иди-ка ты…
(понимает, что машет в сторону леса)
Лесом! Понял?

Охотник скручивают дулю левой рукой и показывает её Геологу.

ОХОТНИК
Видал? Вот тебе и фильм, и актёр, и всё на свете!
(убирает руку)
Чеши отсюда. Только подошёл, а уже надоел до смерти. Тебе вон чё-то в голову взбрело — от голода, видать, а на меня тут стоишь наговариваешь, с толку сбиваешь... Я, может, лицо твоё тоже где-то видал, и что теперь? Это не повод ерунду городить!

ГЕОЛОГ
(улыбается)
А я всё видел.

ОХОТНИК
Чего видел?

ГЕОЛОГ
“Косу”.

ОХОТНИК
Какую ещё косу? Где?
(озирается по сторонам)
Где ты какую косу увидел? Я тебе крестьянин, что ли, ходить с косой? За спиной ружьё у меня. Ты никак с луны свалился...

ГЕОЛОГ
Я знаю, что вы охотник. Я не про то. У вас на руке наколка “Коса”.

ОХОТНИК
Нет там у меня ничего.

ГЕОЛОГ
А Квят худой, как смерть с косой.

Охотник приходит в изумление.

ГЕОЛОГ
Ага! Здравствуйте, Николай Валентинович. Поймал.

ОХОТНИК
Ну-ка повтори!?

ГЕОЛОГ
Квят худой, как смерть с косой. Неужто не слышали? Не поверю! У охотников-то хороший слух...

ОХОТНИК
Ты откуда знаешь про это, геолог ты недоделанный?!

ГЕОЛОГ
Про наколку?

ОХОТНИК
И про неё тоже!

ГЕОЛОГ
Из газет.

ОХОТНИК
Каких ещё газет?

ГЕОЛОГ
Ну вы же интервью давали разные, пока не пропали году… В каком же… В семидесятом.


ОХОТНИК
Тебе давал интервью?

ГЕОЛОГ
Да почему мне?

ОХОТНИК
Да потому что ты ведь журналист, так? Зуб даю, что журналист.

ГЕОЛОГ
Да никакой я не журналист!

ОХОТНИК
А кто ты тогда?

ГЕОЛОГ
Геолог.

ОХОТНИК
А вот как мне тебе верить после таких вывертов?

ГЕОЛОГ
Ради бога, пожалуйста!
(кладёт рюкзак на землю)
Я вам весь свой инструментарий могу показать. Надо?

ОХОТНИК
(отмахивается)
Не надо, парень! Ну хорошо. Ты геолог. В кино меня видел много, запомнил, по лицу мог узнать. Но ты мне объясни: откуда, ну вот откуда ты, геолог, которому я в деды гожусь, знает, как меня пацаны во дворе звали до войны ещё? Квятом они сначала меня звали, да, а потом Косой стали звать. И как они меня дразнили, ты откуда знаешь? Ну про это если кто и знал, то забыл уже давно! Я и сам уже про это забыл.

Охотник показывает на наколку.

ОХОТНИК
А что наколка у меня на левой руке тут, за которую меня какой только режиссёр не шпынял, а?! Откуда? А дразнилку эту я лет пятьдесят уже не слышал, а ты её знаешь! Ты разведчик, что ли? Информацию собираешь?

ГЕОЛОГ
(невозмутимо)
Нет, не разведчик! Николай Валентинович, я ж говорю: я про это из газет узнал. Я их читал много. Вы сами про это всё рассказывали публично. Забыли просто, наверное? И передачи про вас были на телевидении несколько раз.

ОХОТНИК
А ты их, надо понимать, и газеты вычитывал, и передачи высматривал.

ГЕОЛОГ
Да.

ОХОТНИК
Спрашивается: а нафига? Я ж не постановления Политбюро!

ГЕОЛОГ
Мама ваша большая поклонница потому что. Мы с ней вдвоём эти газеты и читали. И передачи смотрели. Видели бы вы, как она плакала, когда узнала, что вы пропали.

ОХОТНИК
(озадаченно)
Как плакала?

Геолог начинает злиться.

ГЕОЛОГ
(с досадой)
Да вот так! А вы стояли только что тут и упирались непонятно для чего. Упёрлись, и всё тут… Законспирировались, блин! И ещё отчитывали — мне, мол, померещилось. А мне не померещилось ничего. И придумает же ведь, блин: Кузьмин Ефим Трофимович. А вот зачем, Николай Валентинович? Вы же ничего противозаконного не делали, так ведь?

