Свадебный салон

В тот день Ника, как обычно, находилась на работе. Клиенток было немного,  поэтому она могла позволить себе сесть в уютное кресло и почитать. В те дни, когда приходила хозяйка салона, так делать было нежелательно: надо было показать, что ты работаешь, даже если работы особо не было. Но если хозяйка наведываться не планировала - обычно она делала это раз в неделю  - можно было немного расслабиться. Время от времени Ника прохаживалась по салону, поправляла платья, смотрела, как выставлен и выложен товар, достаточно ли визиток лежит  на столике, а в вазочке - конфет.


Свадебный салон, в котором работала Ника, располагался на одной из самых оживлённых улиц в центре  Санкт-Петербурга. По этой улице ехал нескончаемый поток машин,  постоянно сновали туда-сюда пешеходы, по вечерам светились вывески кафе и бутиков,  то и дело  играла доносящаяся с разных сторон музыка.

Выходящая на улицу сторона салона представляла собой огромную витрину, сквозь которую можно было без труда разглядеть интерьер. Пол, потолок,  стены, мебель, платья  - всё это  мог ясно разглядеть каждый проходящий мимо человек. В целом, это было довольно необычное зрелище: казалось, что это была не витрина, а окно в другой мир - настолько сильным был контраст. Снаружи - суета, шум, спешка, нескончаемый шум проезжающих машин. Внутри - тишина, спокойствие и ощущение остановившегося времени. И словно повелительница этого необычного мира - Ника, сидящая в кресле и читающая книгу.

Ника - молодая женщина двадцати четырёх лет, темноволосая и черноглазая. Не красавица, но вполне миловидная. Она с детства любила свадебные платья, и работа в свадебном салоне в историческом центре Санкт-Петербурга была ей по душе.

Дверь открылась и зазвенел колокольчик. В салон вошла молодая женщина.
- Здравствуйте! - поздоровалась Ника.
- Добрый день, - холодно ответила посетительница. - Я тут недавно покупала у вас платье...
- Да, я помню.
- Вы знаете...оно не понравилось моему жениху. Я хочу вернуть его.
С этими словами женщина вытащила из большого пакета сложенное и убранное в чехол  платье.
Ника принялась внимательно рассматривать наряд. Так, подол испачкан, на груди розовое  пятно - по всей видимости, от вина. А чуть ниже ещё одно - от жирной пищи.
- Вы уже пользовались этим платьем. И это заметно, - спокойно, но  твёрдо сказала Ника.

Она ещё не сталкивалась с подобным на практике, но знала, что такое  бывает: некоторые дамы покупают платье, а после свадьбы  пытаются  вернуть наряд в магазин и получить обратно уплаченные за него деньги. А что, удобно: и на свадьбе погуляли в новеньком платье, и деньги  сэкономили.
Посетительница покраснела. Ответ Ники её возмутил.
- Да нет же, у меня свадьба только через пять дней! - заверила она Нику.
- Приходите послезавтра, - всё так же спокойно ответила Ника. - Послезавтра в районе двенадцати  здесь будет хозяйка салона. Обсудите этот вопрос с ней. Если она сочтет уместным, мы оформим возврат. Но я могу сказать Вам, что сделать это вряд ли получится: у платья грязный подол и пятна от еды.
Женщина не нашлась, что ответить.
- Ладно, - наконец сказала она. - послезавтра, так послезавтра.

С  этими словами она покинула салон. Ника понимала, что скорее всего, эта женщина больше не придёт: её попытка обманным путём  сдать платье и вернуть деньги не удалась. Но признать свой провал  и позор ей было стыдно.

Чуть позже пришла  другая посетительница - посмотреть свадебные украшения. Потом салон посетила молодая девушка с женщиной постарше.  Их интересовали свадебные туфли.
- Очень дорого, пойдём, - пробормотала женщина - по-видимому, мама девушки.

Затем было ещё несколько клиенток. Наконец, рабочий день подошёл к концу. Ника решила идти домой пешком: она любила прогуляться по вечернему Петербургу. Она шла, задумавшись о том, что когда-нибудь, возможно, и она будет выбирать свадебное платье в этом магазине. Конечно, платья там стоят дорого, но какие же они красивые! Каждое из них можно по праву считать произведением искусства.  А ещё у неё обязательно будут перчатки и сумочка. Сумочки в их салоне просто восхитительны. Как, впрочем, и всё остальное.

