Русалочка

В конце июня у нас в Подмосковье обычно буйно цветет жасмин. И благоухать он начинает обычно ближе к ночи. Особенно сильно благоухает, как я заметила, в лунные ночи, когда луна полная. Я люблю такие вечера и ночи: всегда хорошо мечтается, думается, в голову приходят разные мысли и воспоминания из далекого детства. Лежишь себе, разглядываешь сучки на потолке, и думаешь-мечтаешь о чем-нибудь своем, словно ждешь, как в детстве, что случится какое-то чудо.
Хорошо жить и мечтать - когда тебе двадцать лет, а впереди еще два с половиною месяца летних каникул, и все летние развлечения: купание в озере, велосипеды, бадминтон, дартс, баскетбол, шахматы, шашки и многое другое. Говорят, что полного счастья не бывает. Но, кажется, сейчас у меня именно полное счастье: у меня есть всё, о чем я мечтаю, а большего мне и не надо...

Но рядом живут другие люди, у которых совсем другая жизнь и другие заботы. И так или иначе, краем их горе врывается и в твой мир, словно напоминая, что не весь жизненный путь розовыми лепестками будет выстлан. У кого-то жизнь только начинается, а у кого-то близится к концу. Недавно я убедилась: до какой степени одинок может быть человек на склоне лет.

Этот пожилой человек живет на другом конце улицы нашего дачного поселка. Родители мои с ним давно были довольно дружны, раньше чаще заходили к нему в гости. В последние годы, хотя он еще вовсе не так уж стар, здоровье его серьезно пошатнулось, начали одолевать многие болезни. Его жена оказалась женщиной недостойной и подлой, и просто бросила его, когда он уже не смог так работать, как раньше, и столько вкладывать в семью (интересно, что бы сказали здесь феминистки: все равно стали бы ее оправдывать??). Какое-то время он продолжал общаться со своим 15-летним сыном, но 2 года назад случилась беда: сын скоропостижно умер от воспаления легких. Протянули с лечением, он неделю кашлял и задыхался, а когда положили в больницу - было уже поздно. Трудно представить себе: как такое можно пережить, но этот человек (зовут его Александр) это пережил. Наверное помогла крепкая вера, он человек верующий.

Так или иначе, здоровье его оказалось подорвано, и теперь ему трудно стало делать что-либо по участку, и мы периодически ему помогаем. Вот и в тот день, ближе уже к вечеру (поскольку днем была сильная жара) я вызвалась помочь очистить его участок от бамбука. Это зловредное растение, которое кто-то у нас рассадил еще в советское время, быстро заполоняло заброшенные участки, не давая расти ни цветам, ни кустам. Там, где есть заросли бамбука, не растет больше ничего. Я пришла к Александру, вооружилась перчатками и тяпкой,  и за час управилась: весь бамбук был выдран с корнем. После чего он пригласил меня к себе домой посидеть, выпить чаю. Чай у него всегда хороший: какой-то тропический. Он рассказывал, что вроде бы с Мадагаскара его привез, где он был когда-то в плавании, еще когда служил в армии и на флоте. И с годами чай этот нисколько не портился.

Дом внешне выглядел довольно опрятно: добротный двухэтажный дом, но внимательный глаз быстро находил признаки старения: вот тут уже угол начинает подгнивать, вот трещины между досками залатаны... Внутри дома меня поразила, прежде всего, чистота и ухоженность: всё было аккуратно и чисто, как у девушки - у мужчин такое редко можно встретить. Я где-то читала, что одинокие люди обычно ударяются в две крайности: либо становятся неопрятными, либо, наоборот, сверхопрятными и аккуратными. Александр, видимо, ударился во вторую крайность - что, конечно, лучше. На стене - старые календари с Высоцким, с молодой Пугачевой. На столе разложены листки с кроссвордами, которые он сам придумывал. Мельком взгляд мой упал на листок бумаги, на котором его аккуратным почерком были выписаны строки из песни: "Мотылек, куда же ты летишь. Подожди, ведь ты в огне сгоришь. Беззаботно летая, жизни не зная, прямо в пламя угодишь"... Тут уж я не знала: плакать ли или смеяться...
Заметила в углу на стене портрет Деникина - предки Александра, как и мои предки, служили в Белой армии. Вот стопкой лежат несколько книг - сочинения Деникина, его биография.