ОХОТНИК
Конечно, не делал!

ГЕОЛОГ
Ну вот. А зачем тогда?

ОХОТНИК
(вздыхает)
Этого, брат, в двух словах не расскажешь.

ГЕОЛОГ
Мамы, жалко, тут нету. Она б так обрадовалась.

ОХОТНИК
А она тогда сильно плакала?

Раздражение Геолога постепенно сходит на нет.

ГЕОЛОГ
(спокойно)
Конечно. Она ж вас с детства знает и любит. И вспоминает до сих пор.

ОХОТНИК
Ну простите, что… Что так вышло. Простите, правда. Что так будет, я никак не рассчитывал. Что кто-то про меня вспомнит. Думал, быстро забудут, и всё, и не станут искать даже.


ГЕОЛОГ
А семья, друзья? Они вас не ищут?

ОХОТНИК
Семьи не было у меня давно. Детьми обзавестись не успел. А с друзьями переругался со всеми…

ГЕОЛОГ
И вы простите, Николай Валентиныч, если я вас потревожил.

ОХОТНИК
(пожимает плечами)
Да нет, ничего. Это приятно даже.

ГЕОЛОГ
Николай Валентинович, а попросить можно вас?

ОХОТНИК
О чём?

ГЕОЛОГ
Вы маме моей можете написать?

ОХОТНИК
Ну… Я писем не писал давно... А что я ей напишу-то? Мы ж с ней не знакомы даже.

ГЕОЛОГ
Знакомы.

ОХОТНИК
Разве?

ГЕОЛОГ
Да, конечно. Вы летели с ней вместе в какой-то город. Ещё до моего рождения, году в 61-м…

ОХОТНИК
Не помню. Я много куда летал.

ГЕОЛОГ
Совсем не помните?

ОХОТНИК
Совсем. А зовут её как хоть?

ГЕОЛОГ
Роланда.

ОХОТНИК
Как?

ГЕОЛОГ
Роланда.

ОХОТНИК
Француженка?

ГЕОЛОГ
(улыбается)
Не-ет! Русская. Тищева Роланда Сергеевна.

ОХОТНИК
Не припомню. Имя редкое, я бы запомнил…

ГЕОЛОГ
(с досадой)
Блин. Ладно, пойду я тогда…

Охотник усиленно думает.

ОХОТНИК
Подожди, подожди пока. Я повспоминаю сейчас. Память-то у меня в порядке ещё.

Проходит десять секунд, Охотника озаряет.

ОХОТНИК
Да, помню, как не помнить! Знал я женщину с таким именем. Волосы у неё не светлые случайно?

Геолог кивает.

ОХОТНИК
Глаза зелёные. И лицо узкое... И серьги такие большие серебряные… И голос высокий.

ГЕОЛОГ
Да.

ОХОТНИК
А муж в Министерстве иностранных дел работает?

Геолог оживает.

ГЕОЛОГ
Да, точно!

ОХОТНИК
Да, вспоминаю. Видный такой мужик. Она мне его фотографию показывала в самолёте... А у тебя фотография есть её?

ГЕОЛОГ
А как же! Я её беру в каждый поход.

Геолог ставит рюкзак на землю, достаёт оттуда всепогодный чехол, в который вложена цветная фотография. Геологу отдаёт её Охотнику.

ГЕОЛОГ
Возьмите.

ОХОТНИК
Цветная, ого… Нечасто встретишь. Спасибо… Она, да! Ёшкин кот, она самая...

Охотник всматривается в лица. На фотографии по левую руку — женщина-блондинка с зелёными глазами лет сорока в красивом красном платье до колена, с большими серебряными серьгами искусной работы, посередине — мальчик пяти-шести лет с каштановыми волосами, справа — мужчина представительного вида в костюме цвета охры, высокого роста и с хорошей осанкой, не намного старше жены, лет сорока пяти. Все трое счастливо улыбаются, держатся за руки и смотрят в камеру. На фоне неяркая занавесь цвета золота с блёстками.

ОХОТНИК
Да, она! И вот точно такая она была тогда! Точно такая… Только платье другое. Или не платье на ней было, а костюм, не помню. Как будто передо мной сейчас стоят все, надо же… Вот это привет из прошлого. Это какой год?

ГЕОЛОГ
67-й, что ли. Мне лет пять-шесть было.

ОХОТНИК
И мужчину узнаю справа. Это ж папа твой, да?