Предаваясь своим мечтам и свернув на  набережную Мойки, Ника бросила свой взгляд на сидящего у ограды мужчину. Видно было, что он пьян. Ника решила, что это очередной пьяный бомж, коих в центре города было немало.
- Девушка! - окликнул мужчина Нику.

Ника невольно замедлила шаг. "Сейчас будет просить на выпивку", - подумала она.
- Девушка! - снова обратился к ней мужчина.   

Ника оглянулась.
- Девушка, подойдите, пожалуйста! Подойдите, не бойтесь.

Ника  подошла. От её собеседника пахло алкоголем, но выглядел он более-менее прилично. Неприятного запаха, какой часто бывает у бомжей, не ощущалось.
- У меня к Вам одна просьба...- продолжил  мужчина.
- Какая?
- Принесите камень покрупнее. Вон, из того парка. И...убейте меня.
- Что?! - в ужасе воскликнула Ника. Она ожидала услышать что угодно, но не такое.
- Понимаете, я больше не хочу жить. Но сам как-то не могу...Лучше, если кто-нибудь меня...того.

Ника растерялась.
- Нет, я не буду этого делать, - ответила  она. - Я не могу убить человека. Да и в тюрьму не хочется...
- Да это моё решение, я Вас только помочь прошу.
Ника не знала, что отвечать и очень жалела, что попала в такую ситуацию. В то же время, она уже не могла просто взять и уйти, потому что чувствовала себя  ответственной за то, что будет с этим мужчиной после её ухода.
- Нет-нет, я не буду. И не просите.

Мужчина вздохнул.
- Ладно, тогда  утоплюсь в Мойке. Нет, лучше под машину брошусь. Сейчас, встану и...
Он встал на ноги и сделала несколько шагов в сторону проезжей части.  Ника испугалась. 
- Нет-нет, что Вы! Не надо! - закричала она. Подбежав у мужчине, она перегородила ему путь и стала удерживать его, чтобы не дать броситься под машину.
- Пожалуйста, не делайте этого!!! - кричала Ника в отчаянии. Мужчина сопротивлялся, а Ника продолжала удерживать его от попытки броситься под колёса автомобиля. Однако её сил едва хватало,  и она чувствовала, что не справится и не сможет спасти  от самоубийства этого несчастного, пьяного, дошедшего до отчаяния человека.
- Пожалуйста, не спешите... подождите...давайте поговорим! Да остановитесь же!!!

Мужчина остановился. Постояв немного, он развернулся, снова подошёл к ограде и резко опустился на землю. В его взгляде и движениях читалась полная безнадёга.

 Ника присела на корточки рядом с ним.
- Что у Вас случилось? Чем я могу помочь? - поинтересовалась она.
- Да вряд ли Вы мне чем-то поможете. У меня в жизни, понимаете... всё плохо.

Ника не знала, что нужно предпринимать и что говорить в такой ситуации, и решила действовать интуитивно.

- В что именно плохо? - уточнила она.
- А вообще всё!
- А дом у Вас есть? Может, я провожу Вас?
- Да не надо...
- Пойдёмте. Вы мне расскажите, что у Вас случилось, и мы подумаем, как Вам помочь. Ну же, пойдёмте.

Ника взяла его за руку выше локтя и потянула вверх, побуждая встать. Мужчина нехотя поднялся, и они побрели  вдоль набережной.

