Зона комфорта по Морту Рейни

В данной статье рассматривается такой синдром, как "нет работы" и личная трактовка внутренних факторов, стимулирующих данное явление.

Для нашего провинциального городка услышать фразу "нет работы" - не редкость. Если заглянуть в статистику Росстата, то выплывет занимательная цифра (на начало 2021 года) - 70,8 тысяч безработных при количестве жителей 840 тысяч - каждый десятый безработный. При этом, к этой цифре нужно приплюсовать выпускников институтов, ведь вузы настоятельно рекомендуют не вставать на учёт биржы труда, дабы не портить престиж учебного заведения.

С выпускниками отдельная история: на рынке труда котируются люди с опытом, и выпускник по большому счету должен иметь нехилый опыт работы по окончании обучения. Но вот загвоздка - "требуются жертвы, сэр!"

На первом же собрании руководство настоятельно рекомендует: ни в коем случае не ищите работу сейчас - нужна адаптация.

С одной стороны наблюдается логичность: новый коллектив, преподаватели, график и структура учебы.

Другая сторона таит в себе противоречие: первые полгода студент не чувствует принципиальной разницы между предметами в вузе и школе - всё те же русский язык, история, математика, информатика, у кого-то химия, физика. Полный расслабон, ведь профильных предметов и нет вовсе. Тогда и карты в руки - работа! (Или нет).

Сразу после первой сессии начинается массовый лесоповал отчислений и следующий семестр после зимней сессии преподносит долгожданный сюрприз ввиде профильных предметов. Шок - это по-нашему: одни переходят в другую параллель, другие погружаются в новую работу, третьи - сгорел сарай, гори и всё остальное. После первого курса выживают не все.

Для тех, кто выжил и последовал советам руководства, открывается весьма заманчивая перспектива повышенной стипендии, при условии, что студент учится год на "отлично". Отличие повышенной стипендии от академической заключается в том, что на неё объявлялся конкурс и она в разы больше (в 12 раз плюс минус, зависит от заложенного бюджета и количества мест). Конечно, какой нормальный студент будет устраиваться на работу, если стипендия выше средней заработной платы? Только учись и получай деньги.

Пока одни учатся и получают за это деньги, другие жертвуют учебой и работают, зачастую - не по профессии.

К выпускному вырисовывается радужная картинка: студент с полным комплектом знаний не имеет опыта работы, в то время как студент, пожертвовавший частью знаний, имеет не только работу, но и повышение по карьерной лестнице.

И, если, со вторым видом студента всё понятно, то первый вид идёт учиться дальше, ведь так проще - продлить поиск работы ещё на несколько лет вперед. А там, как говорится, всё по роману:
"– А! Поняла, вам нужно рекомендательное письмо. Но я ума не приложу, чем может быть полезен вам мой брат. Вы ошибаетесь, никаких связей в Сенате у него нет, и вообще он далек от дел двора".

В противном случае, сталкиваемся с синдромом - "в нашем городе нет работы". Конечно, можно воспользоваться сайтами вакансий, но может так случиться, что сайт HeadHunter (hh.ru) превратится в хе-хе ру одним лишь своим предложением: Работа поблизости - Бальзамировщик трупов.

Далее полилог со знакомой (З), которой посчастливилось столкнуться с данным предложением:

(З): - По ходу это идеальная вакансия для меня.
(Л): - Почему мне не предлагают в последнее время ничего. У тебя такой вид. Серьёзный) Идеальная трупкомпания.
(З): - Я больше всего похож на бальзамировщика трупов.
(М): - А ты смогешь, (З)?
(Л): - Врятли. Там запах убойный, кисло сладкий.
(З): - При виде меня они сами забальзамируются.

Смех смехом, но какой смысл обычно вкладывают в слова - "нет работы"?

Это тот вид работы, который не соответствует ожиданиям: удаленностью от дома, графиком, уровнем заработной платы, спецификой работы и тд и тп.

Вполне вероятно, что многие забыли предмет (конечно не факт, что он был  у всех в свое время): "Проблемы трудоустройства выпускников", где открыто объясняли, что есть скрытые вакансии, о которых знают только внутри организации среди сотрудников. Что это значит? Это значит, что большая часть вакансий не попадает на сайты, так как руководство этим не заморачивается, экономя тем самым на объявлениях.

Итог очевиден: пассивное ожидание работы, аля "сами позвонят, напишут и пригласят на  собеседование" приводит к пассивности действий  и нулевому результату. В то время как один реальный пример привёл к результату: девушка так хотела работать аниматором, что чуть ли не каждый день обивала порог организации, где каждый раз получала отказ. В конце концов их аниматор заболел и девушка получила долгожданную должность. Наглость - второе счастье... Или настойчивость и инициативность?