Геолог кивает.

ОХОТНИК
Помню-помню… Память на лица у меня всегда была... Хех, шкет. Улыбается...

Охотник поднимает глаза на Геолога. Тот улыбается так же счастливо, как и на фотографии.

ОХОТНИК
(всматривается дальше в фотографию)
Не изменился почти. Да, похож ты на родителей. То-то я думаю, где я тебя видел… Фотография хорошая, спасибо.

Охотник отдаёт фотографию Геологу.

ГЕОЛОГ
Вспомнили?

ОХОТНИК
Да вспомнил, конечно! В Череповец мы летели с ней. Она слева сидела, у окна, а я справа. У нас актёр в труппе, Вася Терешин, воспаление лёгких подхватил и слёг. Зима тогда была холодная. Или у него с непривычки это... А у него главная роль. Спектакль под угрозой. Меня на замену тут же вызвали, я бросил всё, сорвался чуть ли не со съёмок. Весь был на нервах: как раз тогда разводился…

ГЕОЛОГ
А вы и женаты были?

ОХОТНИК
Был. Недолго. Женька хорошая была девушка, но не сошлось. Была там своя закавыка. А мама Женина здесь в лесу со мной...

ГЕОЛОГ
Как это?

ОХОТНИК
А я вон собаку в честь неё назвал… Тёщу Лада Семённа звали. Она меня любила, конечно, но строгая была. Норовила меня всё время цапнуть за что-то…
(кивает на будку собаки)
И эта вон тоже дама с характером, не просто так своё имя носит.

Охотник смеётся, Геолог тоже.

ОХОТНИК
Ну это ладно! Настроение, знаешь, у меня паршивое было, когда в самолёт садился. Дело-то, конечно, не спорю, хорошее: я товарища, коллегу выручал. Но мотаться не хотелось, да и вообще как-то всё… Враскоряку. И я по трапу поднимаюсь и думаю: “Что ж это такое… Пашу, как ненормальный, а на кой чёрт? Всё равно меня люди ни фига не запомнят”. Публика, то бишь. Сажусь, а тут на меня женщина смотрит и улыбается. Вот примерно как ты сейчас. Я ничего не соображаю, говорю ей: “Здравствуйте.”. Вроде как что-то спросить хочу, а в голову ничего не идёт. А она мне радостно так отвечает: “Здравствуйте, Николай Валентинович!”. И я сразу вот ту чушь, про которую думал, когда поднимался в самолёт, забыл. Сразу хорошо мне стало, веришь?

ГЕОЛОГ
(кивает)
Да верю, конечно.

ОХОТНИК
Вот… И мы с ней разговорились. Она мне фотографию мужа своего показала — папы твоего, то бишь. Сказала ещё, что ребёнка ждёт, на четвёртом месяце, и, как назвать, не знает.
(задумчиво)
Слушай… А не тебя она носила?

ГЕОЛОГ
(кивает, улыбается)
Меня.

ОХОТНИК
Тогда ты с нами, получается, летел.

Геолог улыбается.

ОХОТНИК
Да уж… Кино… А потом как она давай меня хвалить без остановки… Особенно за этого вот начальника политотдела… Такой восторг у неё был. А мне даже неловко стало, что я не заслуживаю восторга этого... Роль неплохая была. Но я что на фронте видел, то и воспроизводил, это дело нехитрое. Списывал, срисовывал, так сказать… Не всё, конечно! Что-то додумывал сам. И всё через себя пропускал, само собой. Хотел людей, которых там встретил, на плёнке сохранить как бы. Там столько их было хороших, ты б знал... И от отца своего кое-что я взял. Он у меня человечище был, воевал тоже. И фразу вот эту: “Искать будешь — найдёшь” я от него перенял. Помню, я на предприятии работал каком-то, это ещё до войны было. Вот... Трудовую книжку потерял. Не знал, как отцу сказать — думал, капут, убьёт к чёртовой матери вообще… Да ещё за утерю штраф был 25 рублей... Но всё-таки пришёл к нему, говорю: “Па, я трудовую книжку посеял”. А отец спокойно мне говорит, как будто не случилось ничё: “Искать будешь — найдёшь”. И я вмиг успокоился, как-то выровнялось у меня внутри всё. Дрожать перестал. Стал искать и нашёл, представляешь! Выпала она у меня просто в универмаге одном... И всё, и я запомнил вот эту фразу. Он много матери писал, я помню… Ой!
(хлопает себя по лбу)
Вот я дурак! Натуральный дурак!