- Как Вас зовут? - поинтересовалась Ника после недолгого молчания. Где-то она читала, что если кто-то хочет совершить суицид, важно выиграть время. В момент отчаяния организм  вырабатывает гормон, под воздействием которого человек может покончить с собой. Но вскоре после этого начинает вырабатываться другой гормон, который помогает успокоиться. Вроде, примерно так. Поэтому важно отвлечь человека, чтобы выиграть время и помочь пережить этот тяжёлый момент.
- Олег,  - уныло  ответил мужчина.
- А я Ника.
- Очень приятно, Ника.
- Расскажите о себе. Что у вас случилось? Почему не хотите жить?
Олег тяжело вздохнул. Ника вела его, сама не зная, куда. Да это было и не важно. Важно было разговорить  его и тянуть, тянуть время.
- Да, понимаете...Так вышло, что всё в моей жизни стало очень плохо. Так плохо, что не хочется жить. Какой-то тупик. Нет смысла жить дальше.
- А что именно плохо?
- Влез в долги и одновременно потерял работу...И в личной жизни такое случилось...Горе, просто горе.
- А...Вы выпиваете,  да?
- Обычно нет. Это я сейчас, с горя, от безысходности.
- А ещё была у меня любимая женщина, - продолжил Олег. -  Жили вместе больше года. Забеременела. Я думал, мы поженимся, у нас будет семья, ребёнок...А она взяла и сделала аборт. И вскоре ушла от меня. Вот, как можно быть такой сволочью?! Просто нож в спину воткнула, предательница...
Олег заплакал.
Ника не знала, что ответить, поэтому  просто промолчала.
- А ведь я звал её замуж, - продолжил Олег. - Говорил, что буду содержать и её, и  ребёнка. Помогать буду. Нет, ни за что. Сделаю аборт, и точка. Уговаривал рожать. В какой-то момент мне показалось, что она вроде как засомневалась и склонилась к тому, чтобы оставить ребёнка. А потом пошла и всё-таки  сделала аборт. Она убила моего ребёнка, понимаете?! Тайком, ничего не говоря мне. Я узнал уже после...Я не защитил своего ребенка,  не смог. Не уговорил, не убедил, ничего не смог  сделать. Чувствую себя тряпкой.
- Ну что Вы, не надо так! Вы не должны винить себя!
- Как не надо?...Не могу, не получается. Что я за мужик, если не защитил своего ребёнка? И она...если сделала такое и ушла от меня - значит, не доверяет, не видит во мне... мужчину не видит, понимаете?
- Или просто хочет жить только для себя.
- Возможно.... возможно.
Они немного помолчали. Затем Ника продолжила разговор:
- А кем Вы работали?
- АйТи-специалистом в одной небольшой фирме. А потом эта фирма закрылась. И всё...И так ещё вышло, что я влез в долги, и теперь не знаю, как отдавать. У меня и работы нет, с чего отдавать долги?
-  А много Вы должны?
-  Прилично. Не то, чтобы очень много, но и не мало. Но была бы работа, смог бы отдать. А теперь? Теперь даже на жизнь занимать пришлось. А как отдавать? Когда? Засыпаю с этими мыслями и просыпаюсь с  ними же. А в какой-то момент жить стало невыносимо. Всё вместе навалилось.
-  Понимаю...
-  Ладно, хватит обо мне. Расскажи лучше о себе, Надя. Ты же Надя?
-  Ника.
-  Ой, Ника, прости.
-  Я...- начала Ника немного растерянно-   ну, работаю в свадебном салоне,  продавцом-консультантом.
- Ух ты, свадебный салон...Красивая у тебя работа!
- Да, мне тоже нравится.
- Конечно. Красивая и романтичная...Так, подожди, а куда мы идём?
- Мы сейчас идём по Московскому проспекту.
- Ой, так это же...Я же не здесь живу! Мне надо совсем в другую сторону, на Миллионную улицу. Хотя, мне теперь всё равно...
- Хорошо, пойдёмте туда.

Они повернули в другую сторону. Какое-то время Олег и Ника шли молча. "Надо о чём-то говорить, надо отвлекать  его...Но о чём, о чём же говорить?!" - судорожно  соображала Ника.

- Олег, а Вы давно живёте в Петербурге?
- С рождения. А Вы?
- Я тоже. И Вы всегда жили здесь, в центре?
- Детство прошло в центре, на улице Пестеля. Потом мы переехали на проспект Ветеранов. А позже я снова вернулся сюда. Вот, говорят, что где родился, там и пригодился. А я что-то, похоже, никому и нигде не пригодился. Ни в центре города, ни вообще в городе... Какая-то жизнь у меня непонятная и негодная.
- Вы ещё молоды. Всё  образуется!
- Да что там образуется...Седина, вот, разве что, образовалась. А больше ничего. Только разрушилось всё. Я, вот, думал пойти в церковь - помолиться, свечку поставить. Может, оно легче стало бы. А пока думал, пошёл в ближайший магазин за водкой. Вроде, стало легче после нескольких рюмок,  но ненадолго. А потом опять так накрыло...Хотел уже наложить на себя руки, а тут Вы...

"А этот Олег очень разговорчивый, оказывается", - подумала Ника.

Олег продолжал говорить о своих переживаниях, о том, как он страдает от одиночества и безысходности. Он откровенно делился  с Никой своей болью, словно маленький ребёнок, который пришёл к маме и стал рассказывать, где у него болит, кто его обидел, что у него не получилось и почему он рассердился на своего друга. А Ника слушала.

