У памяти нет срока давности

У памяти нет срока давности

       Когда я родилась, родители остановили свой выбор на имени Тамара. Может быть, этим отметилась моя некая духовная связь, протянувшаяся через всю жизнь, к загадочной, дивной, богатой талантами и щедростью стране Грузии. Само слово Грузия манило, притягивало, дразнило. Всегда так хотелось там побывать!
      Мне было лет пять, когда мама впервые прочитала замечательную сказку. События происходили в высокогорном грузинском селении. Оставшиеся на хозяйстве мать и юноша-сын, в отсутствие воинов-мужчин из данного рода, вынуждены были принять бой с неприятелем, чтобы отстоять домашний очаг, родное жильё и не допустить ограбления и унижения. Продержаться надо было до возвращения близких. Находчивость и смелость грузинки, велевшей сыну разложить заряженные ружья по всем бойницам и вести по очереди из каждой прицельный огонь по, спасли их. Так как данная тактика сбила противника с толку. Осаждавшие башню считали, что против них сражается целый отряд.
      Став взрослой, сколько я ни искала эту сказку среди грузинских народных, авторских сказок, так и не нашла, хотя память почему-то подсказывала имя Максима Горького. Но и среди Горьковских произведений не нашлось. А так хотелось почитать своим детям. Пересказ не то, книжка была с картинками, да, видимо, затерялась при переездах с квартиры на квартиру. 
      Тётушка, сестра отца, приходившая в гости, называла меня не иначе, как царица Тамара, а когда я интересовалась, кто такая царица, пускалась в рассказ о юной красавице Тамаре, рано принявшей грузинский престол, о периоде её правления.  И я представляла себя тоже красавицей, мудрой, как она, не по годам, готовой стать лидером и вести за собой людей. Но в зеркале видела отражение гадкого утёнка, девочки-подростка, угловатого и закомплексованного.
       В годы моего отрочества все девчонки и мальчишки старались выбрать себе кумира для подражания. Как говорили тогда, «делать жизнь с …». И указывалось имя знаменитости. У меня уже было несколько претендентов. Например, Юрий Гагарин, Василий Лановой в роли Павки Корчагина и Нонна Мордюкова в роли Ульяны Громовой. Теперь к ним добавилась грузинская царица Тамара. В библиотеке я попросила книгу о ней и скоро открыла для себя эту легендарную личность.
      С именем Тамары связан «золотой век» грузинской истории. Она принадлежала к роду Багратионов, была внучкой царя Давида Строителя. К добрым свершениям царицы Тамары относят распространение и утверждение ею христианской веры, многочисленные воинские победы. В период её правления значительных успехов государство достигло в области культуры: развивается и совершенствуется грузинский язык, создаётся светская романтическая словесность в прозе и многие памятники искусства. Особое уважительное отношение было у царицы к подданным. За 31 год правления по распоряжению Тамары ни одного человека даже плетью не наказали. Не зря ей дали прозвище Великой и причислили к Ликам Святых.
      Я перешла в пятый класс, когда к нам пришёл молодой учитель пения Константин Иванович. Мои ровесники, я уверена, помнят, как раньше проходили уроки пения в школах. К этому предмету относились как к возможности порезвиться на уроке. Чего стоил стишок:
                Наш учитель пения вышел из терпения
                И залез на потолок, и кричит: «Какой урок?»
       Поэтому на первом же уроке мы показали Косте (так сразу его окрестили) себя во всей красе. На следующий урок он пришёл, не обращая внимания на бесившихся мальчишек, достал из футляра аккордеон и запел:
                Такой лазурный небосвод сияет только над тобой,
                Тбилиси мой любимый и родной…
      Мы обалдели и замерли. Его чистый баритон, молодость, приятная внешность и наш юный возраст, когда душа готова любить всех-, сделали своё дело. Мы влюбились в нашего Костю, а ещё мы влюбились в песню. Это была песня Реваза Лагидзе о Тбилиси. С этого момента Грузия стала ближе и понятней. Я узнала о Священной горе Мтацминда, о крепости Нарикала. Припев Костя написал мелом на доске, грузинские слова русскими буквами. И теперь на переменках мы распевали:
                Тбилисо, мзис да вардебис мхарео,
                ушенод сецацхлец ар минда,
                сад арис схваган ахали варази,
                сад арис чагара мтацминда.
      Я допускаю, что по прошествии стольких лет, могла написать неправильно какое-либо слово. Ведь я не грузинка, и это всего лишь детские воспоминания.
    Но зато в 9-10 классах я дружила с настоящей грузинкой-одноклассницей Лидой Бакуридзе. Мы даже сидели за одной партой. Скажу больше: у нас образовался любовный треугольник. Перед нашей партой сидел мальчишка. Сидел один, а поза в пол-оборота к нам с Лидой, в пол-оборота к учителю. Я по уши была в него влюблена, ему же очень нравилась Лида. Она, конечно, болтала с ним, отвечала на шутки и, казалось, тоже была неравнодушна, но после уроков они не встречались и не дружили. Закончив школу, каждый из нас пошёл своей дорогой. Где же ты сегодня, моя школьная подружка Лида Бакуридзе, моя грузиночка? Нашла ли своё счастье?
       Однажды на автовокзале я столкнулась со своей первой любовью. Он был с женой (по всему было видно, недавно поженились). Мы лишь поздоровались издалека и больше не встречались. Через несколько часов я познакомилась со своим будущим мужем. Этот день, 26 августа, я не забуду никогда. В тот вечер я попрощалась со своим детством и шагнула навстречу большой любви. Я не знаю более честного, бескорыстного и щедрого человека, верного и преданного супруга и друга, чем мой Александр.
      А сначала был педагогический институт в Пензе, историко-филологический факультет и лучшая подруга-сокурсница Аля Умнёнкова. Учитывая, что я приезжая, причём издалека, что увлекаюсь поэзией Лермонтова, она повезла меня в Тарханы.