Человек, движимый целью, находит выход. При этом цель имеет спланированный план конкретных действий. Как составить план, если нет представления в планировании? Гугл в помощь и это не шутка.
 
Вернемся к синдрому отсутствия работы, что это: лень, завышенность ожиданий  или что-то еще (экономику и прочие внешние факторы в расчет не берем, так как и при хороших условиях синдром может никуда не деться).

1. "Лень" на примере фильма "Тайное окно", 2004 г.
Возможность побыть в теле персонажа Морта Рейни куда сложнее, как кажется на первый взгляд:
- Деградация и лень, и лень...- произносит главный герой, заваливаясь на неразложенный диван в старом, рваном халате бывшей жены.

Спать сутками напролет, теряя ход времени. Жить вдали от благ цивилизации на краю леса. Отказаться от ведения быта, возложив обязанность на домработницу, и каждый раз перекладывать вещи обратно после ее ухода. Многим данные условия покажутся идеальными, но есть одно но...

Почему именно Морт и пример из фильма? Персонаж - хороший пример человека, который не совершает никаких действий и попыток  изменить свою жизнь к лучшему, а поддается её играм. "Плыть по течению" слишком заезженное понятие. И, в случае главного героя, это вовсе не лень и не деградация, как можно подумать - ведь человек же самокритичен к себе и знает, что ленится. Списать на лень проще всего:

"Да он просто ленивый, не хочет ничего делать". Пример Морта хорош тем, что мы видим, как "Лень" приобретает клиническую смесь:

1) Человек перестает следить за собой: немытые волосы, поношенная одежда, бомжатский вид. Можно сослаться на то, что человек подобным образом переживает разрыв с женщиной и потерю репутации в профессиональной сфере писательства (фильм о писателе), но не тут  собака зарылась.

В данном контексте наблюдается «синдром месси», который чаще встречается у пожилых людей (а главный герой молод), имевших профессиональный успех и социальный статус. Это говорит об органических паталогиях мозга, психических заболеваниях.

Если ранее неряшливость служила сигналом того, что с человеком не всё впорядке, то теперь мир моды внёс свои коррективы, сравняв все шансы выявить течение болезни - новый стиль замарашки или бомж-стайл.

2) Персонаж постоянно отключает телефон или долго думает, брать трубку или нет. А потом и вовсе ленится включить телефон. Чувство постоянной тревоги и ощущение, что от него что-то хотят. Это социальная тревожность, что так же объясняется наличием депрессии.
 К "Лени" прибавляются сопутствующие факторы:
3) Главный герой думает, что за ним и его домом следят - мания преследования.

4) Главный герой уверен, что ему хотят причинить вред, запугать, подвергнуть моральным страданиям - Компульсивное обсессивное расстройство личности.

И это неполный перечень данного примера, когда человек, засыпая, ссылается на Лень.

Лень в Данном случае - это не желание отложить дело на конкретный срок и заняться чем-то другим, а ширма, отговорка, скрывающая за собой возможную болезнь.

Любое отклонение от социальных норм (желание работать, учиться, саморазвиваться и тп.), сможет стать клиникой, но и не все социальные нормы бывают в Норме. Это понятие неоднородно.

2. Завышенные ожидания.
Как говорится, если хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах. Существует психологическая взаимосвязь между тем, как человек себя настроит и что на выходе получит. Конечно, не следует чрезмерно уходить в романтические дали, что скоро всё будет настолько хорошо, что лучше и не надо. Соизмерение своих потребностей и реальных возможностей сродни формуле, в которой существует коэффициент Е. Коэффициент - ничто иное как случайный фактор. Он может быть как внутренним, так и внешним. Внутренний фактор это совокупность мотивационных черт человека:
1) На что готов пойти человек, чтобы достичь желаемого?
2) Как оценивает возможные риски? 3) Готов ли нести ответственность за последствия самостоятельно?

Внешний фактор - это связующая ниточка социума:
1) Насколько человек мобилен в выстраивании отношений с окружающими?
2) Готов ли человек отстаивать свои идеи, даже если не найдёт поддержки со стороны? Часто встречающяся дежурная фраза: близкие не поймут.
Что хуже - зависеть от другого мнения  или от своих внутренних "демонов"?

Его величество Страх уже на подмостках?

Чтобы войти в зону комфорта - надо из нее выйти. Это значит, что человек осознанно должен понимать, что чтобы изменить существующее положение дел, нужно начать делать что-то Новое. Новое и неизведанное автоматически включает программу самосохранения  "Да ну нафиг": "я перетерплю", "у всех так", "у меня нет времени" и тп.

Мотивационный пенёк под зад служит средством подпорки, чтобы начатое не завалилось назад при первых же шагах. Кто или что станет "пеньком" для человека? Зависит только от него самого.


Рецензии