- Ника, а Вы где живёте-то? Вам, наверное, домой надо? - спохватился Олег в какой-то момент.
- Я - в другом районе. Но это неважно.
- Нет-нет, Вы идите. А то поздно уже.
- Ничего.
- Уверены?
- Да. Хотя...Знаете, что? Приходите завтра в наш салон в тринадцать часов. В это время у нас обеденный перерыв. Попьём чаю, пообщаемся.
- А так можно?
- Можно. Хозяйка придёт послезавтра, а  завтра её точно не будет. Так что можно.
- Хорошо. А куда?
Ника полезла в сумочку.
- Вот. Это визитка нашего салона. Тут написан адрес, - с этими словами она протянула Олегу визитку.
- Ладно, приду.
- А Вы домой пойдёте?
- Ну, да. А куда же ещё?...

Ника немного помолчала.
- Олег, пожалуйста, пообещайте мне, что ничего не сделаете с собой и обязательно придёте!
- Обещаю, Ника. Обещаю. Правда, я по-прежнему не знаю, как мне быть и что делать, но можете быть спокойны. Я ничего с собой не сделаю.
Олег улыбнулся.  Нику это немного успокоило.
- Тогда до завтра.
- До завтра, Ника. Всего Вам доброго!
- Всего доброго! 

Весь следующий день Ника думала только про Олега. Как он?  Каково его состояние? Не надумал ли каких-нибудь глупостей? Придёт ли?
- Девушка, а перчатки есть у вас?
- Да, есть, конечно. Вот здесь.

Ника показала клиентке свадебные перчатки.
- И ещё вот.

Так, скоро обеденный перерыв. Должен прийти Олег. Только бы пришёл, только бы убедиться, что он жив и ничего  не сделал с собой.

Тринадцать часов. Олега нет. Ника поставила чайник. Пять минут второго. Олега по-прежнему нет. Восемь минут второго. Неужели не придёт?...
Тут в дверь постучали. Это был Олег.

Ника испытала радость и облегчение. Она открыла дверь.
- Здравствуйте! Как я рада, что Вы пришли!
- Здравствуйте, Ника. Пришёл, как и обещал.
- Проходите.
Ника отвела Олега в служебное помещение, где она и её напарница обедали во время перерыва. Она взяла две чашки и налила чай, положила на стол шоколад и печенье.
- Спасибо, - поблагодарил Олег и сделал глоток чая. Он  выглядел гораздо лучше и одет был опрятнее.
- Какое интересное место! - продолжил Олег. - Как сейчас говорят, атмосферное. Как будто в сказку попадаешь. Вокруг шум, суета, беготня. А тут, словно попадаешь в другой мир.
Олег взял печенье.
- Да, многие замечают это. Наша хозяйка постаралась, - отметила Ника.
- И  давно Вы здесь работаете?
- Полгода.
- А можно взять ещё печенья?
- Да, конечно!
Ника подумала, что если Олегу понравилось печенье, то это можно считать хорошим признаком:  обычно, если у человека глубокая депрессия и его посещают суицидные мысли, он теряет интерес ко всему. В том числе, к  таким маленьким радостям, как чай со сладостями.

Они разговорились. Олег подробнее рассказал о себе.  Поведал о том, какое у него  образование и чем приходилось заниматься. О том, какие задачи приходилось выполнять на последней работе и чем занималась сама компания. О том, как ему пришлось уволиться и почему он влез в долги. Наконец, затронули они и тему  личной жизни. Олег снова высказал свою боль и своё недоумение, почему всё сложилось именно так. Ника тоже не молчала и охотно отвечала на вопросы своего нового друга.

Обеденный перерыв подошёл к концу. Нике надо было возвращаться к работе.
- А вот в этом платье - смотрите! - с этими словами Ника показала Олегу одно из висящих в зале платьев, - в этом платье я бы хотела выходить замуж. Хотя оно, конечно, очень дорогое. Поэтому это только мечты.
- Ник, а тебе сколько лет, если не секрет? - поинтересовался Олег.
- Двадцать четыре.
- Парень-то есть у тебя?
- Нет.
- А чего так? Ты ж девчонка-то симпатичная.
- Да, не знаю...Не складывается. Если хотите, приходите через три дня в то же время. Поговорим.
- Хорошо, приду. Только знаешь...Давай я лучше подойду к концу твоего рабочего дня? После работы прогуляемся и поговорим заодно. А то здесь, наверное, не очень уместно.
- Я поздно заканчиваю работать. И после работы уже уставшая. Так что лучше во время перерыва. Если что...в крайнем случае, скажу, что Вы - мой брат.
- Договорились. Можно на "ты".
- Хорошо. До встречи, Олег!
- До встречи, Ника! И спасибо за чай.

