Eё старший единственный брат. Часть 1

Моему старшему брату посвящается
Кое-что здесь выдумано, может быть…А может, и нет… 


Часть 1.

Где-то далеко, на востоке, в Забайкалье есть небольшой  город. Туда трудно добраться привыкшему к цивилизации человеку. Только поездом до железнодорожной станции, а потом на автобусе. Раньше летали маленькие самолеты, их называли «кукурузники». А теперь уже и они туда не летают. Запустение. Город превратился в рабочий поселок. Фабрики, на которых добывали золото, закрыты. Народ уезжает, кто куда может. Те, кто не уехал, погибают. Очень тяжелая экологическая обстановка. Раньше здесь добывали золото и уран.

Но неизменно цветет багульник на сопках. Сопки становятся розовыми-розовыми и тянут своей незабываемой красотой. Если выйти на сопки, то можно видеть, как китайцы пасут овец. Это недалеко от Китая, это недалеко от Монголии.

Город расположен в низине. Сопки защищают от сильных ветров. Здесь долго не было телевидения, потому как мешали сопки. И хорошо, наверное, что не было телевидения. Люди жили своими мыслями, созерцая природу. Как только наступала весна, то зацветал багульник. Все оживало, и все преображалось. Как будто жизнь превращалась в жизнь в розовом цвете.

И парни с девушками всегда ходили на сопки – отдыхать. Подниматься надо было часа два. Но что такое два часа по сравнению с тем видом, который открывался сверху. Можно было часами сидеть и смотреть на эти маленькие дома, что расположены внизу. Красота. А потом, когда возвращались, то смотрели на розовую сказку снизу.

Говорят, что город дал стране около 400 тонн золота. Золото помогло в тяжелые годы, только страна почему-то не помогает жителям города выжить в их тяжелых условиях. Вот и думай о Родине, а потом о себе. 

Как Ингеборг Бахман, австрийская писательница, родилась в Клагенфурте, в Австрии, недалеко от Словении и Италии, так и эта семья родилась на границе трех государств – России (тогда СССР), Монголии и Китая. Она была младшей в семье, последней, и эта неприкаянность между землями – осталась. Последнему –  холодно, прикрыть некому.

Тихая, очень худая женщина каждое утро бегала на рынок, чтобы купить свежих продуктов. Каждый день. Ей всегда было некогда, дел по дому было бесчисленно много. Это ее мать.

Ей всю жизнь будет не хватать матери.

Мать смиренно отдавала свою жизнь семье. Даже и не пыталась вырваться из этого изо дня в день одинакового, повторяющегося быта. Утро – на базар, затем приготовить обед на три блюда, успеть вымыть комнаты, с весны добавлялся огород и посадка цветов. Еще муж ездил на рыбалку и за ягодами – тоже работа. И так каждый день. Есть ей было некогда – перехватит на ходу что-нибудь и хорошо. Некогда, некогда…

Она (мать) всем пыталась помочь, как могла. Желудок болел, но она и виду не подавала, что что-то болит. Всех выслушивала, никого не осуждала. Всех понимала. Ездили к ней из деревень, которые расположены в трех, пяти часах езды. Просто пообщаться, спросить совета, просто постоять. Она стряпала, потому, как не могла ни минуты позволить себе оторваться от дела, а женщины стояли и рассказывали про свою нелегкую женскую судьбу. К чему нужна была такая жертва?
Ни о какой самореализации не могло быть и речи. Да и где в этом маленьком городке можно было самореализоваться? Она реализовывалась в выпечке. Держала первое место в городе. Очень гордилась. Как она радовалась этому первому месту. Вся светилась.    

Надо всегда бороться за то, что имеешь. Надо еще бороться за себя.

Так мать и заработала язву желудка и умерла в 51 год от прободения язвы. Хирург был знакомый. Когда произошло пропадание язвы, надо было срочно делать операцию, а он испугался и медлил.

Так и остались они с братом неприкаянные – одни. Вскоре умер и отец. Был еще второй, средний. Амбициозный. Когда женился, то попал полностью под влияние жены. Так и не стало второго брата.

Мы все в ответе за тех, кто дал нам жизнь, за тех, кто нам родной по крови. Мы в ответе за наших близких, когда они нуждаются в помощи. У каждого своя правда, это известно с давних времен. Но есть же, наверное, она – правда вселенной, та, что сохраняет жизнь, не дает ей уйти в небытие. Как ты думаешь, мой юный друг, есть она?

Золото этого маленького городка принесено в государство смертью его жителей. Сейчас уже многих и нет в живых, и совсем не старых. Пятьдесят- шестьдесят лет разве это старость? Жить бы и жить. С годами все сильнее хочется жить, понимаешь, что жизнь она прекрасна и очень непродолжительна. Хочется помочь своим близких, увидеть внуков, поддержать хоть и взрослых детей. Дети они всегда дети, хоть и взрослые… И еще хочется исправить то, что хочется исправить. А если человек нуждается в помощи, ему надо помочь, если есть силы. А если нет сил?

Её отец был горным инженером, родился до революции, батрачил, а потом стал начальником фабрики, а мать отца (ее бабушка) – работала уборщицей в царское время. Так говорит история. А прадед очень много пил.  Прадед убил урядника, когда тот попытался обидеть его жену. Не хотел. Хотел оттолкнуть. Просто не рассчитал удар. Оттуда у них появилась вера в справедливость, что принесло много-много неприятностей, это с точки зрения обыденной жизни. А с точки зрения вечности – отдача во Вселенную. Жалко, что мы не храним историю своего рода. Надо бы передавать из уст в уста, как и когда мы появились на свет, какими  были те, от кого мы произошли и почему.