Александр начал заваривать чай, пригласил меня сесть за стол и начал спрашивать про мою жизнь, про университет.
- Ну как, Мелания, у вас там в университете - интересно хоть учат, или там одно это...?
-Да, в основном одно "это", - улыбаюсь я, - вульгарный либерализм и безбожие в основном, только обертка поменялась.
- Перестроились во мгновенье ока...
- Ну да уж... - синхронно вздыхаем.
- А как там твой молодой человек, Меланья, у тебя же вроде кто-то был на примете?
-Ну есть... - с таинственностью киваю я.
- Вы хоть с ним целовались?
- Было дело, а что? - смущенно преувеличиваю я, хотя на самом деле я с ним вроде бы даже не целовалась, если только мельком и в щеку.
- Ну и когда свадьба? - загоревшись интересом, спрашивает он.
- Да ну его... он такой стеснительный. Я ему решила сама предложение сделать.
- Гляди-ка, до чего дело-то дошло!
- Ну да. А они сейчас все такие. Кто из хороших семей - все юноши нынче стеснительные до ужаса. А кто не стеснительный - тот часто гопник какой-нибудь. Вот и приходится самой инициативу брать, - поясняю я.
- Да, что ж, времена и нравы меняются.
- Хотела вот весной, но не решилась. В общем, крайний срок - новый год. Намеки он не понимает, такие дела...(про него см. мой рассказ: http://proza.ru/2020/08/21/78)
- Ну тут спешить тоже не надо. Главное: что он такую хорошую девушку нашел, ты ему подвернулась, повезло ему.
- Благодарю за такую оценку, постараюсь ей соответствовать
- Мой сын тоже мечтал о хорошей девушке, планы уже строил...
Далее он стал рассказывать про своего сына. Мне стало не по себе, и в паузе я решила осторожно начать подсказывать ему варианты: как ему жить дальше.

- Я смотрю, у вас дома никаких домашних животных нет. Почему бы вам не завести кого-нибудь?
- Да был у меня котик,  Рыжик звали, пару лет назад умер. Я еще переживал, что не закопал его, а на кремацию отдал. Да ведь зима была, трудно копать было, если бы хотя бы в апреле умер. А я, Мелания, видишь ли, однолюб. Я второго питомца не полюблю, всё не могу Рыжика забыть.
- Эх, да, простите, как же я забыла, - ответила я, мысленно укоряя себя за такую невнимательность. Человек, кажется, потерял всё, что только можно было потерять: жену, детей, да еще вот и кота тоже.
- Но вот у меня тоже не было никогда пока что ни кошки, ни собаки, но зато рыбки были, жаль, век их не долог. Может пару рыбок хотя бы заведете?
-Ну я подумаю...

- А в интернете Вы не сидите, Wi Fi не хотите себе сделать?
- А что это такое?
- Вай-фай то? Нууу... нечто вроде беспроволочного телеграфа, - улыбнулась я, - беспроводное подключение к интернету, в общем.
- Да зачем мне теперь это?
- Ну как зачем... Как наша молодежь говорит: "джаст фо фан", для забавы.
Сможете там на форумах с другими людьми пообщаться, фото и видео посмотреть и сами выкладывать сможете, рассказать о вашей жизни, найти друзей даже, я вам помогу.
- Ну я подумаю...
- Ну вот, заладили. "Подумаю, подумаю". Обязательно сделаем! - весело сказала я.

- Тебе наверное уже пора домой? - спросил меня Александр.
- Не, куда спешить. Дома у меня пока никого, родители как всегда в пробке в Люберцах застряли, только что SMS прислали (я чувствовала, что он очень не хочет, чтобы я уходила, поэтому растягивала время).
- Да уж, эти пробки...
Дальше мы посетовали на наши пробки и дороги, которые никак не отремонтируют.

Но в целом-то разговор у нас как-то не клеился. Казалось бы, мы в основном соглашались друг с другом, поддакивали, и по всем основным вопросам было у нас полное согласие, но все равно - не клеился. Слишком разные наши миры, слишком разные заботы. Я поняла, что в мыслях он все равно со своим сыном и не может смириться с его потерей. Я не знала, чем еще ему помочь. К сожалению, я никак не смогу ему вернуть сына, как не смогу вернуть и молодость. Могу только на словах поддержать, да помочь что-то по хозяйству, а что еще в наших силах? Ведь в сущности, как мало мы, люди, можем, несмотря на весь наш интеллект и науку, которая пока что еще достаточно слаба для того, чтобы подарить большинству людей подлинное счастье.

И тут вдруг Александр выдает:
- Ты хорошо мне помогла. А еще мне иногда русалочка помогает. В такие вот лунные ночи она прибегает, и то перекладину в заборе мне починит, то кусты подстрижет.
- Кто-о? - растерянно переспросила я.
- Русалочка, - хитро прищурился Александр, - наверное, из ближайшей речки выбегает.
- эмммм, вы это...серьезно? - спросила я, не зная, как реагировать.
- Конечно серьезно. (хотя уже и сама вижу, что он серьезен).
- Бегала? Но ведь у нее же...хвост?
- ну не знаю, у моей бывают и ноги. Она бегает в лунном свете, резвится, и мне помогает.
- Ааааа, ну хорошо, если так, - вымучиваю я улыбку, думаю про себя: конечно, у одиноких людей быстро развивается странности, но не до такой же степени? Но ведь в остальных рассуждениях, кроме этой "русалочки", он был вполне рассудителен и адекватен.

