Как измерить Святовита в Кракове?

Каюсь!
Я был в Варшаве!
Я бродил по её проспектам, добрёл до станции моего имени. Это было потрясающе.
Уже абсолютно выбившийся из сил я медленно двигался, как мне казалось, к «центру» города.
И вот показался фрагмент чего-то похожего на спуск в подземный переход. И там, в этом как бы фрагменте запылали три буквы «РАТ».
- Вот как сходят с ума, - тихонько подумал я сам про себя. - Вот сейчас сделаю шаг и появится буква «У»!
Я осторожно шагнул и замер: буква «У» проявилась!
Мне стало по-настоящему страшно.
- Ещё шаг и если появится «Ш» - можно смело отправляться к психиатру – успокоил я сам себя. Постоял несколько секунд и тронулся с места.
Боже правый! Она появилась! Передо мной чётко сияло «РАТУШ».
Когда возникло и «Н» я уже не сомневался. Я сбрендил! Слетел с катушек. Рехнулся на старости лет.
Переработал! Обречённо я сделал последний шаг.
«РАТУШНА»!
И только тут до меня доползло:  в городах с системой магдебургского права ратуша – это городская администрация, а ратушная площадь (на украинском и польском пишется именно «ратушна») и соответствующее наименование станции метро – вполне заурядное имя собственное! Это мои предки в 1922-ом или ранее взяли себе такую фамилию в целях конспирации. Только и всего!
Так что Новый Свят я не просто видел. Я на нём гулял! И ресурс на поездку в Краков у меня – идиотика – был!
Не исключаю, что именно с моей фамилией мне всё-таки разрешили бы! Что именно? А приложиться сантиметром к этому чуду, извлечённому в своё время из речки Збруч и доставленному-таки в Краковский музей археологии. Собственно сначала в Кракове появилась сама статуя, а уже на её основе и возник сам этот Музей! Так мне по крайней мере кажется.
Увы! В Варшаве я был ещё абсолютно «ни в одном глазу». В том смысле, что посещая великую столицу я никогда до этого не видел Святовита.
Вообще нигде!
Миновало!
Как много нам открытий чудных…!
В Киев мы ездили на три дня.
Это была именно «премия» за успешное развитие родного спорта во время Олимпиады. Есть у меня фото, как стоим мы всей группой в парке имени Шевченко напротив Университета лицом к памятнику  любимому поэту моей тёти Роны.
Нам показали и памятник, и Киево-Печерскую лавру, и Андреевский спуск и оба собора в центре.
А вот около Святовита автобус не останавливался!
Еще мы сходили на концерт с участием Софии Ротару во дворец «Украина» и к вечному огню и виду Днепра (была зима)! Впервые Святовита я увижу уже возвратясь из Варшавы через Брест в пределы бывшего СССР, когда перекусив в курятничке на краю Львовской площади я пройдусь до Софийской площади и решу сдуру присесть на лавочку около какой-то статуи в центре крошечного скверика.
Присяду на скамеечку. Пригорюнюсь. Потом открою смежившиеся было очи,  подниму взор и только теперь увижу Его «в полный рост»!
Это было через 21 год после первого трёхдневного посещения Киева! Около этой статуи я просижу практически все десять лет!
Поверьте: когда вы уже понимаете структуру сложного объекта, вам в принципе не нужны точные измерения одной из воспроизведённых на Земле копий.
Во-первых все копии не точны.
Во-вторых все измерения достаточно приблизительны.
В третьих в любых измерениях присутствует «человеческий фактор».
В-четвёртых, в-пятых, в-шестых, в-седьмых…
Когда известны структура и её принципы вы просто можете наслаждаться удивительными совпадениями конкретного объекта с идеальной моделью.
Мне повезло в жизни сказочно.
Логарифмическая линейка уже была изобретена и во втором классе я завороженно исследовал её устройство и возможности. Моя мама – инженер-геофизик, просто работала с этим хитрым прибором.
И потому я не упускал случая поупражняться, пока мамы не было дома.
Но представить мысленно Свитовита, как гигантскую логарифмическую линейку – это одно, а вот добросовестно измерить тысячу раз реальный артефакт, это всё-таки совсем иное!
Но Бог поступил мудро.
Сначала он предоставил мне реальную возможность добраться до Кракова, которую я обдумывал (просто из любопытства! Не зная о Святовите!), и только потом показал мне Святовитову копию в центре Киева. При этом мудро уберег моё неподготовленное сознание от видения Святовита в Киеве зимой 1981 года!
Но как же всё-таки добраться до Святовита Краковского? Как?
Обратим внимание: некий Николай он же Рерих зело интересовался в Киеве исключительно Збручанским идолом! И ладно бы я вообще ничего не знал о самом Рерихе! На мою беду та самая Оленька, которую я водил в школу за ручку через весь город выросла и вышла замуж за кого-то из этого клана и стала-таки Ольгой Рерих! Так что увильнуть от ответственности мне не удастся. И тот факт, что именно Рерих был весьма озабочен этим артефактом, меня несколько напрягает. Ещё бы!!!
Святовит – это совсем иное измерение в нашей Вселенной!
Современные технологии позволяют нам кое-что такое, о чём в моём детстве и помыслить было невозможно.
В конце концов я решился. Один надежный размер Краковского Святовита всё-таки опубликован. Его опубликовал сам Ежи Ленчик, который измерял именно Краковскую статую. Один этот размер просто потрясает любого, кто влюблён в историю.
Верхний пояс Богов на статуе имеет «рост» 150 сантиметров. Сто пятьдесят! Полтора метра!
Самое время падать в обморок!
Статуя по некоторым прикидкам произведена древними камнерубами, если не каменотёсами, во втором веке нашей эры.
Хорошо – возьмём верхний предел диапазона – в девятом веке! Например в 863-ем году от Рождества Христова.
До решений принятых в Париже еще тысяча лет!
Полтора метра!
Есть от чего не поверить! Есть, отчего засомневаться.
А уж не лично ли великий шутник Потоцкий решил так вот пошутить «напоследок»?
Ведь чего стоит один только текст: «каменная статуя всплыла»! Ну чем не розыгрыш века. Как раз было время больших розыгрышей. Проспер Мериме как раз пошутил, написав фольклор Черногории, чтобы на деньги от продажи своего творения поехать-таки в Черногорию и пособирать-таки там её истинный фольклор!
По крайней мере граф Потоцкий слово «метр» точно уже знал!
Сто пятьдесят сантиметров ровно!
Швейный прибор номер один в Европе!
Я предоставил на иллюстрации свои скромные попытки измерить хоть что-то в Краковском идоле.
И вот один «размер» меня просто сводит с ума!
Оказывается в поперечном размере этот «квадрат» имеет одну сторону равной 25 сантиметрам ровно!!!
Изящная статуя!
И как не меряй, а в девятом веке мастера изготовили произведение имеющее ровно один метр пот периметру! Хоть стой, хоть падай!!!
Я им писал!
Я просил их сообщить размеры.
Молчание было мне ответом!
Наверное сами удивляются.
Или изумляются?
А ведь действительно!
Изумительно!