Про пьяницу прадеда вспоминали так. Жил он со своей семьей в Пермской губернии. Нрава был сурового. В семье была только одна дочь Дарья, да жена его – Прасковья. Прасковья была статная красавица. Дед Калина ее очень любил. Как-то слышит крик во дворе. Прасковья кричит. Калина выскочил, а там урядник Прасковью «лапает». Калина хотел оттолкнуть урядника, а тот заупрямился, вот и пришлось кулак применить. Да не рассчитал Калина удар кулака. Зашиб он урядника. Вот и сослали Калину и Прасковью и дочь их Дарью в Иркутскую губернию. Там Калина и спился, водку возил, да и попивал. А Дарья выросла вся в мать. Характер железный, статная. Двух сыновей подняла одна. От старшего и родился наш Георгий, Гоша.

Гоша был красавцем. Талант - от древнего отцовского рода. Гоша выбрал отцовскую профессию. В стране только что закончилась  война, и профессия горного инженера была одна из самых уважаемых. Те, кто добывали золото или работали на урановых рудниках, зарабатывали очень много.

Талантливым и красивым людям не так просто жить. Надо осознать это. Надо осознать, что каждый талантливый человек это уникальный самородок, рожденный для реализации какой-то цели. И он не может жить так, как ему захочется, он должен нести талант людям, освобождать их от негатива, постоянно создавать позитив. Каждый день должен быть в движении к лучшему, светлому, каждый день надо совершать такой поступок, который сделает жизнь лучше. Дневник успеха, как говорит Боде Шефер.

Адреналин. Многие думают, что адреналин это здорово. Выпить спиртного, сходить на танцы, где подраться из-за чего-то или кого-то, наговорить кому-то что-то…И это все адреналин. Адреналин это каждый день улучшать себя и окружающий мир. Каждый день.

У Гоши была великолепная фигура, мускулы. Кудрявые волосы, голубые глаза. Было удивительно, откуда в советское время, когда многие занимаются футболом и легкой атлетикой, поднимают штанги, он профессионально занимался элитными видами спорта: гимнастика – кандидат в мастера спорта, конькобежный спорт и танцы: вальс, классическое танго. Это, по-видимому, преддверие перестройки, принадлежность к элите, к которой он, действительно, принадлежал по таланту.

Положение отца делало его очень свободным, все дозволено – это очень плохой советчик. Но отец очень дорожил своей карьерой и приходил в ярость, если дети не отвечали его уровню. Были определенные критерии того, что хорошо и что плохо. Хорошо - это закончить высшее учебное заведение, много зарабатывать, жениться на девушке из своего круга и вести светский образ жизни, никаких походов к любовницам, пьянство в пределах нормы. Но Гоша этим не отличался. Пил. Почему Гоша пил? Наверное, не находил он в этом кругу норм место для себя. Что-то другое ему было нужно. Она, его младшая сестра, потом поймет, что найти дорогу в жизнь очень непросто, особенно, когда рядом те, кто хочет сбить тебя с пути. И если ты однажды «встал на ноги», то уже никогда нельзя падать. Иначе затопчут.

К красавцу все тянулись, купаться в его красоте и интеллекте. В маленьком городке, где нет никаких развлечений, рассказать о том, что вчера выпивал с Гошей, было равносильно тому, как посмотрел Олимпийские игры или выставку ВДНХ своими глазами. Собиралась компания, и он был лидером, а потом не удерживал высоту, поддавался уговорам, напивался, а потом тянуло на подвиги. Скучно ему было среди этих серых людей, скучно и тоскливо, хотелось адреналина. Адреналин, адреналин…Не тот это адреналин. Жизнь прожить это совсем не просто. Надо оставить о себе память, надо, чтобы дети твои приходили на могилу и вспоминали, каким ты был для них нужным. Главное – нужным.

Город, в котором они жили, и который потом стал рабочим поселком, строили заключенные. Кто еще будет работать на смертельных работах. Золото добывали двумя технологиями: цианистый калий и ртуть. А у заключенных свои правила – поставить на колени. А Гошу поставить на колени было нельзя – вот он и дрался. Отец же, будучи директором фабрики, заботился о своей репутации. Отец, в отличие от Гоши понимал, что «маленькие» люди – очень завистливы и стоит чуть-чуть поскользнуться, то тебя затопчут.  Как много понимал отец, как поздно она и Гоша  осознают мудрость отца. Гоша строил фабрики. Это большой риск. Фабрика надо построить так, чтобы на ней можно было эффективно перерабатывать руду. А для этого надо было знать точное содержание руды. Большое число аналитиков из лабораторий должны были определять содержание руды. На это уходили месяцы. А Гоша брал в руки руду и говорил, какую надо строить обогатительную фабрику. Можно представить, как его ненавидели те, кто месяцами определял и не мог правильно определить содержание руды? Появляется какой-то полутрезвый красавец и говорит, что надо делать. И через некоторое время оказывается, что он – прав…

Она была его младшей сестрой. Тот, второй, никогда не изливающий свои чувства, ибо его чувства были чувствами его жены, с тех пор как он женился, как-то однажды сказал:
- Слишком быстро он (Гоша) «пал» в моих глазах.

А что есть «не пасть»? Это каждый день ходить на работу, зарабатывать деньги, слушаться свою единственную жену, окончить школу, институт и никогда не совершать «плохих» поступков. А вот только душа? Тогда об этом не сильно-то думали. Если такое понятие как душа? И есть ли такое понятие – хороший человек?


Рецензии