Уже темнело. Я, наконец, встала и засобиралась домой, увидев вдали, в конце нашей улицы,  свет фар, - наконец родители мои приехали, сейчас ворота откроются.
- О, вот и фары вижу! - сказала я, - приехали мои родители...Вы смотрите, не сдавайтесь! Никогда не сдавайтесь! Жизнь впереди еще интересная может быть. Люди и в 90 лет с парашютом прыгают, недавно по телевизору показывали. Понятно?! - строго спросила я, крепко пожав его руку.
- Хорошо, Меланья, постараюсь не сдаваться, - с жалкой, слабой улыбкой ответил он, сжав своей холодной рукой мою руку.
- Я еще на неделе зайду к вам. У вас вон там...огородик, смотрю, подзарос, надо бы тоже продрать, "причесать его".  Смотрю, тыква у вас там уже оранжевая подрастает, красиво, только сорняки. Ох уж эта сныть вездесущая, - сказала я, радуясь, что нашла еще предлог побывать у него, и это подействовало, он сразу оживился и обрадовался:
-Конечно, заходи.
Долго тряс мою руку, никак не желая выпускать.

Я вышла от него и пошла к себе через всю улицу, мой дом один из последних, а сразу за ним начинается лес. Луна стала уже ярко видна на небе. Загорались звезды, сегодня что-то очень ярко, такое обычно бывает позже, в августе,  - вот крупная звезда, кажется, из созвездия Лебедь. Вот изогнутая буквой М Кассиопея, а там и Малая и Большая медведицы, и на самом горизонте, когда вглядываешься, становится едва видна далекая туманность, может быть это туманность Андромеды. За одними звездами проступают другие, более далекие, а за теми еще и еще, если присмотреться. Какое огромное небо, и сколько тайн еще хранит. Жасмин благоухает так, что опьянеть можно, но уже и опадает белыми листьями, похожими на снег, - заканчивается его цветение. Почему-то мне подумалось, что эту ночь я запомню надолго, может быть на всю жизнь даже. "Русалочка"... как все-таки одиноки мы во Вселенной, да и в этом мире. И что может быть ужаснее, чем жить вот так- ведь для Александра теперь, по сути я да мои родители - самые близкие люди на этом свете. Есть вроде бы у него какие-то далекие родственники, вроде бы троюродный брат где-то под Курском, но не хочет он с ним общаться. "Русалочка"... это надо же такое придумать, - хотя если такие мечты помогают жить, то почему бы и нет? Я вспомнила, как такого же одинокого пенсионера в соседнем поселке соседи просто сдали в дом престарелых, когда у него уже покосился дом и он не смог ничего делать по хозяйству.

Вот я и дома. Быстро принимаю душ. Ух, как холодно у меня на нижнем этаже - часть дома каменная, и тепло быстро уходит, даже если день был жаркий. Протопить что ли? Не, не буду. Лучше я сейчас под двойное одеяло. Накрываюсь двойным - красота. "Русалочка"... может, мне тоже сегодня что-нибудь необычное приснится. А в окно светит луна, оставляя яркую полоску на стене. Одиноким ли, семейным, молодым и старым, несчастным и счастливым, больным и здоровым, в радости и в горе - всем она светит и миллионы лет еще светить будет, обозревая с высоты наши беды и наши счастья.


Рецензии
В целом интересно, но довольно много тавтологии. Как я смотрю, это общая ошибка Ваших текстов. С повторами надо бороться. «В конце июня у нас в Подмосковье обычно буйно цветет жасмин. И благоухать он начинает обычно ближе к ночи. Особенно сильно благоухает, как я заметила, в лунные ночи, когда луна полная. Я люблю такие вечера и ночи: всегда хорошо мечтается, думается, в голову приходят разные мысли и воспоминания из далекого детства. Лежишь себе, разглядываешь сучки на потолке, и думаешь-мечтаешь о чем-нибудь своем, словно ждешь, как в детстве, что случится какое-то чудо.» За один коротенький отрывок: два раза «обычно», два раза «благоухает», четыре раза «ночи», «луна» и «лунные» — рядом сразу два однокоренных слова, «мечтается, думается» и тут же «думаешь-мечтаешь», «детство» два раза. Постарайтесь исправить текст, читать такое сложно. По содержанию — я вам не указ, но на мой взгляд, немного затянуто. А вообще философски и таинственно как-то) Вы много классиков читали? Прямо похоже пишете)) Повторы убрать — и будет всё отлично!

Мария Менжинская   02.04.2024 23:00     Заявить о нарушении