Олег и Ника, как и договаривались, встретились через три дня. На этот раз Олег задавал вопросы, а Ника отвечала, одновременно думая о том, чем она может помочь своему другу. Ведь совсем недавно он, дошедший до отчаяния, готов был покончить с собой. Но ей ничего не приходило в голову.

- Завтра приедет  дизайнер: хозяйка хочет кое-что поменять. И сама она тоже, соответственно, будет. А в следующий раз Вы...то есть, ты снова можешь прийти.

Олег был старше Ники, и ей было неудобно говорит ему "ты".

Олег пришёл, и они снова болтали. Ника рассказала о своей семье, а Олег - о своей. После этой темы они плавно перешли к своим детским воспоминаниям, делясь  друг с другом самыми яркими и значимыми, самыми тёплыми и  радостными, самыми курьёзными и забавными случаями из своего детства.
- Олег, прости, но я так и не придумала, чем тебе помочь, - сказала Ника со вздохом, когда в разговоре образовалась пауза.
- Ты мне уже помогла! Мне стало гораздо лучше.
- Правда?
- Конечно. Проблемы остались, но появилась какая-то слабая надежда, что жизнь изменится в лучшую сторону. Радостно осознавать, что кому-то не всё равно, что со мной. У меня же никого не осталось, как ты знаешь. Совсем никого. Кроме дальних родственников на Украине.


Потом они снова увиделись. Потом опять. Пару раз, когда у Ники были нерабочие дни,  они встречались и гуляли по городу.  И разговаривали, разговаривали...Ника видела, что Олег постоянно находится в напряжении. Это было неудивительно, ведь его финансовые проблемы оставались нерешёнными.


Но  однажды, увидев  Олега во время их очередной встречи, Ника  заметила, что её друг не выглядит  таким подавленным, как прежде. И действительно: у Олега были хорошие новости.

- Представляешь, Ника, я  нашёл работу! - сообщил он.

- Олег, поздравляю!!! - радости Ники не было предела. -  Я знала, я говорила, что жизнь обязательно наладится!
-  Да. Но тогда мне не верилось. Я так благодарен тебе за то, что ты спасла меня! Я ведь реально не хотел жить... Нет-нет, я не буду пить чай. Я в этот раз ненадолго. Завтра выхожу на работу, и в связи с этим мне сегодня надо сделать кое-какие дела. Но вот что...
Олег достал  из кармана лист бумаги,  что-то написал на нём, а затем протянул его Нике.
-  Это мой телефон. Если тебя кто обидит, звони. Разберусь с обидчиком по-мужски.
- Олег, да ладно,  я уж сама...
- Нет. Звони, говорю. Не молчи! И ещё...Если так получится, что ты будешь беременна, а твой мужчина будет толкать тебя на аборт... Ну, муж бросит или, там,  парень скажет, что ему не нужен ребенок...Ни  в коем случае не делай аборт! Звони мне. Чем смогу, помогу. Не стесняйтесь, звони в любое время. Я твой должник.
- Ой, ну, что ты...
- Нет, обращайся! Слышишь? Обязательно! Я очень надеюсь, что у тебя всё будет хорошо.  Но  мало ли, вдруг будет такая ситуация. Своего ребёнка я не сумел защитить,  так хоть о твоём немного  позабочусь.  Не оставлю тебя в трудной ситуации.
- Хорошо.  Спасибо!
- Ну, и если ты не против, я иногда буду сюда наведываться. Теперь уже не часто, потому что надо работать. Но буду.

Ника была не против. Они обнялись, и Олег ушёл.

Жизнь Олега  действительно стала налаживаться. На новой работе он получал неплохую зарплату, и через несколько месяцев смог покрыть большую часть своих долгов.

Ника по-прежнему работала в салоне.  Её жизнь вернулась в привычное русло.  По пути  домой  Ника часто  вспоминала Олега и от всей души желала, чтобы  у него  всё складывалось  хорошо. "Пусть он избавится от долгов, пусть у него будут  семья, дети, пусть он будет счастлив...Господи, если Ты есть, помоги ему!" - думала она.

Нередко Олег,  глядя по вечерам  из своего  окна на освещённые фонарями улицы города,  вспоминал Нику и мысленно  желал, чтобы она обязательно встретила свою любовь.

А в это время мечтал найти свою вторую половинку тот, кому было суждено однажды надеть на руку Ники обручальное кольцо и сделать её своей женой.


Рецензии
Нестерпимо жалко героя, у которого так погиб ребенок. Жуть! Это осознание не истребишь никак. В "Лунной ночи 31 июня 2002 года" тоже это есть.

Виринея Вахриз   04.11.2022 17:49     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.