Приложение.
Из официальной Истории Музея на его сайте:
"Археологический музей в Кракове является старейшим польским археологическим музеем. Он был создан как Музей древностей по инициативе местной интеллигенции, объединившейся в Краковское научное общество. Акт об учреждении музея был составлен 18 февраля 1850 года. В нем был установлен состав учредительного комитета, в который вошли: Юзеф Мучковский – директор Ягеллонской библиотеки (председатель комитета), Кароль Кремер – директор по строительству вольного города Кракова (секретарь), Винцент Поль – поэт и профессор первого в Польше географического факультета в Ягеллонском университете, а также Теофил Жебравский – архитектор, инспектор наземных и водных коммуникаций. Государственные органы власти предоставили создаваемому учреждению право приоритетного приобретения всех случайно обнаруженных предметов древности. В 1857 году в Кракове, в дворце семейства Любомирских на улице Святого Иоанна, 17, была организована первая выставка древностей, на которой были представлены обнаруженные поляками исторические находки, среди которых был и знаменитый Збручский идол, найденный в 1848 году в реке Збруч у села Гусятин, ныне Тернопольская область Украины, до сих пор являющийся символом музея.

В течение нескольких последующих десятилетий музей функционировал как филиал Краковского научного общества, Польской академии знаний и Польской академии наук.

В 1891 году Археологический музей был преобразован в самостоятельное особое подразделение Академии знаний. В 1955 году музей стал самостоятельной организацией Министерства культуры и искусств Польши. В 1958 году он был подчинен Национальному совету города Кракова, а в 1990-1998 годах – главе Краковского воеводства. В 1999 году музей стал самоуправляемой организацией и в настоящее время подчиняется маршалу Малопольского воеводства."

Изумительно!


Рецензии