Экзамен по математике

Заканчивается первый семестр первого курса.

Три экзамена сданы. В новенькой зачетке стоят пятерка и две четверки.

Остался последний и самый трудный экзамен по нелюбимому предмету - высшей математике.

Можно сказать, что учеба в первом полугодии первого курса прошла нормально.
Но вот математика... Совсем не вызывающий любовь предмет.
Да и давалась она, несмотря на математический склад ума, достаточно тяжело. Трудно сказать почему...

Пришлось даже записаться на факультативные занятия, прослушать дополнительный курс по теории вероятностей, и узнать еще много интересных математических тонкостей, которых не проходили в общем курсе занятий.

Остался последний экзамен.

Курсант зашел в аудиторию и доложил преподавателю, молодой математичке, о готовности к сдаче экзамена.
– Берите билет.

Курсант обреченно протянул руку к столу, и, на секунду задумавшись, вытащил из середины аккуратно разложенных белых квадратиков один.

Перевернув его, бодро доложил:
– Билет номер семь!
– Идите готовьтесь, - сказала преподаватель, и пометила в ведомости номер вытащенного билета.

Курсант сел за третий стол в среднем ряду, и внимательно начал изучать содержимое билета.

Все, как обычно - два вопроса и задача.
Он взял ручку, занес ее над чистым листом бумаги, и в этот момент, понял, что не знает как отвечать на первый вопрос...
В голове пустота...

Странно, ведь все четыре дня он старательно штудировал учебники, свободно решал задачи, а тут, полный пробел в знаниях.

Он прочитал второй вопрос. Ситуация не изменилась - как отвечать на него тоже было совершенно непонятно...

И тут мысли с математики переместились в сторону предстоящего зимнего отпуска.

У курсантов он длится всего две недели. А если экзамен не сдал, то остаешься в училище на переэкзаменовку - через три - четыре дня после окончания сессии, курсантам, не сдавшим экзамены, разрешают пересдачу.

Но это все идет в то время, когда другие, курсанты уже укатили в отпуск.
А вот тем, кто не сдал, никто отпуск продлевать не будет.
Это твои проблемы - пересдашь с первого раза, может и успеешь съездить на поезде домой.

А если нет? Значит еще три дня отпуска потеряно...
Три плюс три дня, это шесть, а еще на поезде двое суток туда и двое суток обратно.

Тут не надо никакой высшей математики - четырнадцать дней минус шесть, минус еще четыре, остается четыре дня.
Всего четыре дня, можно будет побыть дома...

А если оба раза не удастся пересдать экзамен? Отчислят? Или дадут возможность сдать в начале второго семестра?
Значит, в лучшем случае останешься без отпуска, в худшем - поедешь домой, и мечта стать офицером закончится на первом курсе...

Оставался еще один вариант. При подготовке к экзамену, были написаны прекрасные компактные шпаргалки, которые лежали в кармане брюк.
Шпаргалки были нужны как последний патрон у окруженного врагами бойца.

К каждому экзамену он писал шпаргалки, но никогда ими не пользовался. При подготовке к экзамену они помогали запомнить материал, а перед входом в экзаменационную аудиторию, можно было еще раз быстро пробежаться глазами по нужным вопросам.

– Ты что сидишь ни черта не делаешь?, - раздался над самым ухом громкий голос командира взвода, - Все пишут ответы, а ты тут в окне ворон считаешь!

Курсант, от неожиданности вздрогнул, и загнанным взглядом посмотрел на взводного:
– Я не знаю, как отвечать... Я все забыл...
– Как это забыл? Что значит - забыл?

Командир взвода, не мог взять в толк - как курсант, который никогда не получал ни то, что двоек, у него даже троек не было, и вдруг все забыл... Как такое может быть?

– Ты что мне здесь дурака валяешь?
– Товарищ старший лейтенант, я действительно не знаю что отвечать на эти вопросы... У меня все из головы вылетело. Вот только взял билет и все вылетело...
Взводный смотрел на курсанта и задумался - что делать?

– Товарищ преподаватель! Разрешите мне курсанта на минуту вывести из аудитории!
Математичка подняла недоуменный взгляд на взводного и затихшего курсанта.
– Как вывести? Нельзя! Идет экзамен!
– Я только на минуту выйду с ним в коридор. У нас экстренная ситуация!
– Ну идите, только недолго.

Аудитория затихла.
Звуки шагов взводного и курсанта, в гробовой тишине звучали, как удары молота.

В коридоре командир взвода, здоровенный десантник, схватил курсанта за грудки, поднял его над полом и прислонил к стенке.
– Ты что творишь? Решил мне успеваемость взвода понизить? Сейчас зайдешь обратно, попросишь второй билет и попробуй на него не ответить!

Он поставил курсанта на пол, открыл дверь в аудиторию и нежно толкнул его в спину мощным кулаком.

Преподаватель с интересом посмотрела на курсанта и на маячившего в приоткрытой двери комвзвода.
– И что дальше?
– Товарищ преподаватель! Разрешите взять второй билет!
– Бери! А чем тебе первый не понравился?
– Ну, так надо...
– Ну, бери.

Курсант отправился на свое место, где одиноко лежал билет номер семь и стопка чистых белых листов.

Он посмотрел на вопросы и сразу, без подготовки, начал писать ответы на вопросы второго билета. Задача была решена ровно за две минуты. Весь процесс занял минут пять.
– Товарищ преподаватель! Разрешите отвечать?

Математичка, с удивлением посмотрела на него:
– Ты что, уже готов?
– Да.
– Иди сюда. Присаживайся. Что у тебя за вопросы?

Курсант ответил на оба вопроса и показал решение задачи.

Математичка, попросила его показать первый билет и ответить на вопросы, которые были в нем.
Курсант четко, по-военному, доложил ответы на вопросы билета, и на лету решил задачу.

Преподаватель начала задавать дополнительные вопросы, и гонять его по всему курсу математики за прошедшее полугодие.
Экзамен продолжался больше получаса.

На все вопросы курсант отвечал без запинки, на что преподаватель сказала ему:
– Я не могу поставить тебе пятерку - ты взял второй билет. Поэтому я  ставлю тебе четыре балла.

Она взяла зачетку, в нужной графе написала «Хорошо» и расписалась.

В коридоре курсанта поджидал командир взвода:
– Ну что? Как экзамен?
– Четыре балла, товарищ старший лейтенант!
– Что это было с тобой?
– Не знаю...

Так и закончилась первая зимняя сессия в училище. Отпуск состоялся.


Рецензии