Кем быть?
То есть к выбору профессии (наверное, и спутника жизни тоже) надо подходить серьёзно, вдумчиво и неторопливо!
Другое дело - само место в жизни, занимаемое человеком, когда (особенно в новые времена) не всегда учитываются способности индивидуума. Тут уж, к сожалению, многое зависит, как от жизненных обстоятельств, так и во многом ещё и от вышестоящих персон или от «волосатой руки», как называют «блат» в народе. К примеру, смотришь научно-популярные фильмы, а там, в качестве ведущих, участвует много умнейших пожилых учёных, но имеющих звания всего лишь - кандидат наук, и вместе с тем на ТВ частенько красуются молоденькие дамочки-пустышки, которым солидные мужья или любовники, маститые ученые, написали и помогли защитить докторские диссертации. Или, в качестве пресс-секретарей выступают смазливые бабёнки в полковничьих и даже генеральских погонах. С какого же это переляку и за какие заслуги такие почести? Почему вышестоящее начальство «забывает» повышать воинские звания боевым офицерам, совершенно игнорируя их заслуги, не давая пути их карьерному росту?! Весьма очевидно - боясь потенциальной конкуренции с их стороны! В своё время был такой анекдот: «Сын полковника спрашивает у отца: «Папа, а я тоже буду полковником?» Тот заверяет: «Будешь, сынок!» «А генералом?» - снова вопрошает отпрыск родителя, но получает отрицательный ответ: «Нет, сынок, у генерала свой сын подрастает!»»…
В разные годы у молодёжи кардинально менялись пожелания к будущей профессии. До революции семнадцатого года было почти, как в этом анекдоте: сын крестьянина был крестьянином, рабочего – рабочим, а богатея – богатеем. В начале советской власти перспективы для трудящихся были большие и более-менее одинаковые, пока все «теплые» места не заняла номенклатура, которая, впрочем, постоянно обновлялась по тем или иным (подчас суровым) причинам. Тогда молодежь мечтала о профессии лётчика, полярника или военного. После войны престижно было становиться инженером или врачом, потом – космонавтом! Но через некоторое время (в годы тотального дефицита) приоритеты резко поменялись, и работником торговли стать - было куда предпочтительнее. В перестройку многие кинулись в бухгалтеры и юристы, которых впоследствии набралось с перебором. Другая молодёжь (от неуёмного дебилизма) мечтала обратиться олигархом, или, хотя бы его женой, если внешние данные позволяли. А коли такое «не обламывалось», то (на худой конец) – рэкетиром или валютной проституткой заделаться! Теперь, в эпоху первобытного капитализма, мало кто хочет производить материальные блага для общества. Развращённая нынешним потребительским воспитанием существенная часть молодёжи больше мечтает о собственном участии в деле распределения этих благ по принципу: «Да отсохнет та рука, которая себя обделит!»
Конечно, несправедливо было бы очернять всю нашу молодёжь, иначе, откуда же у нас и сейчас нередко встречаются героические личности, участвующие в боевых действиях или спасающие людей в катастрофических ситуациях, рискуя своей собственной жизнью! Но их, к сожалению, теперь не так уж и много по сравнению прагматичными потомками былых героев, для которых сейчас героями являются эпатажные блогеры сомнительных способностей и наглые «светские львицы» из подворотни.
Нынешняя школа перестала быть воспитательным учреждением. А современные родители учат своих чад – расталкивать всех соперников, стоящих поперёк, на пути к их собственному благополучию и состоянию, по известному капиталистическому принципу: «Человек человеку – волк!». Хотя, кстати, даже те же волки порой ведут себя куда порядочнее по отношению к своим соплеменникам, чем некоторые люди. Общество неуклонно деградирует! И если не найдутся силы, которые теперь же не изменят к лучшему создавшееся катастрофическое положение, страна и дальше неуклонно покатится к полному развалу…
Но я увлёкся, ведь речь в статье идёт о выборе жизненного пути нашими детьми и внуками! В моём детстве при Доме пионеров имелась масса бесплатных кружков, где детям прививали первоначальные навыки к будущей профессии. А в школе (после восьмого класса) вводилось производственное обучение (с посещением Учебного комбината раз в неделю). В институт, к примеру, педагогический конкурс был достаточно большой, так что и с одной тройкой не поступишь, а после окончания обучения все выпускники направлялись на работу в школы. Теперь же поступить достаточно просто (из-за постоянных недоборов), но после завершения учёбы, в школу новоявленных педагогов не заманишь и калачом. Юноши идут в мерчендайзеры, а девушки - продавщицами в супермаркеты. Оно и понятно, хоть учителям и прибавили зарплату, но никаких нервов на нынешних отроков не хватит. Некоторые дети во время урока встают и свободно ходят по классу, другие матом ругают преподавателя, а был случай, что старшеклассники заволокли молодую учительницу в мальчиков туалет и надругались над ней. Для нас (в своё время) было удивительно бунтарское поведение учеников 9-ого класса из кинофильма «Доживём до понедельника», мы в школе вели себя не так вольно и свободолюбиво, а теперь их поведение смотрится совершенно безвинно…
Но я опять увлёкся! Значит, дело в ориентировке к будущей профессии теперь целиком лежит на родителях. Во-первых, для начала нужно конкретно определить: к гуманитарным или техническим наукам склонен ребёнок. Для этого необходимо присмотреться к интересам своего чада, к его стремлениям. Бывает, что это выявляется рано и совершенно просто: ребёнок сам тянется к тому, что его привлекает. В других обстоятельствах нужно слегка помочь ему сориентироваться игровым способом. Но часто трудно определить склонности ребёнка, тогда в этом могут помочь школьные психологи, что-то посоветовать родителям, предложить какую-то методику. Я бы не совсем отвергал даже астрологические методы психологического анализа личности и советую для людей без религиозных предрассудков этим воспользоваться. На личной практике я убедился, что этот метод эффективен более, чем в восьмидесяти процентах случаев.
После того, как будущее направление становится ясным, во-вторых, надо постоянно создавать условия ребёнку для реализации его способностей. Кстати, даже репетиторство проверенных специалистов (то есть рекомендованных вашими хорошими знакомыми) будет нелишне. Ваш ребёнок должен видеть, что вы не безразличны к его интересам и к будущему его занятию. Конечно, идеальный случай, когда ваше дитя хочет походить на вас. Так что нужно и самому, так сказать, соответствовать!
И напоследок – приведу последний случай из собственной практики.
Недавно мой шестилетний внук, видимо, посмотрев мой дембельский фотоальбом, сказал мне:
«Деда, а знаешь, кем я хочу стать?»
«Нет (говорю), кем же?»
«Хочу, как и ты, стать военным!»
«Но я же не военный!»
«А кто ты?»
«Инженер»
«Ну, тогда и я буду инженером!»
«Что ж, молодец! Учись, внучек!»
5.08.21
Свидетельство о публикации №221080600326