       Был сентябрь. Стояла золотая осень. Тарханы, загадочные Тарханы, такие недосягаемые в прошлом и такие близкие, ощутимые теперь! Ещё цвели розы, уже набирали силы хризантемы. А от обветшалого дворянского гнезда тянуло стариной и невозвратностью прожитого. Я во все глаза смотрела, пытаясь запомнить каждый уголок, каждый предмет, которого касалась рука любимого поэта, пыталась представить его маленьким, но уже несущим на себе непростой характер человека, легко наживающего недругов. Вот он забавляется на приёме у бабушки, стоя в сторонке, сочиняет едкие эпиграммы на присутствующих гостей. А затем без всяких церемоний читает их вслух. Печальное зрелище – склеп, где покоятся останки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, бабушки поэта, и его останки, перевезённые с места первого захоронения.
       Я вспомнила о Лермонтове, потому что его судьба не раз была связана с Кавказом, с Грузией. В Тифлисе (Тбилиси) он побывал в ноябре 1837 года, посетил полуразрушенный монастырь в Мцхета, стоял над обрывом «Там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры…» О чём думал в те минуты Михаил Юрьевич? Быть может, о своём будущем герое?  Как же мне, начинающей учительнице, хотелось побывать в этих местах! Тогда я и подумать не могла, что пройдут годы, и моя мечта сбудется: я буду стоять на этом самом месте, известном теперь любому школьнику по фотографиям и репродукциям, смотреть, как бегут две реки, сливаясь в единый мощный поток.
      Через год, в 1838 году, Лермонтов создаёт поэму «Мцыри», в ней запечатлел уникальную красоту Кавказа и показал гордого, свободолюбивого юношу. Хочется несколько слов сказать о ярких моментах поэмы.
      Щедро, не скупясь на краски, поэт рисует девушку-грузинку, красота и изящество которой зажгли в душе Мцыри неведомый ему огонь любви.
                Держа кувшин над головой,
                Грузинка узкою тропой
                Сходила к берегу.
      Вместе с героем читатель любуется её золотым загаром, покрывшим лицо и грудь, глубоким взглядом чёрных очей. 
      Ещё несколько слов о самой героической сцене «Поединок с барсом». Кто же победит: дикое животное, не знающее неволи, или человек, не ведающий свободы и только что вкусивший её?
                И мы, сплетясь, как пара змей,
                Обнявшись крепче двух друзей,
                Упали разом, и во мгле
                Бой продолжался на земле.
      Победу одержал человек, потому что боролся не только за жизнь, но и за новое ощущение жизни, имя которому – СВОБОДА. Так грузинские литературные мотивы входили в мою жизнь.
        В нашей семье не только в книгах жила Грузия. В раннем детстве над моей кроваткой висел плюшевый коврик, а на нём руставелевский Витязь в тигровой шкуре. Из-за усов и бороды он казался мне дедом, хотя герой Шота Руставели был молод. Об этом я узнала, будучи студенткой, изучая литературу.
            Не могу умолчать ещё об одной истории. Когда я с родителями приходила в гости к тётушке, с картины на стене смотрел коварный Демон. Взгляд его огромных чёрных очей со сверкающими белками пугал.
        Сюжет картины отражал фрагмент из поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон». Свет лампады отбрасывает тени на стены кельи. На кровати в длинной белой сорочке Тамара. Она слушает обольстительные речи Демона. В глазах испуг и что-то ещё неуловимое и мне, тогда ребёнку, не понятное. Тётушка поддразнивает меня словами: «Тамара! Где твой Демон?»  Кто такой демон, я тогда не знала и думала, что это имя. Картина, написанная в чёрно-белом контрасте, волновала, и я боялась тёмного юношу с огромными белыми крыльями за спиной и жалела красавицу Тамару, которую демон, как объяснила мне мама, собрался унести из родного дома.
        Когда, спустя годы, тётушки не стало, с разрешения её супруга, моего дяди, я забрала картину себе на память. Написанная художником-любителем, в простой деревянной рамке, она не представляла материальной ценности. А для меня была дорога добрыми воспоминаниями о тёте, о моём далеко ушедшем детстве.
      Удивительно, как грузинская тема сопровождала меня всю жизнь. Быть может, готовила к главному сюрпризу, поджидавшему впереди.
      Жизнь непредсказуема как в мелочах, так и в главном. А нам с супругом она готовила сюрприз. Этим сюрпризом стал зять из Грузии.
       Как ты, дорогой читатель, относишься к знакомству по Интернету? Вот-вот! И я того же мнения. Но как ни поверить, что это серьёзно, когда человек ради твоей дочери приезжает к тебе домой, делает предложение, и ты видишь, как радостно сияют её глаза! Всё закончилось, как в доброй сказке, свадьбой. Сегодня, когда за плечами осталось более десяти лет их совместной жизни, я смело говорю: «Зять у меня КЛАССНЫЙ! Дай бог каждому такого!»
      А Грузия ждала. Ждали и новые грузинские родственники. И дождались. Май 2015 года. Мы летим в Тбилиси, везём внучку Лизочку и внука Давида. Надо ли рассказывать, как тепло нас встретили семь человек родственников Алико, как возили по городу, показывая   самое интересное! Я смотрела во все глаза, прислушивалась к чужой речи, рассматривала прохожих. Грузия покоряла меня и с каждым днём становилась ближе. Мне нравились улыбающиеся лица людей, объятия при встрече, манила прохлада и чистый воздух парков, пьянил запах роз, удивляло обилие фруктов. А поездка в Боржоми к тётушкам Алико! Скажу честно, такой минеральной воды, как здесь из природного источника, в магазине не купишь. Добрые воспоминания остались от поездки к морю в курортный город Кобулети.
      Из квартиры, в которой мы поселились в Тбилиси, видна гора Мтацминда, там находится пантеон, место захоронения грузинских правителей. Тбилиси не может не нравиться. Меня он взял в плен своей архитектурой, множеством парков, чистотой и зеленью улиц, приветливостью горожан. И родились строки:

Я иду по улице Пшавела,
Я вдыхаю воздух Тбилисо.
На Самгори стайка тучек села.
Старт берёт обзора колесо.
По-кавказски солнце пригревает,
Шепчется с платаном ветерок.
Кухней украинской угощает
Ресторан с названьем «Хуторок»…
      Строки бегут одна за одной, концовку придётся дописать потом. Пора в аэропорт. Предвижу, расставание будет тяжёлым. И вот уже шасси оторвались от взлётной полосы. В горле комок, в глазах стоят слёзы. Смотрю в иллюминатор, за бортом ночное небо. Но что это? Огни, огни, огни…
 Самолёт разбег берёт, взлетает.
 Увожу с собой немой восторг.
 Ночь. Тбилиси под крылом сияет
 Весь в огнях, как именинный торт.
       Я покидаю Грузию, страну, которую, сама не подозревая, люблю с детства. Глаза слипаются. И во сне мелькают картинки прошлого. Царица Тамара читает сказку, и она оживает: отчаянно сражаются мать и сын в высокой башне, окружённой врагами. Хор пионеров горланит песню о Тбилиси, а громче всех наш учитель пения Костя. Вот мрачный Демон взмахнул крылами, уносит Тамару в неведомую даль. Я знаю, что увижу и витязя в тигровой шкуре, и грузинку с кувшином, и живого барса, укрощённого Мцыри, а ещё портретик Лермонтова над моим рабочим столом. Сон продолжается… Жизнь продолжается…
                06.08.2021


Рецензии
Нелегко привлечь внимание читателя к биографическому очерку. Автору удалось. За счёт искренности, вероятно. "понравилось" . "Не важно, как звучит твоё имя. Важно, чтобы оно тебе нравилось"(с)я, давно.

Николай Пащенко   20.08.2021 13:51     Заявить о нарушении
Николай, Ваше "понравилось" дорогого стоит. Писала то, что чувствовала. Сейчас пытаюсь вспомнить, почему взялась за эту работу, и не вспоминается. Видимо, под настроение. Вам желаю здоровья, новых интересных идей и активных читателей.

Тамара Авраменко   20.08.2021 14:33   Заявить о нарушении
Может, ключевое слово "август"? (на "не вспоминается"). )))

Николай Пащенко   20.08.2021 16:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.