ГЕОЛОГ
Что такое, Николай Валентинович?

ОХОТНИК
Я твоей матери забыл написать! Забыл... Мы ж с ней договорились: спишемся, как только я прилечу. А работы невпроворот было, суматоха, вот оно из головы вылетело, зараза…

ГЕОЛОГ
(с грустью)
А она ваш адрес потеряла. Выронила где-то.

ОХОТНИК
Жалко. А мы с ней и не виделись больше с того рейса. Если б я её увидел, то вспомнил бы, конечно, сразу… А сейчас, смотри-ка, возможность появилась.
(улыбается, смотрит на Геолога)
Смотри-ка, как жизнь-то поворачивается, а! А я-то думаю всё: где я тебя видел?

ГЕОЛОГ
(радостно)
Так вы напишете?

ОХОТНИК
А то! Только тебе подождать придётся…

ГЕОЛОГ
Здесь?

ОХОТНИК
Смеёшься? Что ты! Нет, конечно. Пошли ко мне в дом. Давай-давай, не стесняйся, я тебя потчевать буду сейчас. У меня мясца там припасено. Поешь хоть, на тебе ж лица нет. У тебя же консервы одни, небось, да?

ГЕОЛОГ
(кивает)
Да.

ОХОТНИК
Ну вот! Ты будешь есть, а я подумаю пока, что написать. Иргой угощу тебя, а то девать некуда.

ГЕОЛОГ
А что это — ирга?

ОХОТНИК
Такая ягода. Ну, не совсем ягода… Ну… Увидишь! На яблоко похожая. Растёт здесь. Хорошая штука, полезная. Вкус у неё необычный. Не слышал разве? Её коринкой называют ещё.

ГЕОЛОГ
Нет. Или слышал… Нет, не слышал всё-таки.

ОХОТНИК
Ну вот и попробуешь. И чая тебе с малиной налью. Из самовара не пил чай ещё, наверно, ни разу?

ГЕОЛОГ
(удивлённо)
Ух ты! Нет, не пил.

ОХОТНИК
Попьёшь сейчас. Хочешь?

ГЕОЛОГ
Если нальёте, не откажусь.

ОХОТНИК
Налью, налью, не беспокойся!
(напевает про себя)
Ойся ты, ойся…

ГЕОЛОГ
Николай Валентинович?

ОХОТНИК
А?

ГЕОЛОГ
А вам письменные принадлежности дать какие-нибудь?

ОХОТНИК
Не надо, не надо! У меня свои есть… Давай, пошли.

Охотник и Геолог отправляются к дому.

ОХОТНИК
(Геологу)
Самовар старинный, между прочим, мне по наследству достался. Ему уж не знаю, сколько лет. Я его к себе сюда взял… Погостишь сейчас вот, а то получилось как-то не по-людски совсем. Разучился я с людьми разговаривать… Провожу тебя потом до своих. Я-то, это, места эти знаю все. У меня ж и ружьё вот на всякий случай есть… Дай-то бог, чтоб не пригодилось.

Охотник разминает левое плечо. Начинает идти мелкий дождь. Охотник поднимает голову, смотрит в небо несколько секунд.

ОХОТНИК
(опускает голову, смотрит перед собой)
 Да и вон дождь начинает покрапывать. Давай скорее.

Охотник и Геолог отправляются к дому.

ГЕОЛОГ
Как вы сказали? Похрапывать?

ОХОТНИК
Покрапывать! Это местные говорят так… А говорил, здешнюю речь знаешь.

ГЕОЛОГ
Да, знаю, от этого я не отказываюсь. Только не всю, конечно. Я же не этнограф… И этнографы — и те не всё знают.

ОХОТНИК
Тут ты прав.


НАТ. ПОЛЯНА - ДЕНЬ
Охотник и Геолог стоят на пороге дома Охотника. Охотник с ружьём за левым плечом.

ОХОТНИК
Ну как? Сытый?

ГЕОЛОГ
Очень. Спасибо вам.

ОХОТНИК
Тебе спасибо.

ГЕОЛОГ
За что это?

ОХОТНИК
За то, что узнал.

ГЕОЛОГ
Да ладно вам! Делов-то…

ОХОТНИК
Не скажи. Не каждый бы меня, хех, признал. А чай как?

Геолог показывает большой палец.

ОХОТНИК
Славно. Коринка понравилась?

ГЕОЛОГ
Да.

ОХОТНИК
Будет что родителям рассказать, да?

