По волнам теперь уже моей памяти. Часть 3

И так, я появилась в неполной, как
потом стало модно говорить, семье.
Вернее, семьи не было! Было две
любящих Души и Божий промысел!!!
Уже тот факт,
что родилась в один день с Богородицей! Этот факт предопределил моё имя и, в какой-то
степени судьбу! Бабулечка, когда узнала, что я уже есть, дышу, живу,
промолвила:"Счастливой будет! Всегда
под крылом Богородицы!"
И впрямь, болела редко, развивалась
наравне с доношенными ровесниками,
была весьма смышленой и наделена от
природы острым умишком.
Сколько помню себя, а помню лет с 3-х, постоянно слышала "комплимент"
Вся в батьку!" Мама произносила эти слова с какой-то ревностью и я её
теперь понимаю... Родила вроде как
для себя, копию человека, который
обидел. Но ведь любила! А любимые
часто обижают, рассуждала она и
и прижимала к своей груди мою головушку... Всё детство, самые первые годы горького одиночества, я
каждый день напоминала ей о нем; я так
же избирательная в еде! Также люблю
шкурки от сала и не люблю пенки от
молока. Городецкие и трубчевские мои
многочисленные родственники знают,
как не просто меня накормить, а я в
утешение всегда говорю:" Не суетитесь
жареная картошка- безпроигрышный
вариант...
Но конечно выросла я не на одной
жареной картошке. Мама много раз
пыталась заставить меня что-то из
нелюбимого съесть...
Силой садила за стол над тарелкой
"петушиного супа", сама с ремнём
садилась рядом. Так я называла
мамино любимое блюдо- домашнюю
лапшу с домашней же курицей, вернее
петушком. Поскольку выводилось почти
всегда поровну, то петушки к концу
лета или осени благополучно съедались.
Для мамы завалить петушка и накатать
лапши,это вопрос 30 минут времени,
стоило только захотеть! Вкуснее блюда
она не знавала! А для меня начиналась настоящая пытка... Сначала в ход шли уговоры, затем
страшилки, типа как я вообще собираюсь жить без мяса... И последний аргумент шёл в ход, когда я, набрав в рот ненавистного супа, не
могла его проглотить... Ремень, конечно веский аргумент, но ненависть
к супу была сильней и выплюнув всё
обратно в тарелку, за шкирку я была
выдворена из-за стола со словами:" Иди, умирай с голоду..."
Потом мама стала хитрить. Сварит суп
или щи с мясом, мясо вытащит, спрячет. Едим! Приговаривает, что вот
ради меня и она готова есть без мяса.
Однако, в очередной раз, обман раскрылся, за верандой на плашке
остались петушиные перья и свежая
кровь... Стала считать петухов... В
общем, "намучилась" со мной мама.
Мясо не ем до сих пор, особенно
свежее и домашнеее. Зато обожаю
сало! И обязательно со шкуркой!
Конечно, это совсем не то сало!Мягкое, пахнущее паленой соломой...
Но где ж его теперь взять в век
скоростей и технологий.
Внешне, я не мама тоже. Никто ни
разу в жизни мне не сказал, что я на
неё похожа. Хотя вот теперь, кое-
какие чёрточки её я в себе узнаю.
Отец-то был красив для мужчины, мы
с мамой "средние", но иногда я себе
даже нравлюсь! И не только себе,
иногда...