ГЕОЛОГ
Это уж точно.

ОХОТНИК
На-ка вот, ирги им принесёшь.

Охотник вручает Геологу мешочек.

ГЕОЛОГ
Спасибо.

ОХОТНИК
Это не всё.

Охотник протягивает Геологу старую чёрно-белую фотографию. На ней тот же самый Охотник крупным планом, только на двадцать лет моложе: бритый, с небольшими усами, с модно зачёсанными волосами, в костюме, смотрит с прищуром и счастливой улыбкой влево от камеры по обыкновению тех времён.

ГЕОЛОГ
Ой, это ж вы… И снова здравствуйте.

ОХОТНИК
Привет, коль не шутишь.
(улыбается)
Да, с собой на память взял. Отдашь матери. Пусть только оборот прочтёт. А папа не заревнует твой?

ГЕОЛОГ
Да нет, она душа в душу живут столько лет уже. Да и он вас знает, уважает, как фронтовик фронтовика.

ОХОТНИК
Это хорошо...

Геолог переворачивает фотографию и читает на оборотной стороне: “Здравствуйте, дорогая Роланда Сергеевна! Простите, что забыл написать вам — было много работы. Со мной всё в порядке, охотничаю вместе со своей собакой Ладой. У вас прекрасная семья. Спасибо за тот разговор в самолёте и за то, что переживали обо мне. Я этого никогда не забуду. Вы, как никто, заслужили эту фотографию. Долгих вам лет жизни и успехов.
Николай Квятов”.
Под текстом письма красуется крупная размашистая подпись Квятова.

ОХОТНИК
Мне фотография эта ни к чему тут. Я жизнью своей доволен, возвращаться не собираюсь, куда там... А маме твоей в самый раз. Раз это её осчастливит, то… Пускай. Да я и сам осчастливился, знаешь. Человеком хоть себя почувствовал, когда её сначала встретил, а сейчас тебя вот… Чувства сходные очень... Отцу привет передавай. Не забудь только.

ГЕОЛОГ
Нет-нет, не забуду, что вы.

ОХОТНИК
Остальное всё им на словах расскажешь. Как встретились, и так далее. Только, кроме них, никому больше про меня, идёт?

ГЕОЛОГ
Идёт... А, постойте.

ОХОТНИК
Чего такое?

ГЕОЛОГ
У меня сестра есть ещё. Ей можно?

ОХОТНИК
(кивает)
Можно. И всё.

ГЕОЛОГ
Хорошо.

ОХОТНИК
Молодец!
(похлопывает Геолога по плечу)
Я б таким сыном гордился, чесслово. Ну ладно, парень, потопали! Нам до твоих добираться ещё...

ГЕОЛОГ
Сейчас, подождите, я положу.

ОХОТНИК
Ага.

Геолог достаёт из рюкзака свой всепогодный чехол, где хранится его фотография, и кладёт к ней фотографию Охотника, после чего кладёт чехол обратно и завязывает рюкзак.

ГЕОЛОГ
Вперёд.

ОХОТНИК
Ну, всё, лёд тронулся, отходим от причала…

Собака лает на фоне.

ОХОТНИК
(собаке)
Лада, ну чего ты? Хорош гавкать! Ты мне всех поклонников поперепугаешь здесь, дура старая! Подруга жизни, блин…

Геолог улыбается.

ГЕОЛОГ
Да, может, она нас провожает?


ОХОТНИК
(Геологу)
А, знаешь, может быть. Лада Семённа тоже, когда я уходил куда-то, меня в коридоре провожала и всё время напутствовала чего-то… О, ёшкин кот! А мама твоя ж не знала, как сына назвать. Придумала?

ГЕОЛОГ
Да. Николаем.

Охотник улыбается, Геолог тоже.

Охотник и Геолог бодро идут в сторону леса к горизонту. Охотник напевает про себя: “Где бы я ни был: в пустыне безбрежной, в море, в горах с пастухом у огня, эти глаза неотрывно и нежно, мне помогая, глядят на меня…”.

ОХОТНИК
Коль!

ГЕОЛОГ
А?

ОХОТНИК
А Рашид Бейбутов-то как поживает? Не слышно его?

ГЕОЛОГ
Слышно. Ещё как слышно.

ОХОТНИК
А Магомаева?

ГЕОЛОГ
Магомаева очень даже слышно.

ОХОТНИК
А я знаком с Бейбутовым… Вживую слышал, как он эту песню исполнял. Разговаривал с ним. Правда, недолго… Хороший мужик. И голос у него, а… Скажи?

ГЕОЛОГ
Да…

ОХОТНИК
А напой мне из Магомаева что-нибудь нового. Он же ж тоже поёт?

ГЕОЛОГ
Конечно!

ОХОТНИК
Спой, пожалуйста. Если, конечно, не устал.

ГЕОЛОГ
Николай Валентиныч, да у меня же голоса нет совсем. Я даже в походах не пою. Стесняюсь.

ОХОТНИК
А ты про это не думай, Коль. Пой, и всё. Смотри, красота какая.
(останавливается, окидывает взором округу)
Ну посмотри же ведь! Какая ж природа здесь! Тебе петь не хочется от таких видов разве?! Чего, ты думаешь, я сюда пошёл? Здесь душа живёт, ты понимаешь! Никто тебе по ушам не ездит. У меня тоже голоса ни фига нет, но я тоже песни пел. И люди слушали. Иногда голос — это не главное совсем. Петь душой надо-то. Я вот душой и пел. А то бывает так, что голос есть, а души нет, когда человек поёт... Это обидно даже.

ГЕОЛОГ
Я попробую.

ОХОТНИК
Давай, давай!
(усмехается)
Может, ты потом певцом станешь. Ушёл геологом, а вернёшься певцом. Женя Евстигнеев вон слесарем был, я слышал. Дивно играет, просто молодец! О, и, этот ж, Тарковский тоже геологом сначала был...

ГЕОЛОГ
Тарковский?

ОХОТНИК
Да. Режиссёр. Интересный малый. Смотрел “Иваново детство”?

ГЕОЛОГ
Да вроде смотрел.

ОХОТНИК
Ну это его. На фронте не был, а фронтовую жизнь показал! Вот как это? Это ж уметь надо. С ним я виделся один разок… В компании. Рядом сидели, выпивали. Тоже недолго. Он не рассказывал особо про то, как был геологом. Упомянул. Но я запомнил. Шукшин мелькал там где-то. Лицо у него хорошее, запоминающееся. И писатель он хороший, я его читал, помню. А ты?

ГЕОЛОГ
Да, тоже.

ОХОТНИК
 Андрей тогда сказал, что в этих геологических экспедициях стал тем, кем стал. Сформировался. Вот представляешь? Где, казалось бы, кинематограф и геология? А вот. И я его с годами понимать стал, как тут пожил… Сначала, знаешь, это прихоть была какая-то даже, что ли. Я долго и не думал — просто на всё плюнул, не сказал никому и уехал. Квартиру свою московскую продал, взял собаку, пожитки взял, туда-сюда... Всё как-то резво получилось. И неожиданно. Я про охотников читал, быт их знал. И с фронта ещё стреляю метко… Н-да... Решил, сдюжу. И не ошибся. Время показало: я правильно сделал всё. Только книги все, что взял, поперечитал давно. Несколько раз. Надо бы новые достать… Культура-то наша на месте не стоит, а? Куда ж без нового-то?

ГЕОЛОГ
(кивает)
Конечно.

ОХОТНИК
Да, надо. Да я всё никак к людям не выйду… А надо.

Геолог начинает петь “Луч солнца золотого”, потом вдруг прерывается после первого же куплета.

ОХОТНИК
Чего остановился?

ГЕОЛОГ
Да ну… Какое это пение?

ОХОТНИК
Да всё в порядке! Или ты стесняешься перед кем?

ГЕОЛОГ
Ну как… Перед вами.

ОХОТНИК
(отмахивается)
Ой, Коль, я тебя умоляю! Скажешь тоже... Нашёл перед кем! Вот, я помню, на фронте мы как пели: голоса хриплые, бессонные все сами, с ног уже валимся — третьи сутки немца гоним, идём-идём, идём-идём, и погода такая ещё нерадостная… И грязюка! Страшная, знаешь, такая грязюка. Аж до неба, блин. Всё в этой грязи как будто. А мы всё равно поём. Потому что хотим. И душа очищается. И хорошо, понимаешь? И весело! Так и в войне с песней побеждают. Но я-то тебя, конечно, не заставляю...

Геолог продолжает петь, Охотник улавливает мелодию и подпевает ему без слов. Начинает идти мелкий дождь и в то же самое время из-за облаков выглядывает солнце. Геолог и Охотник вскоре исчезают из виду за деревьями.

ТИТРЫ


КОНЕЦ


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.