Зато очень всему роду импонировал мой острый умишко! В школу отдали, когда до семи не хватало три недели,
это много! По закону того времени
допускалось 3 дня! Соседка-
учительница Александра Ивановна
Власова, Царствие ей Небесное, за
руку привела в класс к Полине
Михайловне Лушиной, посадила и пошла к директору... Разрешил без
оформления с испытательным сроком до 1 октября! Осталась. Быстро
научилась читать не по слогам,но с
выражением! В классе учительница не
вызывала меня, надо же было следить
пальчиком, а класс не успевал. Теперь я бы сказала :"Это их проблемы!" Тогда так не говорили...Зато
дома отрывалась, читая бабушке и маме сказки из " Родной речи", а то они не знали, в школах не учились...
Такие публичные чтения продолжались
аж до 4 класса, пока зимой не умерла
моя бабулечка.
Очень нравилось учить стихи, это был
мой конёк. Когда надо было где- то с
чувством, с толком, с расстановкой,
то это ко мне. Декламировала в школе, со сцены колхозного клуба, в
училище даже "баловалась", участвуя
в конкурсе чтецов. Правда, победила
не я, а Анюта, Анна Рощинская, но
она и впрямь " Божественно" читала!
Читать мне нравилось всегда. В доме прочитывалось всё, до последнего
клочка газеты. Книжки из школьной
библиотеки, что давались на неделю,
отлетали за пару дней. Учебники, что
выдавались на следующий учебный год
в конце мая, прочитывались за лето.
Теперь я понимаю, что эта "слабость"
тоже от батюшки. В одном из предыдущих рассказов о детстве, что
уже есть на сайте проза.ру, я уже
писала, как купила вожделенную
книгу "Волшебник изумрудного города"
в подарочном переплете за 1 рубль!
Какой ценой! Не завтракала дома, не
имела такой " дурной" привычки, брала у мамы 20 копеек на пончики и
прятала их в бумажный кошелёк . К
выходным набрался рубль, я опрометью в город, как бы её уже не
купили. Я вас умоляю, книжку, за
рубль? Да кто ж её купит! Купила!!!
Мама тогда пережила первый от меня
шок. "Это ж надо, всю неделю до
самого обеда, маковой росинки во рту
не было..."- пересказывала она всем
родным и знакомым. Думаю, именно
тогда мама поняла, откуда ноги
растут, откуда тяга к чтению...
В дошкольном детстве вопрос отсутствия второго родителя меня мало
волновал. Окружение моё было узким,
по дворам мы не шарились, весь
световой день гуляли на улице. Только
в непогоду заходила я к подружкам в дом и видела там мужчин... Странно!
Правда, к нам тоже заходил таковой,
муж маминой сёстры, шурин кажется.
Через день, через два, по дороге из
города , а пройти нас мимо было
нельзя, тот " дошкольный" мой дом, в котором родилась, стоял на шляху,
главной улице села, ведущей в город.
Вынимал из кармана неизменный
мятный пряник, отряхивал его от
крошек махорки и торжественно
вручал мне. Был очень вкусным тот
пряник. Иногда поднимал меня на руки, иногда прижимался колючей щекой к лицу и я искренне верила, что это и мой папа, а не только тех
двоюродных двух сестёр и двух братьев
Однако, они быстро заревновали,
сказали, что это только их папа...
А где мой? Мне ответили...,они были
старше! Я с вопросом к маме.
Ничего вразумительного не услышала и
до самой школы вопросов не задавала.
А вот там я много для себя сделала
открытий! Ну во-первых, узнала что я
Марина! Но звали по-прежнему Машей, так всем привычней. В классе
у всех были отцы, кроме меня! Снова
задумалась. Мама старалась всячески,
чтоб детство моё не было ущербным,
но главным образом, чтоб утереть нос
тем, кто растит своих детей в "полной
семье. Не было ничего того, что было
у других и не было у меня! Теперь я
понимаю, это компенсация!!! Но
вопрос всё равно последовал. Мама
снова внутренне подобралась, словно
приготовилась. И ответ последовал:
" Нету. Бросил он тебя. Я тебе и
мама и папа." Тон, которым это было
сказано, не предполагал дальнейших
расспросов.
Умея читать и обладая пытливым от
природы умом, полезла по шкафам,а
вскоре осилила и сундук. Открывала
крышку с табуретки, залезала туда с
ногами и изучала ... В заветном
узелке хранились паспорт мамы, бумаги, как сейчас говорят, платежки.
моё свидетельство о рождении и две
фотографии, на коих был изображён
бравый мужчина; на одной в шляпе,
костюме и с газетой в руках. На другой- без шляпы, без пиджака, в
белой рубашке с рукавом до локтя,
видны часы на руке и неизменная
газета.  Сделаны обе на одном фоне,
виден фасад с портиком и колоннами,
это я теперь знаю, так выглядели
все или почти все ведомственные
санатории в Крыму. Подпись в уголке
гласила "Евпатория. Март 1954 г."
Поняла, это он, мой папа! По описанию, по упоминанию о Крыме и
наконец, по газете в руках!
Дальше-больше!
Если он есть, то где он ? Почему он
не едет ко мне? Но спрашивать боялась...
Уже в старших классах, лет в 13-14,
понимая откуда берутся дети, сказала
что знаю про те фотографии. Это он?
"Это он"- был ответ мамы. И опять
негодование :" Ты за своё! Он тебя
знать не хочет!
Я тебя вырастила! Ты только моя! И
слёзы... Милая моя мама!
И только, когда уже жила в общежитии, без мамы, в чужом городке,(с 15 до 18,в годы учёбы в
Стародубском медучилище) предприняла
первую попытку поиска своего
призрачного папаши. Уже знала, как
это делается. Уже представляла, как
найду; мне пришлют его адрес или
уже он напишет мне письмо, покается
и захочет увидеть меня.. И как будет
распирать его гордость, когда узнает,
что я отличница!
На этой волне и написаны были письма в адресный стол Курского и
Черниговского облисполкомов( именно
эти названия фигурировали в детстве
в разговорах, а память моя зацепила).
Но ответы ото всюду пришли
отрицательные. Расстроилась. Подумала, может фамилию мама
запамятовала, как-то неуверенно она
её произносила. Имя, отчество и
год рождения называла чётко, а фамилию только на слух, могла и
ошибиться, так я себя успокаивала,но
поиски прекратились. Тупик. Зато
подружка , с которой учились в этом
училище, жили в одной комнате, а в
своём селе на одной улице, при
первой же возможности, "слила" меня
маме. Пришлось выслушать душещипательный монолог, какая же я
неблагодарная и сколько волка не корми... Милая моя мама!
Немного забежала вперёд...
В 1962 году, аккурат, перед первым классом моим, мы переехали в
абсолютно новый большой, высокий
дом, мечту мамы. Правда, опять
осталась в одной юбке!
Но тут уж оправилась быстро, пошла
работать на свинарник, свинарка моя
мама! Зарплата была выше, а я вступала в школьную пору. После
смерти бабушки в 1966 году, ушла и
оттуда, в город, на городской
хлебозавод! В колхозе, долго бурлила
общественность, грозились отобрать
излишек земли, полагалось вроде как
5 соток на члена семьи, а нас двое,
а соток 15( бабушкин надел). Но
здравый смысл возобладал!! Во-первых хлеб едят и город и село,
мельницы уже давно канули в Лету!
Во-вторых, этот клочок, если даже и отрезать, зажат со всех сторон другими усадьбами, к нему ни подойти
ни подъехать... Так и оставили.

    06.08.2021.
   Адлер. Роза Хутор.

Продолжение следует....
Вчера предприняла попытку закончить!
За 4,5 часа набрала в смартфоне одним пальчиком 20 страниц рукописного текста, стала отправлять,а
он, гад завис... А потом текст улетел
в неизвестном направлении.  "Спокойно, Маруся! Телефон не виноват... Не надо было перегружать." Сегодня разделила на
два и вот первая половина последней
третьей части, перед вами!!!
Благодарю за внимание.


Рецензии
А я не умею читать быстро, но и нельзя...

Геннадий Федулов-Пушков   17.04.2022 21:44     Заявить о нарушении
Быстро читать жизнь научила! Хотелось
побольше узнать, а тогда всё познавалось из книг...

Марина Сехина   23.04.2022 03:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.